Судья Нагорнова О.Н. Дело № 33-5641/2011 О П Р Е Д Е Л Е Н И Е СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ в составе председательствующего Ивановой Н.Г., судей Архаровой Л.В., Белова Н.Е., при секретаре Димовой Н.В., рассмотрев в судебном заседании 20 октября 2011 года дело по кассационной жалобе Агентства Республики Коми по социальному развитию на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 29 августа 2011 года, по которому Приказ Агентства Республики Коми по социальному развитию № ... от 26.01.2011 об отказе в предоставлении Шарапову М.П. единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилья, исключении из республиканского списка граждан-получателей единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилья признан незаконным. Агентство Республики Коми по социальному развитию обязано включить Шарапова М.П. в республиканский список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, относящихся к категориям граждан, установленным статьями 14, 16 и 21 Федерального закона «О ветеранах» и ст.17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Заслушав доклад судьи Ивановой Н.Г., судебная коллегия У С Т А Н О В И Л А: Шарапов М.П. обратился в суд с иском к Агентству Республики Коми по социальному развитию о признании незаконным приказа об отказе в предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилья как ветерану боевых действий, включении в республиканский список граждан-получателей единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилья за счет средств федерального бюджета. В обоснование иска указал, что ответчиком незаконно отказано в предоставлении указанной выплаты, несмотря на наличие у истца определенного статуса и его нуждаемости в улучшении жилищных условий. В судебном заседании Шарапов М.П. поддержал заявленные требования, пояснив, что, переехав в границах Койгородского района из п.Вежью в п.Койгородок, он не улучшил своих жилищных условий, поскольку занимаемое жилье в п.Вежью он сдал, а жилье в п.Койгородок по своей площади не соответствует учетной норме жилья в Койгородском районе. Представитель Агентства Республики Коми по социальному развитию в судебном заседании с иском не согласилась, ссылаясь на отсутствие оснований для признания истца нуждающимся в улучшении жилищных условий, поскольку Шарапов М.П. 14.12.2010 снят с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий органом местного самоуправления по месту жительства, дата постановки на учет в Койгородском районе – 27.05.2011 не позволяет Шарапову М.П. претендовать на получение ЕДВ, и кроме того, считает, что он обеспечен жильем по нормам, установленным на дату постановки на учет с учетом жилых помещений, принадлежащих членам его семьи. Суд постановил указанное выше решение. В кассационной жалобе Агентство Республики Коми по социальному развитию не согласно с решением суда и просит его отменить, указывая, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и противоречат нормам действующего законодательства. Проверив законность и обоснованность решения суда, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения и отмены правильного по существу решения суда. Разрешая спор, суд правильно применил нормы материального права. Как следует из материалов дела и установлено судом, Шарапов М.П. является ветераном боевых действий и имеет право на меры социальной поддержки, установленные ст. 16 Федерального Закона "О ветеранах". Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Согласно указанной норме Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Во исполнение федерального законодательства принят Закон Республики Коми от 06.10.2006 № 69-РЗ "О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки", который установил, что формой обеспечения жильем граждан, относящихся к категориям, установленным ст.14,16 и 21 Федерального Закона "О ветеранах" и ст.17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", является предоставление им в порядке, определенном Правительством Республики Коми, единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения. Соответствующие социальные выплаты предоставляются за счет и в пределах средств, предусмотренных бюджетам субъектов Российской Федерации в федеральном бюджете. Предоставление выплат отнесено к полномочиям Агентства Республики Коми по социальному развитию в порядке, утвержденном Постановлением Правительства Республики Коми от 22.03.2010 № 58 "О мерах по реализации Закона Республики Коми "О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан". Согласно п. 3 Постановления Правительства Республики Коми от 22.03.2010 № 58 на Агентство РК по социальному развитию возложена обязанность обеспечить формирование и ведение республиканского списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года и имеющих право на предоставление социальных выплат на приобретение жилья, относящихся к категориям, установленным статьями 14, 16 и 21 Федерального закона "О ветеранах" и статьей 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", на основании списков, представляемых органами местного самоуправления. Как правильно признал суд, из приведенных норм следует, что при реализации жилищных прав указанной категории граждан основополагающим фактором является их нуждаемость в улучшении жилищных условий, нахождение на учете в органах местного самоуправления для улучшения жилищных условий. Как установлено в судебном заседании, Шарапов М.П. был зарегистрирован по адресу: ... с 1987 года по 14.12.2010. Проживая по указанному адресу, администрацией СП «Ужга» он был принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан в связи с недостаточной обеспеченностью жилой площадью с 24.11.2000. 14.12.2010 Шарапов М.П. снялся с регистрационного учета по указанному адресу в связи с переездом на постоянное место жительства в с.Койгородок. Квартира по адресу: ... входит в состав муниципального жилищного фонда, право пользования указанной квартирой истцом прекращено с 14.12.2010. 14.12.2010 Шарапов М.П. был снят с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан в СП «Ужга» в связи с выбытием на иное постоянное место жительства. 15.12.2010 Шарапов М.П. встал на регистрационный учет по месту жительства по адресу: ... – в жилом доме, принадлежащем на праве собственности его супруге Ш. Е.В., общей площадью 39,3 кв.м. Решением жилищной комиссии СП «Койгородок» от 27.05.2011 № ... Шарапов М.П. принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан по новому месту жительства с 27.05.2011 по п.2 ч.1 ст.51 Жилищного Кодекса РФ в связи с обеспеченностью общей площадью на одного члена семьи по месту проживания (...) менее учетной нормы (4 человека: Шарапов М.П., жена и двое сыновей). 13 января 2011 года Шарапов М.П. обратился к ответчику с заявлением о включении его в республиканский список и предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилья. Приказом Агентства Республики Коми по социальному развитию № ... от 26 января 2011 года Шарапову М.П. отказано в предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилья, он исключен из Республиканского списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, относящихся к категориям, установленным статьями 14, 16, 21 ФЗ "О ветеранах" и ст. 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" в связи с утратой оснований для признания истца нуждающимся в улучшении жилищных условий по п.п. "а" п.8 Указа Главы Республики Коми от 27 мая 1999 года № ..., поскольку Шарапов М.П., являющийся членом семьи собственников жилых помещений, обеспечен жилой площадью на одного члена семьи более учетной нормы, установленной на дату постановки на учет. Судом проверено право истца на получение указанной выплаты и правильно признано, что ответчик необоснованно отказал истцу в ее предоставлении. В соответствии ч.2 ст.6 Федерального Закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части. Исчерпывающий перечень оснований для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий установлен в ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации. Согласно 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. Решением Совета МР «Койгородский» от 27.02.2006 № ... с изменениями, внесенными решением от 16.05.2007, учетная норма площади жилого помещения для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий установлена 18 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека. Как установлено в судебном заседании, жене истца - Ш. Е.В., помимо жилого дома ..., принадлежит ... доли в праве собственности на ... общей площадью 16,4 кв.м. ... доля в праве принадлежит сыну истца Ш. Д.М., ... г.р. В соответствии с ч.2 ст.51 Жилищного кодекса РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений. На день рассмотрения дела, обеспеченность жилой площадью истца, исходя из состава семьи 4 человека: он, жена и двое сыновей и исходя из суммарной общей площади всех вышеуказанных жилых помещений, как это предусмотрено ч. 2 ст. 51 Жилищного кодекса РФ, составляет 13,9 кв.м общей площади жилья, что меньше учетной нормы, установленной решением МР «Койгородский» от 27.02.2006 № .... Применительно к рассматриваемым обстоятельствам дела, с учетом положений ч.2 ст.6 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса РФ", суд обоснованно признал, что истец не утратил оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали ему право на получение жилого помещения по договору социального найма. Шарапов М.П. обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. Суд установив, что преднамеренности ухудшения Шараповым М.П. при переезде в пос.Койгородок на постоянное место жительства своих жилищных условий не имелось, переезд истца был осуществлен в пределах одного муниципального района и субъекта РФ, был обусловлен семейными отношениями истца, пришел к верному выводу о том, что расценивать указанный факт как прекращение права считаться в установленном порядке признанным нуждающимся в улучшении жилищных условий с 24.11.2000 и возникновении соответствующего права с новой датой постановки в ином сельском поселении (в том же муниципальном районе) правовых оснований не имеется. Данный вывод, как верно отмечено судом первой инстанции, соответствует неоднократно выраженной в решениях Конституционного Суда Российской Федерации правовой позиции о том, что реализация установленных льгот и социальных гарантий должна осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства. Данный принцип предполагает правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, предсказуемость политики в социальной сфере. Противное по существу, будет означать произвольную отмену прав, приобретенных гражданами в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемых в конкретных правоотношениях. Исходя из анализа вышеуказанных норм закона и установленных обстоятельств по делу, суд первой инстанции при разрешении спора пришел к правильному выводу о том, что истец, обладающий определенным статусом и поставленный до 01 января 2005 года на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, по основаниям, которые до настоящего времени не изменились и не отпали, имеет право на улучшение жилищных условий посредством получения единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилья и удовлетворил исковые требования в полном объеме. По изложенным основаниям доводы кассационной жалобы о не соответствии выводов суда фактическим обстоятельствам дела и неправильном применении судом норм материального права не могут быть признаны состоятельными, влекущими отмену решения суда. Судебная коллегия не усматривает оснований, влекущих отмену решения суда по доводам кассационной жалобы. Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия О П Р Е Д Е Л И Л А : Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 29 августа 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Агентства Республики Коми по социальному развитию - без удовлетворения. Председательствующий Судьи