Судья Дульцева Ю.А. Дело №33-5344/2011 О П Р Е Д Е Л Е Н И Е СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ в составе председательствующего Тепляковой Е.Л., судей Головкова В.Л., Ивановой Е.А., при секретаре Воронцовой Н.Н., рассмотрела в судебном заседании 10 октября 2011 года дело по кассационной жалобе Агентства РК по социальному развитию на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 02 августа 2011 года, которым признано право Минкендорф Е.П. на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилья, как нуждающейся в улучшении жилищных условий и относящейся к категориям, установленным ст.14,15,17-19 и 21 Федерального Закона «О ветеранах»; обязано Агентство Республики Коми по социальному развитию предоставить Минкендорф Е.П. единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилья. Заслушав доклад судьи Головкова В.Л., объяснение представителя истца Фоменко Д.И., судебная коллегия У С Т А Н О В И Л А: Минкендорф Е.П. обратилась в суд с иском к Агентству Республики Коми по социальному развитию, оспаривая законность приказа №... от .... об отказе в предоставлении ей единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилья, также просила обязать ответчика предоставить ей указанную социальную выплату. В обоснование заявленных требований истец указала, что является вдовой участника ВОВ, нуждается в улучшении жилищных условий, однако ответчик необоснованно и неправомерно отказывает ей в постановке, а соответствующий учет и получении выплаты на строительство или приобретение жилого помещения. В ходе судебного разбирательства представитель истца Минкендорф А.Ю. заявленные требования поддержал. Представитель ответчика Осипов О.М. исковые требования не признал. Судом принято приведенное выше решение. В кассационной жалобе Агентство РК по социальному развитию просит об отмене решения суда как необоснованного, постановленного без учета требований закона и фактических обстоятельств дела. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены решения суда. Меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) в том числе участников Великой Отечественной войны, предоставляются в порядке ст.21 ФЗ «О ветеранах». Приведенная норма предусматривает обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. В соответствии с положениями ч.1 ст.23.2 ФЗ «О ветеранах» предусматривает, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. В соответствии с Законом Республики Коми от 6 октября 2006 г № 69–РЗ установлены форма и порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета отдельных категорий граждан, в том числе (п. 2 ст. 1 названного Закона РК) относящихся к категориям, установленным статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 Федерального закона "О ветеранах", в виде предоставления в порядке, определенном Правительством Республики Коми, единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения. В целях реализации Закона Республики Коми «О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан» и на основании Федеральных законов «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство Республики Коми приняло постановление от 22 марта 2010 г № 58 «О мерах реализации Закона РК «О Форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, в том числе граждан, нуждающимся в улучшении жилищных условий, относящимся к категориям, установленным статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 Федерального закона "О ветеранах", единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения согласно приложению N 2; Установленный порядок предусматривает подачу заявления гражданином, претендующего на получение единовременной денежной выплаты, с документами по перечню, определенному в приложении 1 к утвержденному Порядку. Республиканский список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, относящихся к категориям, установленным статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 Федерального закона «О ветеранах» (далее - республиканский список), формируется Агентством Республики Коми по социальному развитию, к полномочиям которого относятся принятие решение о предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, которая является целевой выплатой и направлена на достижение цели по улучшению жилищных условий. Из вышеприведенных норм следует, что при реализации жилищных прав указанной категории граждан основополагающим фактором является их нуждаемость в улучшении жилищных условий, нахождение на учете в органах местного самоуправления для улучшения жилищных условий. Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, установленные Жилищным кодексом РФ, содержатся в ст. 51, в качестве таковых признаются, в том числе граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения. Как следует из материалов дела, Минкендорф Е.П. относится к категории граждан «вдовы погибших (умерших) инвалидов Войны, участников Великой Отечественной войны» и имеет право на меры социальной поддержки, установленные Федеральным Законом «О ветеранах» для соответствующей категории. 17.05.2011г. Минкендорф Е.П. подала в Агентство Республики Коми по социальному развитию заявление о предоставлении ей единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилья. Приказом №... от .... ответчик отказал Минкендорф Е.П. в предоставлении единовременной денежной выплаты и исключил ее из республиканского списка. Также установлено, что Минкендорф Е.П. с ... г. зарегистрирована и проживает в принадлежащей .... квартире, расположенной по адресу: ..., при этом истец занимает указанное жилое помещение по договору найма, заключенному с собственником квартиры. Кроме того, ранее: в период с .... по .... истец являлась собственником квартиры по адресу: ..., и по договору дарения от ... г. это жилое помещение было безвозмездно отчуждено ею в собственность ... Как следует из пояснений стороны истца, представленных документов, и не оспаривалось в ходе рассмотрения дела, квартира, расположенная по адресу: ... была приобретена М.Е.П. в свою собственность на денежные средства, вырученные от продажи ..., право собственности на ... долю в которой было приобретено ею по договору приватизации от ...., право собственности на оставшуюся долю- по договору купли- продажи от ... г. В соответствии со ст.53 ЖК РФ граждане, которые совершили действия, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. При этом в ходе судебного разбирательства не были представлены доказательства намеренного ухудшения истцом своих жилищных условий с целью получения жилья, так как отчуждение квартиры, расположенной по адресу: ... произведено истцом более, чем за 5 лет до подачи ею заявления о получении единовременной денежной выплаты, принятия ответчиком оспариваемого решения и рассмотрения настоящего иска. Таким образом, судом правильно установлено, что истица была обеспечена жилым помещением до 2003 года, и после отчуждения принадлежавшей ей квартиры какого-либо иного жилого помещения для себя не приобрела, проживает в квартире своего ... членом его семьи не является, а занимает жилое помещение на основании договора найма. Поскольку установленные судом фактические обстоятельства свидетельствуют о нуждаемости вдовы участника Великой Отечественной Войны Минкендорф Е.П. в улучшении жилищных условий, оснований для отказа в предоставлении ей единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения у Агентства Республики Коми по социальному развитию не имелось. Довод жалобы о том, что договор найма между истцом и собственников квартиры заключен формально не может быть признан состоятельным, поскольку данное обстоятельство стороной ответчика не доказано. Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что доводы кассационной жалобы своего подтверждения в ходе кассационного рассмотрения дела не нашли. Выводы суда основаны на правильном применении норм материального права, обжалуемое судебное решение отвечает требованиям законности и обоснованности и отмене не подлежит. Руководствуясь статьей 361 ГПК РФ, судебная коллегия О П Р Е Д Е Л И Л А: Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 02 августа 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Агентства Республики Коми по социальному развитию – без удовлетворения. Председательствующий: Судьи: