33-5496/2011 учет военнослужащих



О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судья Литвиненко С.К. Дело № 33-5496/2011г.

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО

СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего судьи Сусловой Н.А.,

судей Голикова А.А., Перминовой Н.А.,

при секретаре Глобу Н.В.

рассмотрев в судебном заседании 17 октября 2011 года дело по кассационной жалобе Журавлева О.И. на решение Печорского городского суда Республики Коми от 07 сентября 2011 года, по которому жалоба Журавлева О.И. о признании незаконным решения мэрии г.Ярославля и приказа Департамента организации строительства и жилищной политики мэрии г. Ярославля о снятии Журавлева О.И. и членов его семьи с учета, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, оставлена без удовлетворения.

Заслушав доклад материалов дела судьи Сусловой Н.А., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Журавлев О.И. обратился в суд с жалобой о признании незаконным решения мэрии города Ярославля и приказа Департамента организации строительства и жилищной политики мэрии города Ярославля о снятии Журавлева О.И. и членов его семьи с учета, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства в г. Ярославле.

Журавлева Т.С., Журавлев Е.О., Журавлев Б.О. привлечены судом к участию в деле в качестве третьих лиц.

В судебном заседании Журавлев О.И., Журавлева Т.С., Журавлев Е.О. на жалобе настаивали.

Дело рассмотрено в порядке ст. 257 ГПК РФ в отсутствие представителей мэрии г.Ярославля, Департамента организации строительства и жилищной политики мэрии г.Ярославля, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом. В представленном суду отзыве требования Журавлева О.И. ответчики не признали.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В кассационной жалобе Журавлев О.И. просит решения суда отменить в связи неправильным применением норм материального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для их удовлетворения и отмены правильного решения суда.

Судом установлено, что Журавлев О.И. проходил военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Согласно приказа командира в/ч ... по личному составу от ДД.ММ.ГГ. ... Журавлев О.И. уволен с военной службы с зачислением в запас по подпункту "А" пункта 1 ст. 51 Закона РФ "О воинской обязанности и военной службы" (по достижении предельного возраста пребывания на военной службе с правом ношения военной формы одежды).

Приказом командира в/ч ... по строевой части от ДД.ММ.ГГ. ... Журавлев О.И. с ДД.ММ.ГГ. исключен из списков личного состава части, всех видов обеспечения, направлен на учет в Печорский ОГВК .... Календарная выслуга лет составила ...

ДД.ММ.ГГ. Журавлеву О.И. выдано удостоверение на право пользования льготами, предусмотренными Законом РФ "О статусе военнослужащих", Закона РФ "О ветеранах".

Журавлев О.И. обратился к мэру г. Ярославля с заявлением о постановке на очередь для получения жилого помещения на основании п.14 ст.15 Закона РФ "О статусе военнослужащих" как военнослужащего, уволенного с военной службы по возрасту на состав семьи четыре человека. ДД.ММ.ГГ. заявитель поставлен на учет. На момент постановки заявителя в очередь на получение жилья в г.Ярославле Журавлев О.И. и члены его семьи проживали в служебном жилом помещении - квартире ..., другого жилого помещения не имели и данные обстоятельства сторонами не оспариваются и подтверждаются письменными материалами дела.

Журавлев О.И. и его супруга Журавлева Т.С. ДД.ММ.ГГ. приватизировали квартиру ..., общей площадью ... кв.м. по ... доле каждый.

Городской комиссией по вопросам реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы" ДОС мэрии г. Ярославля от ДД.ММ.ГГ. принято решение о снятии Журавлева О.И. в составе семьи из трех человек с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с решением жилищной проблемы, в соответствии с подпунктом "г" пункта 26 "Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы …", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998г. №1054.

На основании Приказа директора ДОС и жилищной политики мэрии города Ярославля от ДД.ММ.ГГ. Журавлев О.И. и члены его семьи, всего четыре человека, сняты с учета и исключены из списка очередности граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий, в связи с решением жилищной проблемы (пп. "г" п. 26 "Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства").

Полагая указанное решение незаконным Журавлев О.И., обратился в суд, указывая в обоснование требований, что его семья поставлена на учет до ДД.ММ.ГГ., избрав ... в качестве места постоянного жительства, приватизация квартиры ..., по мнению заявителя, не является основанием для снятия семьи с учета, поскольку в случае предоставления жилья в ..., данное жилое помещение будет сдано.

Отказывая в удовлетворении требований, суд пришел к выводу о том, что оспариваемое заявителем решение ДОС мэрии г. Ярославля от ДД.ММ.ГГ. о снятии его семьи с учета является законным и обоснованным.

Судебная коллегия с выводом суда соглашается.

В соответствии с пунктом 14 ст. 15 Закона РФ от 27.05.1998 №76 -ФЗ "О статусе военнослужащих" обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.

Согласно пункту 8 Правил "О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства" (утв. Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 N 1054 (ред. от 14.11.2007, с изм. от 14.04.2009) право граждан, уволенных с военной службы, на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий на льготных основаниях предоставляется в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих" и иными нормативными правовыми актами один раз.

Ведение учета военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, осуществляется отделами по учету и распределению жилой площади (жилищными отделами) органов местного самоуправления или специально назначенными должностными лицами и военными комиссариатами, а также территориальными органами безопасности, министерствами внутренних дел и управлениями (главными управлениями) внутренних дел субъектов Российской Федерации, территориальными органами управления Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, осуществляющими функции военных комиссариатов в отношении лиц, состоящих на специальном учете (п. 12 Правил).

В пункте 10 вышеназванных Правил содержатся основания, по которым военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, не могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Подпункт "а" этого пункта не позволяет признавать военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, нуждающимися в улучшении жилищных условий при наличии у них в собственности квартиры или индивидуального жилого дома.

В соответствии подпунктом "г" п. 26 данных Правил, военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, снимаются с очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий за счет средств федерального бюджета в случае решения жилищной проблемы.

Снятие с очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий осуществляется по решению органов местного самоуправления, которыми военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, были поставлены на очередь по предложению общественной комиссии по жилищным вопросам. О принятом решении военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы, должно быть сообщено в письменной форме с указанием причин снятия с очереди в 3-месячный срок со дня принятия такого решения.

Поскольку государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 1 ст. 15 Закона РФ "О статусе военнослужащих"), при реализации жилищных прав указанных лиц, помимо Федерального закона "О статусе военнослужащих", подлежат учету и другие нормы действующего законодательства.

В частности, основания и порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма, а также снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма, предусмотрены главой 7 и ст. 56 Жилищного кодекса РФ.

Аналогичное положение, на основании которого граждане снимались с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, было закреплено в ст. 32 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент признания Журавлева О.И. нуждающимся в получении жилья в июне 1999 года.

Согласно ч.2 ст.6 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ (ред. от 04.06.2011) "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.

Одним из таких оснований по смыслу п. 1 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ является наличие у граждан по установленным нормам жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма либо находящихся в их собственности.

В системном толковании с действующими нормами жилищного законодательства подпункт "а" пункта 10, подпункт "7" пункта 26 указанных Правил допускают возможность улучшения гражданами жилищных условий, независимо от наличия у них в собственности жилых помещений, но с учетом общих требований - предоставления жилой площади в пределах социальной нормы общей площади жилого помещения, установленной субъектами Российской Федерации. Такое понимание этой правовой нормы вытекает из решения Верховного Суда Российской Федерации от 7 февраля 2001 г. N ВКПИ01-01, вынесенного по делу о ее проверке в порядке главы 24 ГПК РФ.

Как установлено судом, в квартире ..., общая площадь которой составляет ... кв.м., значатся зарегистрированными по месту жительства три человека: Журавлев О.И., Журавлева Т.С., Журавлев Е.О. Общая площадь занимаемого семьей Журавлевых жилого помещения превышает учетную норму - ... кв.м. на одного члена семьи и норму предоставления - ... кв.м., уставленную Решением Совета МР "Печора" от ДД.ММ.ГГ. , а также превышает учетную норму - ... кв.м. на каждого члена семьи и норму предоставления - ... кв.м. по г. Ярославлю, установленную Постановлением мэрии г. Ярославля от ДД.ММ.ГГ..

При таких обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу о том, что заявление Журавлев О.И. удовлетворению не подлежит.

Доводы кассационной жалобы Журавлева О.И. об ошибочности выводов суда о решении жилищных проблем заявителя, не могут являться основанием для отмены постановленного решения. Данный довод основан на суждении заявителя о том, что на момент принятия на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения изменений в жилищных условиях заявителя и его семьи не произошло. Вместе с тем, из материалов дела усматривается, что Журавлев О.И. с семьей был постановлен на учет нуждающихся в получении жилого помещения в избранном постоянном месте жительства - г. Ярославль, при этом при получении жилого помещения в г.Ярославле был обязан сдать жилое помещение в г.Печоре. Квартира, в которой проживает Журавлев О.И. с семьей, в ... году перешла в порядке приватизации в собственность заявителя и его супруги. С момента увольнения с воинской службы (... г.) заявитель из г.Печоры не переезжал, на временное проживание в г.Печоре заявитель не ссылался.

Подпункт "г" п. 26 названных выше Правил предусматривает в качестве самостоятельного основания снятия военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, с очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий за счет средств федерального бюджета - решение жилищной проблемы.

Журавлев О.И. был единожды обеспечен государством жилым помещением по установленным нормам, воспользовался своим правом на приобретение жилого помещения в собственность бесплатно (приватизацию), тем самым улучшил свои жилищные условия, что является обстоятельством, исключающим повторное обеспечение его бесплатным жилым помещением. Поскольку истец не обладает самим правом на получение жилой площади на основании п. 7 Правил, поэтому не может состоять на учете нуждающихся в получении жилого помещения.

Все доводы кассационной жалобы являются аналогичными мотивам, по которым заявитель обратилась в суд. По указанным в жалобе обстоятельствам в мотивировочной части решения имеются выводы суда, а также оценка обстоятельств дела и доказательств, на которых основаны данные выводы, не противоречащая материалам дела и действующему законодательству. Нарушений норм материального и процессуального права, предусмотренных законом в качестве оснований к отмене решения, судом не допущено.

При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Печорского городского суда Республики Коми от 07 сентября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Журавлева О.И. - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи