Судья Ефремова С.А. Дело № 33-5661/2011 О П Р Е Д Е Л Е Н И Е СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ в составе председательствующего Сажина А.В. судей Пристром И.Г., Тебеньковой Л.Г. при секретаре Чебыкиной Е.М. рассмотрела в судебном заседании 24 октября 2011 года дело по кассационному представлению прокурора Усть-Куломского района Республики Коми на решение Усть-Куломского районного суда Республики Коми от 14 июля 2011 года, которым в иске прокурору к администрациям сельских поселений Вольдино, Зимстан, Помоздино, Пожег, Керчомья, Парч, Мыелдино, Нижний Воч, Дзель, Тимшер, Носим, Кебаньель, Югыдъяг, Деревянск, Усть-Кулом, Диасеръя о предупреждении вреда отказано. Заслушав доклад судьи Пристром И.Г., заключение прокурора Шевелевой М.Г., полагавшей решение суда подлежащим отмене, судебная коллегия У С Т А Н О В И Л А: Прокурор Усть-Куломского района обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с исками к администрациям сельских поселений Вольдино, Зимстан, Помоздино, Пожег, Керчомья, Парч, Мыелдино, Нижний Воч, Дзель, Тимшер, Носим, Кебанъель, Югыдъяг, Деревянск, Усть-Кулом, Диасеръя об обязании устранить нарушения правил пожарной безопасности. Определением суда от 14.07.2011 года гражданские дела объединены в одно производство. Судом для участия в деле в качестве третьих лиц привлечены Пруптское, Помоздинское, Усть-Немское и Усть-Куломское лесничество. В судебном заседании прокурор настаивал на применении судом гражданского законодательства по аналогии и возложении на органы местного самоуправления сельских поселений обязанности в определенные сроки выполнить отдельные мероприятия, исключающие возможность перехода огня при лесных и иных пожарах вне границ населенных пунктов на земли населенных пунктов, в частности создать по границам населенных пунктов противопожарные минерализованные полосы и противопожарные разрывы. В порядке реализации полномочий органов местного самоуправления по обеспечению первичных мер пожарной безопасности прокурор потребовал от местных администраций, исходя из нормативов, построить дополнительные источники наружного противопожарного водоснабжения, приобрести противопожарные мотопомпы и др. Исковые требования предъявлены в отношении сельских населенных пунктов: Ягкедж и Пузла сельского поселения Вольдино; Логинъяг, Фроловск и Климовск сельского поселения Зимстан; Кырныша, Модлапов, Выльгорт сельского поселения Помоздино; Ярашъю, Нижний Ярашъю, Великополье и Вомынбож сельского поселения Пожег; Керчомья сельского поселения с одноименным названием; Парч и Лебяжск сельского поселения Парч; Мылдино сельского поселения с таким же наименованием; Нижний Воч, Верхний Воч, Сотчемув, Дема сельского поселения Нижний Воч; Дзель и Габово сельского поселения Дзель; Тимшер и Лопьювад сельского поселения Тимшер; Носим и Паспом сельского поселения Носим; Кебанъель одноименного сельского поселения; Белоборск сельского поселения Югыдъяг; Деревянск этого же сельского поселения, Диасеръя и Югыдтыдор сельского поселения Диасеръя; Усть-Кулом на территории соответствующего сельского поселения. Главы сельских поселений, возглавляющие местные администрации, иск не признали, считая, что исковые требования заявлены формально без учета возможностей и пределов компетенции исполнительно-распорядительного органа, не обеспечены доказательствами и необходимыми расчетами. Судом вынесено указанное выше решение. В кассационном представлении прокурор не согласен с решением суда и просит его отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального права. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает решение суда подлежащим отмене. Законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности", принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности. В силу статьи 37 Федерального закона "О пожарной безопасности" юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности обязаны соблюдать требования пожарной безопасности. Согласно части 1 статьи 38 Закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности. Согласно Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросы обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения и городского округа являются вопросами местного значения (подп. 9 п. 1 ст. 14). В соответствии со ст.19 Федерального закона «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относится: создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем. Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения, установлены в Правилах пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС России от 18.06.2003 N 313. Собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности (пункт 10 ППБ 01-03). Согласно п.112 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации для населенных пунктов, расположенных в лесных массивах, органами местного самоуправления должны быть разработаны и выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и другие). Согласно п.15 ст.69, п.1 ст.75 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" противопожарные расстояния от границ застройки городских и сельских поселений с одно-, двухэтажной индивидуальной застройкой, от хозяйственных и жилых строений на территории садового, дачного и приусадебного земельного участка до лесных массивов должно быть не менее 15 метров. В соответствии со ст.62 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» здания, сооружения и строения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров. У гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника (п.90 ППБ 01-03). Водонапорные башни должны быть приспособлены для отбора воды пожарной техникой в любое время года (п.95 ППБ 01-03). Пункт 94 ППБ 01-03 предусматривает, что при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населенных пунктах – на органы местного самоуправления). Сельские населенные пункты, садоводческие товарищества и дачно-строительные кооперативы должны быть оборудованы мотопомпами (п.31 ППБ 01-03). В соответствии с п.13 ст.67 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» тупиковые проезды должны заканчиваться площадками для разворота пожарной техники размером не менее чем 15 х 15 метров. Из обстоятельств дела следует, что прокуратурой Усть-Куломского района проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления законодательства в сфере предупреждения и тушения пожаров, в ходе которой выявлены ряд нарушений требований пожарной безопасности в деятельности сельских поселений Вольдино, Зимстан, Помоздино, Пожег, Керчомья, Парч, Мыелдино, нижний Воч, Дзель, Тимшер, Носим, Кебанъель, Югыдъяг, Деревянск, Усть-Кулом, Диасеръя. Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что прокурор не представил достаточных доказательств в обоснование требований к местным администрациям поселений, в частности, не представил данные о противопожарных расстояниях от границ населенных пунктов, документы о создании подразделений добровольной пожарной охраны, в требованиях не определено количество пожарных водоемов (резервуаров) по каждому населенному пункт, их параметры и расположение. Материалами дела установлено, что в обоснование заявленных требований в материалы дела представлены акты проверки уполномоченного контрольно-надзорного органа соблюдения органами местного самоуправления обязательных требований, установленных муниципальными правовыми актами и требований пожарной безопасности, а также предписания об устранении выявленных нарушений, выданные ответчикам, которым суд не дал надлежащей правовой оценки, указав лишь в решении на факт неиспользования представителем государственного пожарного надзора средств измерения при определении противопожарных разрывов. Вместе с тем, данное обстоятельство не может служить основанием для признания доказательства недопустимым, поскольку акт контрольно-надзорного органа является действующим, составленный в отношении каждого ответчика, последними не оспорен, доказательств несоответствия положений акта проверки действительности материалы дела не содержат. Выводы суда о том, что представитель государственного пожарного надзора в ходе проверки не сопоставил данные на местности с лесоустроительной, градостроительной документацией, правоустанавливающими документами, документами государственного кадастрового учета, не могут являться основанием для отказа в удовлетворении требований прокурора, поскольку исполнение нормативно-правовых актов в области пожарной безопасности и реальное противопожарное обустройство населенных пунктов не может быть поставлено в зависимость от наличия или отсутствия каких-либо документов, отражающих соответствующий учет. Меры противопожарного обустройства лесов включают в себя, в том числе, прокладку просек, противопожарных разрывов, устройство противопожарных минерализованных полос (п.3 ч.2 ст.53.1 Лесного кодекса Российской Федерации). Комитетом лесов Республики Коми разработан «Порядок организации работ по созданию противопожарных разрывов на лесных участках, примыкающих к границам населенных пунктов», согласно положениям которого Комитет лесов Республики Коми по проверенным перечням населенных пунктов муниципальных образований муниципальных районов, с указанием линейных параметров объектов противопожарного обустройства по каждому населенному пункту, дает указание руководителям лесничеств организовать отвод лесных участков для разрубки просек и противопожарных разрывов, при условии оплаты работ по отводу администрациям МО МР. Принимая во внимание утверждения глав сельских поселений о том, что леса отстоят на значительном удалении от населенных пунктов (100-500 м), суд не проверил указанные доводы и не дал им соответствующей правовой оценки. При разрешении данного спора суду следовало направить запрос в Комитете лесов Республики Коми о действительных границах лесной зоны и населенных пунктов, дать поручение участковым лесничим с привлечением представителя государственного пожарного надзора провести обследование участков, на которых необходимо осуществить создание противопожарных разрывов, на предмет принадлежности данных участков к землям лесного фонда. Судебная коллегия также не может согласиться с выводами суда первой инстанции о том, что не представлены доказательства, касающиеся количества пожарных водоемов, в том числе расчеты количества источников противопожарного водоснабжения по каждому населенному пункту, поскольку нормативы обеспечения населенных пунктов источниками наружного противопожарного водоснабжения определены нормативно-правовыми актами в области пожарной безопасности, в частности, регламентированы статьей 68 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». При этом, суд первой инстанции, принимая во внимание доводы представителей ответчиков о том, что имеющееся количество источников противопожарного водоснабжения достаточно для обеспечения противопожарной безопасности населенных пунктов, не проверил указанные доводы, исходя из того, что количество водоемов является расчетным для каждого населенного пункта с учетом всего спектра возможностей по водоснабжению всех объектов защиты. При таких обстоятельствах решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с направлением материалов дела на новое рассмотрение, в ходе которого суду необходимо учесть вышеизложенное, установить обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения возникшего спора, и принять решение с учетом требований норм материального права, регулирующего спорные правоотношения. Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия О П Р Е Д Е Л И Л А : Решение Усть-Куломского районного суда Республики Коми от 14 июля 2011 года отменить, направить дело в тот же суд на новое рассмотрение. Председательствующий - Судьи -