ОПРЕДЕЛЕНИЕ Судья Сироткина Е.М. Дело № 33-5420/ 2011 СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ В составе председательствующего Сусловой Н.А. судей Голикова А.А. и Перминовой Н.А. при секретаре Глобу Н.В. рассмотрела в судебном заседании 13 октября 2011 года дело по кассационной жалобе Епифанова Е.В. на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 9 августа 2011 года, по которому Исковое заявление Епифанова Е.В. к Главе Республики Коми, Администрации Главы Республики Коми и Правительства Республики Коми об отмене распоряжение Главы РК о прекращении выплаты пенсии по выслуге лет № от 01 апреля 2010 года, взыскании недоплаченной пенсии оставлено без удовлетворения. Заслушав доклад судьи Перминовой Н.А., объяснения Епифанова Е.В., представителя Администрации Главы РК и Управления государственной гражданской службы Полугрудовой О.Н., судебная коллегия УСТАНОВИЛА: Епифанов Е.В. обратился в суд с иском к Главе Республики Коми об отмене распоряжения Главы Республики Коми от 01.04.2010 № о прекращении выплаты пенсии по выслуге лет, взыскании недоплаченной пенсии. В обоснование иска указал, что его стаж работы на государственной гражданской службе составляет более 16 лет. Приказом Минздрава Республики Коми от 29.09.2000 № ему была установлена ежемесячная надбавка к государственной пенсии за выслугу лет, как лицу, замещавшему ранее должность государственного служащего. Данную доплату, а затем и пенсию по выслуге лет он получал в течение 10 лет, однако доплата необоснованно была прекращена с 01.04.2010. В судебном заседании истец на иске настаивал. Представитель ответчика в суде исковые требования не признал. Судом постановлено вышеуказанное решение. В кассационной жалобе Епифанов Е.В., оспаривая выводы суда, просит об отмене судебного решения, поскольку считает, что суд неправильно применил нормы материального права, дал неправильную оценку обстоятельствам его работы на государственной должности. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение суда правильным и не подлежащим отмене. Судом установлено, что Епифанову Е.В. с 15.09.2000 назначена пенсия по старости в соответствии с ч. 1 ст. 14 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР». По достижении пенсионного возраста Епифанов Е.В. обратился к министру здравоохранения Республики Коми с заявлением за назначением ежемесячной доплаты к пенсии согласно Закону Республики Коми «О государственной службе Республики Коми», которым регламентировались организация государственной службы Республики Коми и правовое положение государственных служащих Республики Коми. Приказом Министерства здравоохранения Республики Коми от 29.09.2000 № Епифанову Е.В. установлен стаж государственной службы в размере 16 лет 6 месяцев 21 дня, в связи с чем с 15.09.2000 ему назначена ежемесячная доплата к трудовой пенсии, размер которой индексировался ежегодно. Из материалов пенсионного дела, трудовой книжки истца следует, что с 01.05.1977 по 22.11.1993 он занимал следующие должности: врача-инспектора, заведующего отделом здравоохранения Ухтинского горисполкома и министра здравоохранения Республики Коми. На основании Указа Президиума Верховного Совета Республики Коми от 11.11.1993, распоряжения Совета Министров Республики Коми от 18.11.1993 №, приказа Минздрава Республики Коми от 19.11.1993 № Епифанов Е.В. освобожден от должности министра здравоохранения с 22.11.1993 в связи с переходом на другую работу. Распоряжением Главы Республики Коми от 01.04.2010 № Епифанову Е.В. прекращена выплата пенсии за выслугу лет. Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из вывода о том, что Епифанов Е.В. не имеет права на получение пенсии за выслугу лет по государственной службе, поскольку на государственной службе Республики Коми он не состоял, статуса государственного служащего Республики Коми, либо лица, замещавшего государственную должность Республики Коми, не имел. Вывод суда основан на анализе законодательства, регулировавшего вопросы замещения государственной службы и выплаты ежемесячной доплаты к государственной пенсии и пенсии за выслугу лет. Из обстоятельств дела следует, что на момент увольнения Епифанова Е.В. с должности министра здравоохранения Республики Коми право на дополнительное пенсионное обеспечение установлено не было. Указом Президента Российской Федерации от 22.12.1993 № 2267 «Об утверждении Положения о федеральной государственной службе» было установлено, что с момента вступления в силу настоящего Указа все лица, занимающие государственные должности в федеральных органах государственной власти, считаются находящимися на федеральной государственной службе. Было принято Положение о федеральной государственной службе, которым был определен статус государственного служащего, установлены ограничения, запреты, обязанности, связанные с государственной службой, а также в связи с этим введены определенные гарантии, в том числе и пенсия за выслугу лет на государственной службе. Данным положением было введено понятие «федеральный государственный служащий», им являлся гражданин Российской Федерации, занимающий в порядке, установленном настоящим Положением, оплачиваемую государственную должность. 31 июля 1995 года был принят Федеральный закон № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» который закрепил нормативное понятие государственной службы и государственного служащего, которыми признавались только те лица, кто замещал государственные должности в органах государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, а также в иных государственных органах, образуемых в соответствии с Российской Конституцией. Только они по закону обладают статусом государственных служащих. В соответствии с федеральным законодательством Постановлением Президиума Верховного Совета Республики Коми и Совета Министров Республики Коми от 15.02.1994 № 63-13 сп «О государственной службе Республики Коми» было утверждено Положение о государственной службе Республики Коми и установлено, что с момента вступления в силу настоящего Постановления все лица, занимающие государственные должности в республиканских органах представительной и исполнительной государственной власти, а также в органах местной администрации, считаются находящимися на государственной службе Республики Коми. Согласно Закону Коми ССР от 26.05.1992 «Об изменении наименования Коми Советской Социалистической Республики» Верховный Совет Коми ССР постановил государство Коми ССР именовать Республика Коми. В связи с подписанием республикой Федеративного договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти суверенных республик в составе Российской Федерации, принятием Декларации о государственном суверенитете с 27.05.1992 были внесены значительные изменения в Конституцию РСФСР 1978 года, том числе и изменение наименования. Конституция Республики Коми была принята 17.02.1994. Таким образом, истец, работая в период с 01.05.1977 по 22.11.1993 врачом-инспектором, заведующим отделом здравоохранения Ухтинского горисполкома и министром здравоохранения Республики Коми, не мог иметь статуса государственного служащего Республики Коми, поскольку в тот период времени понятия государственной службы не было, как не было и официального названия республики как Республики Коми. На момент обращения Епифанова Е.В. за назначением доплаты к государственной пенсии частью 2 статьи 19 Закона Республики Коми № 12-РЗ (в ред. от 23.06.1999) закреплялось: «лица, замещающие и замещавшие ранее государственные должности Республики Коми и должности государственных служащих, имеют право на ежемесячную доплату к государственной пенсии, назначенной в соответствии с Законом РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР». В пункте 1 раздела IV Положения о порядке определения стажа государственной службы государственного служащего Республики Коми, назначения и выплаты надбавки за выслугу лет, предоставления доплаты к пенсии и дополнительного оплачиваемого отпуска, утвержденного Указом Главы Республики Коми от 06.06.1996 № 161 (ред. от 05.12.2000), отражено, что «настоящий порядок определяет условия назначения и выплаты ежемесячной доплаты к государственной пенсии, назначенной в соответствии с Законом РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» лицам, замещавшим на 1 февраля 1996 г. и позднее государственные должности, предусмотренные Реестром государственных должностей государственных служащих Республики Коми, а также лицам, замещавшим ранее государственные должности Республики Коми и должности государственных служащих и достигшим пенсионного возраста после 1 февраля 1996 г.». Согласно пояснениям представителя ответчика формулировки приведенного закона подразумевают под лицами «замещавшими ранее государственные должности Республики Коми» лиц, замещавших государственные должности Республики Коми в период с 1994 года по 1996 год. Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что истец, замещая вышеуказанные должности до 1993 года, статуса государственного служащегося Республики Коми не имел, поэтому правовых оснований для удовлетворения требований Епифанова Е.В. не имелось. Довод кассационной жалобы об отсутствии правовых оснований для прекращения выплаты пенсии за выслугу лет, является не обоснованным. Из представленных суду письменных доказательств следует, что выплата истцу пенсии за выслугу лет прекращена с 01.04.2010 на основании п.4 ч.1 ст. 9 Закона Республики Коми от 04.05.2008 № 48-РЗ «О пенсионном обеспечении лиц, замещавших должности государственной гражданской службы Республики Коми». Указанная норма закона была рассмотрена Конституционным Судом Республики Коми на предмет ее конституционности, и признана не противоречащей Конституции Республики Коми (постановление Конституционного Суда Республики Коми от 30.06.2011). Иное толкование истцом норм материального права, а также иная оценка обстоятельств настоящего спора, не является основанием для отмены решения суда, вынесенного в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона. Суд с достаточной полнотой проверил материалы дела, установил обстоятельства, имеющие значение для дела, и пришел к правильному и обоснованному выводу о том, что оснований для удовлетворения заявленных требований Епифанова Е.В. не имеется. Оснований для отмены решения суда по доводам кассационной жалобы судебная коллегия не усматривает. На основании изложенного и руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 9 августа 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Епифанова Е.В. – без удовлетворения. Председательствующий: Н.А. Суслова Судьи: А.А. Голиков Н.А. Перминова