Судья Петрова Е.Е. Дело № 33-5630/2011 г. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ в составе председательствующего Ивановой Н.Г., судей Белова Н.Е., Юдина А.В., при секретаре Димовой Н.В., рассмотрела в судебном заседании 20 октября 2011 года дело по кассационной жалобе Администрации муниципального района «Усть-Куломский» на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 29 июля 2011 года, по которому Администрация муниципального района «Усть-Куломский» обязана организовать мероприятия по приведению автомобильной дороги «...» в нормативное состояние: на участке дороги 0 – 300 м устранить промоину с левой стороны, на протяжении всего участка дороги очистить полосу отвода от кустарника, на пониженных участках дороги обустроить водоотводные каналы, на 3-м км автомобильной дороги устранить колею; в удовлетворении требований прокурора Усть-Куломского района к Дорожному агентству Республики Коми, отказано. Заслушав доклад судьи Юдина А.В., заключение прокурора Чаршкуте Я.В. полагавшей решение суда оставить без изменения, пояснение представителя Дорожного агентства Республики Коми Ламашова О.А., судебная коллегия УСТАНОВИЛА: Прокурор Усть-Куломского района обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лица с иском к Дорожному агентству РК о признании бездействий в части нормативного содержания автомобильной дороги «...» незаконными, обязании организовать мероприятия по приведению указанной автомобильной дороги в нормативное состояние; со стороны съезда к д. ... установить дорожный знак 2.4 «Уступите дорогу»; на участке дороги 0-300 м. устранить промоину с левой стороны; на протяжении всего участка дороги очистить полосу отвода от кустарника; на пониженных участках дороги обустроить водоотводные каналы; на 3-м км автомобильной дороги устранить колею. Судом к участию в деле в качестве третьих лиц были привлечены ОАО «Коми дорожная компания», Муниципальное образование сельского поселения «Помоздино», Агентство РК по управлению имуществом, Правительство Республики Коми, в качестве соответчика - Администрация МР «Усть-Куломский». В судебном заседании прокурор на удовлетворении исковых требований настаивал. Представители Дорожного агентства РК, Правительства Республики Коми, Администрации МР «Усть-Куломский» с исковыми требованиями не согласились. Представители ОАО «Коми дорожная компания», Муниципальное образование сельского поселения «Помоздино», Агентство РК по управлению имуществом участия в деле не приняли. Судом постановлено указанное выше решение. В кассационной жалобе Администрация муниципального района «Усть-Куломский» просит решение суда отменить, как вынесенное без учета существенных обстоятельств для дела при неправильном применении норм материального права. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим оставлению без изменения. Вопросы безопасности дорожного движения, и защиты интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, полномочия и ответственность Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, регулирования деятельности на автомобильном транспорте и в дорожном хозяйстве, разработки и утверждения в установленном порядке законодательных и иных нормативных правовых актов в данной сфере: правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов, определены Федеральным законом № 196-ФЗ от 10.12.1995 г. «О безопасности дорожного движения». В силу статьи 12 Закона № 196-ФЗ от 10.12.1995 г., содержание дорог на территории Российской Федерации должно обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог. Перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог установлен Государственным стандартом ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы», утвержденным Постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993г. №221. При этом содержание автомобильных дорог должно осуществляться с соблюдением требований технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог (ст. 17 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»). Правоотношения, связанные с осуществлением дорожной деятельности, к которой отнесена деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, регламентированы Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»» (ст.ст. 1, 3). В силу статьи 6 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к собственности муниципального района относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования, соединяющие населенные пункты в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. В соответствии со статьей 13 указанного выше закона к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в том числе, осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели. В силу ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований (ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»). Судом установлено, что согласно акту от 19.11.2010г., составленного комиссией, созданной на основании постановления Администрации МР «Усть-Куломский» от 12.11.2010 г. №, на автомобильной дороге «...» со стороны съезда к д. ... отсутствует дорожный знак 2.4 «Уступите дорогу», на участке дороги 0-300 м. промоина с левой стороны, на протяжении всего участка дороги полоса отвода заросла кустарником, на опасных поворотах видимость менее 100 м., на пониженных участках дороги отсутствуют водоотводные каналы, на проезжей части дороги колея глубиной 15-20 см. (3-й км). Распоряжением Правительства РК от 26.08.2010г. № автомобильная дорога «...» была передана из государственной собственности Республики Коми в собственность муниципального образования «Усть-Куломский». . Положениями п.5 ч.1 ст.10 Устава муниципального образования муниципального района "Усть-Куломский" предусмотрено, что к вопросам местного значения муниципального района относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Поскольку перечисленные нарушения не отвечают требованиям безопасности дорожного движения, и являются прямым нарушением требований технических регламентов, препятствуют бесперебойному движению транспортных средств по автомобильной дороге и нарушают безопасные условия такого движения, суд обоснованно удовлетворил заявление прокурора, возложив обязанность на Администрацию муниципального района "Усть-Куломский" организовать мероприятия по приведению указанной автомобильной дороги в нормативное состояние. Доводы кассационной жалобы Администрации муниципального района «Усть-Куломский» о передаче указанного участка дороги из собственности Республики Коми в собственность муниципального образования без приведения в нормативное состояние, основанием к отмене решения суда не является, поскольку на момент проведения проверки и вынесения судом решения участок дороги находится в собственности муниципального образования, на ком, в силу закона лежит обязанность по обеспечению безопасности дорожного движения. Кроме того, как следует из материалов дела, спорный участок дороги был принят муниципальным районом по акту приема-передачи без каких-либо замечаний. Из пояснений представителя Дорожного агентства Республики Коми из бюджета Республики Коми бюджету муниципального района, после передачи участка дороги в собственность района, были выделены денежные средства, в том числе и для обустройства указанных данной дороги. Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям норм действующего законодательства, примененных судом в соответствии с их содержанием и толкованием. Решение суда подробно мотивировано, в том числе и по доводам кассационной жалобы, не опровергающим и не ставящим под сомнение правильность сделанных судом выводов. С учётом изложенного, оснований для отмены решения суда по доводам кассационной жалобы не имеется. Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 29 июля 2011 года - оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации муниципального района «Усть-Куломский» - без удовлетворения. Председательствующий Судьи