33-5835/2011 взыскание единовременной денежной выплаты



Судья Колесникова Д.А. № 33-5835/2011

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА

РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Семенчиной Л.А.

судей Белова Н.Е. и Кореневой И.В.,

при секретаре Махлинец Т.В.,

рассмотрев в судебном заседании 31 октября 2011 года

дело по кассационной жалобе Агентства Республики Коми по социальному развитию на решение Сыктывдинского районного суда от 8 сентября 2011 года, по которому в удовлетворении исковых требований Агентства Республики Коми по социальному развитию к Шаньгиной Л.Е. о взыскании единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилья отказано.

Заслушав доклад судьи Белова Н.Е., пояснения представителя Агентства Республики Коми по социальному развитию Нихельман И.М., представителя ответчика Шаньгиной В.К., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Агентство Республики Коми по социальному развитию обратилось в суд с исковым заявлением к Шаньгиной Л.Е. о взыскании выплаченной единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилья. В обоснование требований истец указал, что ответчику Шаньгиной Л.Е., как вдове участника Великой Отечественной Войны, Агентством Республики Коми по социальному развитию 21 января 2011 года принято решение о предоставлении единовременной выплаты на строительство или приобретение жилья. В адрес истца 4 мая 2011 года от Шаньгиной Л.Е. поступило заявление на перечисление единовременной выплаты на приобретение жилого помещения по адресу: ..., – в котором ответчик проживал по договору безвозмездного пользования. Поскольку оснований для отказа в предоставлении единовременной выплаты не имелось, истцом 19 мая 2011 года осуществлен перевод денежных средств. Истец полагает, что в результате совершенной ответчиком Шаньгиной Л.Е. сделки жилищные условия не улучшены, тогда как единовременная денежная выплата имеет строго целевое назначение – улучшение жилищных условий.

В судебном заседании представитель истца Агентства Республики Коми по социальному развитию Деречина С.В., действующая по доверенности, на удовлетворении исковых требований настаивала по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Ответчик Шаньгина Л.Е., будучи надлежащим образом извещенной о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, направив своего представителя. Суд определил рассмотреть дело в отсутствие ответчика.

Представитель ответчика Шаньгиной Л.Е Шаньгина В.К., действующая по доверенности, с исковыми требованиями не согласилась.

Суд постановил приведенное выше решение.

В кассационной жалобе Агентство Республики Коми по социальному развитию с решением суда не согласно и просит его отменить, указывая, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение по делу и неверно применены нормы материального права.

Судом установлено, что ответчик Шаньгина Л.Е. является вдовой умершего участника Великой Отечественной Войны и имеет право на льготы, установленные ст.21 Закона «О ветеранах». Приказом Агентства Республики Коми по социальному развитию от 21 января 2011 года Шаньгиной Л.Е. на основании предоставленных ею документов принято решение о предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилья (далее – ЕДВ) в размере ... рублей, на основании которого 21 января 2011 году ответчику выдано свидетельство о предоставлении ЕДВ.

На основании заявления Шаньгиной Л.Е. на перечисление ЕДВ от 4 мая 2011 года приказом Агентства Республики Коми по социальному развитию от 17 мая 2011 года произведено перечисление ЕДВ в размере ... рублей на лицевой счет ответчика и последняя исключена из республиканского списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, относящихся к категориям граждан, установленным положениями Федерального закона «О ветеранах».

По договору купли-продажи квартиры от 22 апреля 2011 года, ответчик Шаньгина Л.Е. приобрела у Шаньгиной В.К. жилое помещение в виде квартиры, расположенной по адресу: .... Цена названного договора составила ... рублей. Согласно п.2.1 Договора квартира приобретается покупателем за счет собственных средств и за счет средств предоставляемых покупателю в виде единовременной денежной выплаты.

Право собственности за ответчиком Шаньгиной Л.Е. на спорное жилое помещение зарегистрировано 3 мая 2011 года с обременением в виде ипотеки в силу закона.

Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке ст.347 ГПК РФ в пределах кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение правильным.

В соответствии с п.4 ч.1 ст.21 Федерального закона от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах» (далее – Закон) меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации.

Указанным лицам предоставляется обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз.

Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

Законом Республики Коми от 06.10.2006 №69-РЗ «О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан» установлена форма и порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, относящихся к категориям, установленным статьями 14, 16 и 21 Федерального закона «О ветеранах».

В целях реализации названного Закона Республики Коми «О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан» Постановлением Правительства Республики Коми от 22.03.2010 №58 «О мерах по реализации Закона Республики Коми «О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан» утвержден Порядок предоставления гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, относящимся к категориям, установленным статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 Федерального закона «О ветеранах», единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения (далее – Порядок).

Пунктом 26 Порядка установлен перечень документов, предоставляемых в Агентство Республики Коми по социальному развитию для перечисления единовременной денежной выплаты с банковских счетов граждан на счета продавцов жилого помещения или перечисления единовременной денежной выплаты Агентством на счета продавцов жилого помещения граждане (их представители).

В соответствии с п.30 Порядка Агентство принимает решение об отказе в перечислении единовременной денежной выплаты в случае, если заявление и документы, указанные в пункте 26 настоящего Порядка, были представлены после истечения срока на реализацию права на получение единовременной денежной выплаты, указанного в решении Агентства о предоставлении единовременной денежной выплаты (о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья).

Как правильно указал в решении суд первой инстанции, все требования закона Шаньгиной Л.Е., являющейся вдовой умершего участника Великой отечественной войны, исполнены: истцу своевременно были представлены документы, подтверждающие, что она своего жилья на условиях социального найма либо в собственности не имеет, проживает в жилом помещении на основании договора безвозмездного пользования и соответственно нуждается в улучшении жилищных условий. Приобретение жилого помещения по договору купли-продажи у Шаньгиной В.К., в котором ответчик ранее проживала на условиях безвозмездного пользования, безусловно является улучшением жилищных условий ответчика, поскольку её правовой статус с нанимателя изменился на собственника жилого помещения, что в настоящее время ей дает право не только пользования, но и владения и распоряжения квартирой, в которой она проживает, по своему усмотрению, а также она в настоящее время, являясь собственником квартиры, не может быть выселена из квартиры по требованию других лиц.

Правильным является также вывод суда, что заключение ответчиком договора купли-продажи с Шаньгиной В.К., которая приходится ответчику невесткой, не противоречит требованиям закона, так как действующее законодательство не содержит запрета и ограничений относительно заключения данного вида сделок между членами семьи.

С учетом изложенного оснований для отмены решения суда, предусмотренных ст.362 ГПК РФ, как о том ставится вопрос в кассационной жалобе, судебная коллегия не усматривает. Доводы кассационной жалобы по существу сводятся к переоценке выводов суда и не свидетельствуют о неправильности постановленного решения.

Спор разрешен в соответствии с требованиями закона, регулирующего возникшие по делу правоотношения, установленным по делу доказательствам дана правильная оценка.

Руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Сыктывдинского районного суда от 8 сентября 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Агентства Республики Коми по социальному развитию -без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи