О П Р Е Д Е Л Е Н И Е Судья Смирнов А.Г. Дело № 33-5533/2011 в составе председательствующего Сусловой Н.А. судей Голикова А.А. и Перминовой Н.А., при секретаре Глобу Н.В. рассмотрела в судебном заседании 17 октября 2011 года дело по кассационной жалобе Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 17 августа 2011 года, по которому В удовлетворении иска Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РК о признании действий по навязыванию дополнительной услуги по пришиванию пуговиц на изделия, сдаваемые в химическую чистку незаконными и ущемляющими права потребителя, обязании прекратить навязывание дополнительной услуги, обязании довести информацию о незаконности действий в помещениях ответчика и СМИ отказано. Заслушав доклад судьи Перминовой Н.А., объяснения представителя Управления Роспотребнадзора по РК Кузьмина Е.В., представителей ответчика Сафроновой Л.Г. и Шаповалова П.М., судебная коллегия У С Т А Н О В И Л А: Управление Роспотребнадзора по Республике Коми обратилось в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ООО "Аквастар" о признании действий по навязыванию дополнительной услуги по отпарыванию и пришиванию пуговиц на изделия, сдаваемые в химическую чистку, незаконными и ущемляющими права потребителя, об обязании прекратить навязывание дополнительной услуги, обязании довести информацию о незаконности действий в помещениях ответчика и СМИ. В судебном заседании представитель истца уточнил, что просит признать незаконным навязывание услуги по пришиванию пуговиц. Представители ООО "Аквастар" с иском не согласны, представили письменный отзыв, пояснили, что отпаривание пуговиц бесплатное, входит в услугу химчистки. Съемные детали подвергаются чистке вместе с изделием, такова технология чистки. Это не имеет отношения к фурнитуре. Суд постановил решение, приведенное выше. В кассационной жалобе Управление Роспотребнадзора по РК не согласно с решением суда, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает, что решение суда является правильным и отмене не подлежит. Заявляя исковые требования, Управление Роспотребнадзора по РК указывало, что при сдаче в химическую чистку одежды ответчиком ООО «Аквастар» навязывается дополнительная платная услуга по пришиванию пуговиц к изделию. Заявитель полагал, что обязанность по отпарыванию и пришиванию пуговиц лежит на исполнителе услуги и не должна оказываться дополнительно на возмездной основе. Согласно статье 16 Закона РФ "О защите прав потребителей" условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами РФ в области защиты прав потребителей, признаются недействительными. Запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг). В соответствии с положениями ГОСТ Р 51108-97 под химической чисткой понимается комплекс физико-химических процессов, обеспечивающих удаление загрязнений с изделий в среде органических растворителей. В силу пункта 18 Правил бытового обслуживания населения в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ № 1025 от 15 августа 1997 года, при приеме изделия в химическую чистку в договоре (квитанции, ином документе) указываются наименование изделия, его цвет, волокнистый состав, комплектность, фурнитура, имеющиеся дефекты, неудаляемые при химической чистке, дополнительные платные услуги, оказываемые с согласия потребителя (аппретирование, дезодорация, антистатическая обработка и другие). Исполнитель определяет вид обработки в соответствии с символами по уходу на маркировочной ленте изделия, а в случае ее отсутствия - по согласованию с потребителем. При необходимости исполнитель обязан спороть фурнитуру, которая может быть повреждена в процессе чистки, пришить к изделию съемные детали. На основании приведенных нормативных положений суд сделал правильный вывод о том, что лицо, оказывающее услуги химической чистки потребителю, обязано при выявлении возможных негативных последствий для принимаемого изделия (его фурнитуры), по своей инициативе отпороть фурнитуру (пуговицы). Данное действие входит в объем услуги по химической чистке, подлежит включению в ее стоимость. Пришив фурнитуры (пуговиц) после чистки изделия является дополнительной услугой, которая может быть оказана при наличии на то добровольного волеизъявления потребителя, так как в соответствии с ч.3 ст. 16 Закона РФ «О защите прав потребителей», если без выполнения дополнительных работ или услуг исполнение договора подряда или выполнения услуг невозможно либо полученный результат не будет соответствовать пожеланиям потребителя, исполнитель вправе указать на это потребителю и предложить выполнить эти услуги или работы. Но самостоятельно исполнитель не вправе делать что-либо за счет потребителя. Из прейскуранта цен химчистки-прачечной ООО "Аквастар" от 1 февраля 2011 года и прейскуранта цен на услуги по ремонту одежды от 3 марта 2011 года, следует, что услуги по химической чистке и пришиванию пуговиц (фурнитуры) являются самостоятельными независимыми друг от друга услугами, имеющими свою собственную цену. Из бланка квитанции на оказание услуг по химической чистке одежды следует, что в нем помимо прочего, указываются сведения об отделяемых дополнительных элементах, маркировке производителя, характере загрязнений, пятнах, дефектах, даты приема и даты выдачи. В бланке имеется указание на то, что если изделие имеет несъемную фурнитуру, то предприятие снимает с себя ответственность в случае ее повреждения и потери изделием товарного вида. Приведенные выше документы не содержат положений обязывающих потребителя, присоединяющегося к договору, заказать и оплатить услугу по пришиванию пуговиц. Из пояснений представителей ответчика в судебном заседании, представленных квитанций следует, что если потребитель указал на несогласие с пришиванием пуговиц, то пуговицы отдаются потребителю. При таких обстоятельствах оснований для вывода о том, что ответчиком навязывается платная услуга по пришиванию пуговиц, не имелось. Довод кассационной жалобы со ссылкой на «Общероссийский классификатор услуг населению», утвержденный Постановлением Госстандарта РФ от 28.06.1993 № 163 о том, что отпарывание и пришивание пуговиц относится к единой услуге, не опровергает выводов суда о том, что Правилами бытового обслуживания населения и другими нормативными актами не предусмотрено обязательное пришивание пуговиц на изделие по окончании химической чистки. Поскольку ответчиком данная дополнительная услуга оказывается в соответствии с требованиями Закона РФ «О защите право потребителей» по желанию потребителя, ее оказание нельзя расценивать как навязывание услуги и обусловаливание ею услуг по химической чистке. Материалы дела суд исследовал полно, доказательства оценил правильно, закон применил и истолковал верно. Решение суда является правильным. Доводы кассационной жалобы не дают оснований для его отмены. Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия О П Р Е Д Е Л И Л А : Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 17 августа 2011 года оставить без изменения, жалобу Управления Роспотребнадзора по РК – без удовлетворения. Председательствующий Н.А. Суслова Судьи А.А. Голиков Н.А. Перминова