Судья Тимофьте В.К. Дело № 33-5773/2011 г. КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ в составе председательствующего Ивановой Н.Г. судей Машкиной И.М. и Юдина А.В., при секретаре Димовой Н.В., рассмотрев в судебном заседании 27 октября 2011 года дело по кассационной жалобе Государственному учреждению Республики Коми "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Воркуты" на решение Воркутинского городского суда от 13.09.2011 года, которым Обязано Государственное учреждение Республики Коми "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Воркуты" предоставить Антиповой О. Ю. субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за период с 01.03.2011 г. по 31.08.2011 г. Заслушав доклад судьи Машкиной И.М., судебная коллегия, У С Т А Н О В И Л А: Антипова О.Ю. обратилась в суд к ответчику с заявлением о восстановлении ее нарушенного права, предоставлении субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг. В обоснование иска указала, что 15.03.2011 г. обратилась к ответчику за назначением субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг, приложив к заявлению все необходимые документы, в связи с чем, отказ ответчика в назначении субсидии является незаконным. В судебном заседании представителя истца уточнила предмет иска требованием предоставить Антиповой О.Ю. субсидию на оплату жилищно-коммунальных услуг на период с 01.03.2011 г. по 31.08.2011 г. Истец надлежащим образом извещена о времени и месте судебного заседания, в суд не явилась, ее дело в суде ведет представитель по доверенности. Представитель ответчика с иском не согласился. Судом вынесено вышеуказанное решение. В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда, так как судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение по делу и неверно применены нормы материального права. Проверив законность и обоснованность постановленного решения исходя из доводов кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения. Судом установлено, что 15.03.2011 Антипова О.Ю. обратилась в ЦСЗН г. Воркуты с заявлением о назначении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на состав семьи из 2–х человек, включая себя и несовершеннолетнюю дочь Антипову П.Н., родившуюся ДД.ММ.ГГГГ. 28.04.2011 ЦСЗН г. Воркуты принято решение об отказе в назначении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в связи с предоставлением неполного пакета документов, а именно ввиду отсутствия документов о доходах Антиповой О.Ю. с сентября 2010 года по февраль 2011 года. Проверяя законность принятого решения, суд пришел к выводу о том, что оно противоречит действующему законодательству. Вывод суда основан на законе и материалах дела. В соответствии с частью 7 статьи 159 ЖК РФ порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 г. N 761 утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, определяющие порядок предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг гражданам Российской Федерации. В соответствии с подпунктом "г" пункта 8 Правил для получения субсидии граждане или лица, уполномоченные ими на основании доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, должны представить в уполномоченный орган по месту постоянного жительства помимо заявления о предоставлении субсидии в том числе и "документы, подтверждающие доходы заявителя и членов его семьи, учитываемые при решении вопроса о предоставлении субсидии". Во исполнение пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 г. N 761 приказом Минрегиона РФ № 58, Минздравсоцразвития РФ № 403 от 26.05.2006 г. утверждены Методические рекомендации по применению Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Пунктом 50 Методических рекомендаций установлено, что к документам, подтверждающим отсутствие у граждан доходов, относятся: а) для граждан, имеющих статус безработных, - документ, подтверждающий отсутствие выплаты всех видов пособий по безработице и других выплат безработным; в) документ, подтверждающий принадлежность граждан к категориям лиц с отсутствием или ограничением возможности трудоустройства, к которым относятся, в том числе матери, осуществляющие уход за ребенком до достижения им 3-летнего возраста, не получающие ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет и ежемесячной компенсационной выплаты гражданам, состоящим в трудовых отношениях на условиях трудового договора и находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 3-летнего возраста. Таким образом, матери, осуществляющие уход за ребенком до достижения им 3-летнего возраста, не получающие ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет и ежемесячной компенсационной выплаты гражданам, состоящим в трудовых отношениях на условиях трудового договора и находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 3-летнего возраста, отнесены законом к категории лиц с отсутствием или ограничением возможности трудоустройства, и для них документом, подтверждающим отсутствие доходов является документ, подтверждающий принадлежность их к указанной категории. Перечень таких документов законодателем не определен. Поэтому суд правильно указал, что отсутствие дохода возможно подтвердить соответствующими справками. В силу п. 14 Правил, заявитель несет ответственность за достоверность представленных сведений и документов. Представление заявителем неполных и (или) заведомо недостоверных сведений является основанием для отказа в предоставлении субсидии. Как следует из материалов дела и установлено судом, истец, обращаясь к ответчику с заявлением о предоставлении субсидии представила пакет документов, из которого следует, что истица является матерью, осуществляющей уход за ребенком до достижения им 3-летнего возраста. В период с сентября 2010 г. по февраль 2011 г. Антипова О.Ю. не работала, в Центре занятости не состояла, и статус безработной ей не присваивался, доходов от трудовой и индивидуальной предпринимательской деятельности не имела, ребенок Антипова П. достигла возраста 3-х лет только 25.04.2011 г. согласно свидетельству о рождении. В указанный период времени истица не являлась получателем ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет. Поскольку истица не работала с сентября 2010 г. по февраль 2011 г., то и ежемесячная компенсационная выплата гражданам, состоящим в трудовых отношениях на условиях трудового договора и находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 3-летнего возраста, ей не выплачивалась. При этом доход семьи Антиповой О.Ю. на момент обращения состоял из доходов ее и несовершеннолетней дочери. Доходы дочери Антиповой О.Ю. состоят из алиментов и ежемесячного пособия на ребенка, которые истицей подтверждены соответствующими справками, представленными как ответчику вместе с заявлением, так и в материалы дела. Таким образом, представленные истцом одновременно с заявлением от 15.03.2011 документы и ее объяснение от этой же даты, согласно которым она указывала, что в спорный период времени не работала ввиду болезни ребенка, проживала на алименты, других доходов не имела, а также справка медицинского учреждения о болезни ребенка в спорный период времени, свидетельствовали о ее принадлежности к категории лиц с отсутствием или ограничением возможности трудоустройства по подп. «в» п. 50 Методических рекомендаций, и давали ответчику основания для применения положений пункта 36 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 761 от 14.12.2005 г., и подпункта "и" пункта 47 Методических рекомендаций, утвержденных приказом Минрегиона РФ № 58, Минздравсоцразвития РФ № 403 от 26.05.2006 г., которые предусматривают право декларировать доходы или их отсутствие в заявлении. Такие сведения могут быть проверены уполномоченным органом в установленном законодательством Российской Федерации порядке, однако этого сделано не было. При таких обстоятельствах, суд пришел к правильному выводу о том, что в предоставлении субсидии истице было отказано неправомерно. Ссылка ответчика в кассационной жалобе о том, что истицей не представлены документы, подтверждающие отсутствие у нее доходов, является не состоятельной и противоречащей материалам дела. Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия, О П Р Е Д Е Л И Л А: Решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 13 сентября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения Республики Коми "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Воркуты" - без удовлетворения. Председательствующий: Судьи: