№33-5370/2011 восстановление на работе



ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Маркова Г.Н. Дело № 33-5370/2011

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Сусловой Н.А.,

судей Голикова А.А. и Перминовой Н.А.

при секретаре Глобу Н.В.

рассмотрев в судебном заседании 10 октября 2011 года дело по кассационным жалобам Казамель Е.Н. на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 29 июля 2011 года, по которому

В удовлетворении исковых требований Казамель Е.Н. к Территориальному органу Федеральной службы государственной статистики по Республике Коми о признании незаконным и не соответствующим требованиям действующего законодательства протокола от 8 февраля 2011 года, признании незаконным приказа об увольнении, восстановлении на работе отказано.

Заслушав доклад судьи Перминовой Н.А., объяснения Казамель Е.Н., представителя ТО Федеральной службы госстатистики по РК Ларионова А.С., заключение прокурора Шевелевой М.Г. об оставлении решения без изменения, судебная коллегия,

У С Т А Н О В И Л А:

Казамель Е.Н. обратилась в суд с исковым заявлением к Территориальному органу Федеральной службы государственной статистики по Республике Коми (Комистат) о признании незаконным и не соответствующим требованиям действующего законодательства протокола от 8 февраля 2011 года, признании незаконным приказа об увольнении от 12 апреля 2011 года, восстановлении на работе с 12 апреля 2011 года.

В обоснование иска указала, что ответчиком нарушены требования ст. ст. 48, 31 п. 7 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» при проведении внеочередной аттестации.

В судебном заседании истица на исковых требованиях настаивала в полном объеме, указав, что доказательств преимущественного права на оставлении на работе ФИО18 ответчиком не представлено, при проведении процедуры сокращения штата не учтено семейное положение истицы, которая осуществляет уход за матерью инвалидом ... группы.

Представитель истицы указал, что факт действительного сокращения должности, которую замещала истица, при рассмотрении дела подтвержден, имевшиеся у ответчика вакансии были предложены истице, вместе с тем процедура проведения аттестации, результаты которой положены в основу принятия решения об увольнении, нарушена, в связи с чем истица подлежит восстановлению на работе.

Представители ответчика с исковыми требованиями не согласились по доводам, изложенным в письменных возражениях на исковое заявление, просили в иске отказать.

Суд постановил приведенное выше решение.

В кассационных жалобах Казамель Е.Н. ставит вопрос об отмене решения суда по мотивам его незаконности и необоснованности, ссылаясь на то, что судом при разрешении спора неправильно применены положения действующего законодательства, регулирующие порядок сокращения и принятия на работу государственных служащих.

Проверив законность и обоснованность постановленного решения, обсудив доводы кассационных жалоб, возражений на кассационные жалобы, судебная коллегия считает решение суда правильным и не подлежащим отмене по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что Казамель Е.Н. с 24 апреля 2002 года принята в Госкомстат РК на должность ....

В соответствии с дополнительным соглашением, заключенным истицей и представителем нанимателя в лице руководителя Комистата, с 1 ноября 2004 года Казамель Е.Н. исполняла должностные обязанности по должности специалиста – эксперта отдела организации сбора данных статнаблюдения в Усть – Вымском районе.

Согласно п. 11.6 Положения о Территориальном органе Федеральной службы государственной статистики по Республике Коми руководитель территориального органа утверждает по согласованию с Росстатом структуру территориального органа, штатное расписание территориального органа в пределах установленных Росстатом численности и фонда оплаты труда.

Приказом Росстата от 3 февраля 2011 года № 28 «Об оптимизации численности государственных гражданских служащих и работников территориальных органов Федеральной службы государственной статистики» утверждена предельная численность государственных гражданских служащих и работников территориальных органов Росстата. Комистату установлена предельная численность государственных гражданских служащих и работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, в количестве 218 единиц.

В соответствии с приказом Комистата от 7 февраля 2011 года предельная численность сокращена на 15 единиц, в том числе сокращена 1 штатная единица специалиста – эксперта отдела организации сбора данных статистических наблюдений в Усть – Вымском районе.

Приказом Комистат от 17 марта 2011 года утверждено с 1 апреля 2011 года штатное расписание государственных гражданских служащих и работников федеральных государственных органов, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Коми.

Приказом от 12 апреля 2011 года истица уволена в связи с сокращением должности гражданской службы по п. 6 ч. 1 ст. 33 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" основанием прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы является отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации в связи с сокращением должностей гражданской службы, а также при непредоставлении ему в этих случаях иной должности гражданской службы.

При увольнении государственного служащего в связи с сокращением штата должна быть соблюдена определенная действующим законодательством процедура: сообщение о предстоящем увольнении за два месяца, предоставление гражданскому служащему с учетом уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности возможности замещения иной должности гражданской службы в том же государственном органе, либо в другом государственном органе, информирование о предстоящем сокращении штата выборного профсоюзного органа.

Суду представлено штатное расписание Комистата на период с 1 апреля 2011 года, в котором отсутствует должность, замещаемая истицей.

Исходя из штатного расписания на период с 19 января 2011 года в отделе организации сбора данных статистических наблюдений Усть – Вымского района имелись две должности специалист – эксперт, которые замещали Казамель Е.Н. и ФИО18

Прекращение служебного контракта, освобождение от замещаемой должности и увольнение признается правомерным при условии, что сокращение должности государственной гражданской службы в действительности имело место.

Дав правильную оценку установленным по делу обстоятельствам и представленным доказательствам, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод, что на день увольнения должность специалиста – эксперта отдела организации сбора данных статнаблюдения с. Айкино сокращена, следовательно, основания для увольнения работника, замещающего данную должность, у работодателя имелись.

При обращении с иском истцом указано на нарушение нанимателем требований ст. 48 ФЗ «О государственной гражданской службе».

Статьей 48 Федерального закона «О государственной гражданской службе» определено, что аттестация гражданского служащего проводится в целях определения его соответствия замещаемой должности гражданской службы. Аттестация гражданского служащего проводится один раз в три года. Ранее указанного срока внеочередная аттестация гражданского служащего может проводиться после принятия в установленном порядке решения о сокращении должностей гражданской службы в государственном органе.

Закон устанавливает возможность проведения в течение двухмесячного срока внеочередной аттестации гражданских служащих для выявления наиболее способных работников. Вместе с тем проведение аттестации не рассматривается как обязанность представителя нанимателя.

Как установил суд в рассматриваемом случае аттестация не проводилась. Приказом Комистата от 4 февраля 2011 года была создана комиссия по выполнению приказа Росстата от 3 февраля 2011 года № 28 «Об оптимизации численности государственных гражданских служащих и работников территориальных органов Федеральной службы государственной статистики», которой поручено изучить в отношении сотрудников, замещающих выведенные за штат должности, их квалификацию, уровень профессионального образования, продолжительность стажа службы или работы по специальности, результаты их профессиональной деятельности, иные основания признания преимущественного права на замещение должности гражданской службы при сокращении должностей.

Комиссии для принятия решения об определении кандидатов на увольнение из числа государственных гражданских служащих представлены отзывы непосредственных руководителей, показатели эффективности и результативности, результаты предыдущих аттестаций, сведения о стаже службы и семейном положении.

Из отзыва заместителя начальника отдела организации сбора данных статнаблюдений ФИО14 следует, что Казамель Е.Н. допускались случаи некачественного предоставления отчетности, игнорировались распоряжения руководителя подразделения, определен показатель эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности Казамель Е.Н. – 3,7.

Исходя из отзывов об уровне знаний, навыков и умений (профессиональном уровне) федерального государственного гражданского служащего Казамель Е.Н. определен в 2007 году коэффициент эффективности и результативности 4,15, в 2009 году – 4,35.

В то же время показатель эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности ФИО18 в 2007 году – 4,5, в 2009 году – 4,55.

При принятии решения комиссией изучены представленные отчеты Казамель Е.Н. и ФИО18 о профессиональной служебной деятельности в 2010 году.

Истица за период работы награждалась в 2003, 2006 годах ведомственными знаками, ей в 2009 году объявлена благодарность, ФИО18 также неоднократно была награждена нагрудными знаками, поощрялась денежными премиями, 15 июля 2010 года занесена в Книгу почета Комистата.

Из протокола заседания комиссии по оценке профессиональной деятельности государственных гражданских служащих и определения их преимущественного права на замещение должности гражданской службы при сокращении должностей от 8 февраля 2011 года следует, что ФИО18 имеет высшее непрофильное образование, несовершеннолетних детей и иждивенцев не имеет, стаж работы в органах статистики 16 лет, имеет высокий коэффициент эффективности и результативности, с должностными обязанностями справляется, обладает организаторскими способностями, инициативна, в период временного отсутствия исполняет обязанности руководителя подразделения, Казамель Е.Н. имеет высшее экономическое образование, несовершеннолетних детей и иждивенцев нет, стаж работы в органах статистики 08 лет, имели место некачественные представления статистической отчетности, в 2009 году уменьшен размер премии по итогам рассмотрения рекламации, игнорируются рекомендации и распоряжения руководителя подразделения, имели место нарушения трудовой дисциплины.

При таких обстоятельствах комиссия приняла решение о преимущественном праве оставления на государственной гражданской службе ФИО18

Указанные обстоятельства подтверждены в судебном заседании и показаниями свидетелей ФИО14., ФИО15, которые положительно характеризовали ФИО18., указывали на ее большую производительность труда, ответственность, опыт работы, отмечали некорректность поведения Казамель Е.Н., исполнение ею более простых должностных обязанностей.

09 февраля 2011 года истица была предупреждена о предстоящем увольнении, ей предложены вакантные должности специалиста – эксперта отдела организации сбора данных статнаблюдений в Усть – Куломском районе, ведущего экономиста внештатной службы по Всероссийской переписи населения, уборщика служебных помещений, предложено также принять участие в конкурсе на замещение вакантных должностей.

11 февраля 2011 года истица отказалась от предложенных ей должностей.

07 апреля 2011 года истице вновь предложены следующие вакансии: ведущий экономист внештатной службы по Всероссийской переписи населения, уборщик служебных помещений, экономист по проведению сплошного наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства, от замещения которых Казамель Е.Н. отказалась.

Анализом штатного расписания на период с 19 января 2011 года и на период с 1 апреля 2011 года подтверждено, что истице предложены имеющиеся вакантные должности, в связи с отказом 11 февраля 2011 года от предложенной должности специалиста – эксперта отдела организации сбора данных статнаблюдений в Усть – Куломском районе, ответчик упразднил данную должность, ввел должность заместителя начальника отдела статистики цен и финансов, которая подлежит замещению по конкурсу. Иные вакансии у работодателя отсутствовали. При этом в штатных расписаниях имелись должности ведущих специалистов – экспертов, начальника отдела статистики населения и здравоохранения, заместителя начальника отдела статистики цен и финансов, финансово – экономического отдела, которые подлежали замещению по конкурсу.

Согласно ч. 7 ст. 31 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" преимущественное право на замещение должности гражданской службы предоставляется гражданскому служащему, имеющему более высокие квалификацию, уровень профессионального образования, большую продолжительность стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности и более высокие результаты профессиональной служебной деятельности.

При равном уровне квалификации, профессионального образования, продолжительности стажа гражданской службы или работы, а также одинаковых результатах профессиональной служебной деятельности применению подлежат правила, установленные ст. 179 ТК РФ.

Согласно ст. 179 ТК РФ при сокращении численности или штата работников преимущественное право на оставление на работе предоставляется работникам с более высокой производительностью труда и квалификацией. При равной производительности труда и квалификации предпочтение в оставлении на работе отдается: семейным - при наличии двух или более иждивенцев (нетрудоспособных членов семьи, находящихся на полном содержании работника или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию); лицам, в семье которых нет других работников с самостоятельным заработком; работникам, получившим в период работы у данного работодателя трудовое увечье или профессиональное заболевание; инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий по защите Отечества; работникам, повышающим свою квалификацию по направлению работодателя без отрыва от работы.

С учетом приведенных требований закона ответчик учел, что ФИО18 имеет большую продолжительность стажа гражданской службы, более высокие результаты профессиональной служебной деятельности, комиссией при принятии решения о преимущественном праве оставления на государственной гражданской службе ФИО18 были также учтены опыт и знание специфики работы, личностные качества данного работника.

Довод кассационных жалоб Казамель Е.Н. о том, что ей должны были быть предложены все вакантные должности без предварительного проведения конкурса, являются не обоснованными, так как противоречат требованиям закона.

Согласно подпункту 10 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданский служащий имеет право на должностной рост на конкурсной основе.

Указом Президента Российской Федерации от 01.02.2005 N 112 определен порядок и условия проведения конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации в федеральном государственном органе, государственном органе субъекта Российской Федерации или их аппаратах.

Гражданский служащий вправе на общих основаниях участвовать в конкурсе независимо от того, какую должность он замещает на период проведения конкурса.

Проведению конкурса также соответствует определенная процедура. Гражданский служащий не допускается к участию в конкурсе в связи с его несоответствием квалификационным требованиям к вакантной должности гражданской службы, а также в связи с ограничениями, установленными законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе, для поступления на гражданскую службу и ее прохождения.

Статьей 22 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» предусмотрены случаи, когда при замещении должности государственной гражданской службы конкурс не проводится. Случаи поступления на службу работника, сокращенного с другой должности к таким случаям не относятся.

Таким образом, из действующего законодательства не следует, что при сокращении штата государственного органа представитель работодателя может предложить сотруднику для замещения без конкурса вакантную должность, которая должна замещаться только по конкурсу. Вместе с тем государственный служащий имеет право на участие в конкурсе на вакантную должность на общих основаниях независимо от того, будет ли ему предложено такое участие.

То обстоятельство, что, несмотря на обращение Казамель Е.Н. работодатель не направил ее для обучения в целях повышения квалификации и переподготовки, не имеет существенного значения для разрешения спора, так как при решении вопроса о сокращении работника принимались во внимание не только уровень квалификации работника, но и другие обстоятельства, указанные выше.

Суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал имеющиеся в деле доказательства, оценил достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Результат этой оценки суд подробно отразил в решении, приведя мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средства обоснования вывода суда, другие доказательства отвергнуты судом, что позволяет судебной коллегии согласиться с выводом суда об отказе в удовлетворении требований Казамель Е.Н.

Оснований для отмены правильного судебного решения судебная коллегия по доводам кассационных жалоб не усматривает.

Руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 29 июля 2011 года оставить без изменения, кассационные жалобы Казамель Е.Н. – без удовлетворения.

Председательствующий: Н.А. Суслова

Судьи: А.А. Голиков

Н.А. Перминова