33-5695/2011 отказ в предоставлении жилья бывшему военнослужащему УИК



О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судья Дульцева Ю.А. Дело № 33-5695/2011г.

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО

СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Сусловой Н.А.,

судей Голикова А.А., Перминовой Н.А.,

при секретаре Глобу Н.В.

рассмотрев в судебном заседании 24 октября 2011 года дело по кассационной жалобе Уварова А.В., Уваровой З.Г. на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 25 августа 2011 года, по которому в удовлетворении заявленных исковых требований о предоставлении во внеочередном порядке благоустроенного жилого помещения в черте г.Сыктывкара на состав семьи ... человека общей площадью не менее ... кв.м., Уварову А.В. отказано.

Заслушав доклад материалов дела судьи Сусловой Н.А., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Уваров А.В. обратился в суд с иском к Администрации МО ГО "Сыктывкар" о предоставлении ему вне очереди на состав семьи ... человека благоустроенного жилого помещения общей площадью не менее ... кв.м., как лицу, состоящему в льготной очереди офицеров запаса.

В судебном заседании истец на удовлетворении заявленных к Администрации МО ГО "Сыктывкар" требований настаивал.

Привлеченная к участию в деле в качестве третьего лица Уварова З.Г. позицию истца поддержала.

Представитель Администрации МО ГО "Сыктывкар" в судебном заседании с иском не согласился.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В кассационной жалобе заявители просят решение суда отменить в связи неправильным применением норм материального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для ее удовлетворения и отмены решения суда.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что они не основаны на законе.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГ. Уваров А.В. был поставлен Администрацией ... в очередь офицеров запаса, нуждающихся в улучшении жилищных условий с составом семьи ... человека. Постановлением Главы Администрации МОГО "Сыктывкар" от ДД.ММ.ГГ. истец был снят с учета в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Коми от ДД.ММ.ГГ. исковые требования Уварова А.В. к Администрации МО ГО "Сыктывкар" о восстановлении в льготной очереди офицеров запаса на получение жилого помещения удовлетворены, истец восстановлен в льготной очереди офицеров запаса на получение жилого помещения с ДД.ММ.ГГ..

Во исполнение указанного решения суда Администрации МО ГО "Сыктывкар" восстановила Уварова А.В. как в общей, так и в льготной очереди офицеров запаса на получение жилого помещения с даты первоначальной постановки его на учет ДД.ММ.ГГ.. В настоящее время истец состоит в указанной очереди под номером ....

Основанием для обращения Уварова А.В. в суд с настоящим иском послужило то обстоятельство, что по настоящее время жилое помещение истцу не предоставлено.

Установив вышеуказанные обстоятельства, суд, проанализировав действующее законодательство в части регулирования правоотношений по предоставлению жилых помещений бывшим военнослужащим, не нашел оснований для удовлетворения иска Уварова А.В.

Вывод суда соответствует требованиям закона.

Согласно действовавшей на момент постановки истца на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий статье 35 Закона РФ "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" № 7573-1 от 21 марта 1993 года сотрудники уголовно-исполнительной системы имели право на получение жилой площади в виде отдельной квартиры или дома, предоставляемых местными органами власти в течение трех лет, по установленным законодательством нормам.

В соответствии со ст. 33 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ названная правовая норма утратила силу с 01.01.2005.

Основные принципы, формы и порядок реализации права граждан на жилище определены в Жилищном кодексе Российской Федерации, введенном в действие с 1 марта 2005 года.

В соответствии с ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Иным, определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях, жилые помещения предоставляются по договорам социального найма из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации (ч. 3 ст. 49 Жилищного кодекса РФ). Указанным в части 3 ст. 49 Кодекса категориям граждан могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления только в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями.

В соответствии со ст. 52 Жилищного кодекса РФ, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в них. Правом состоять на учете пользуются малоимущие граждане, а также иные категории граждан, круг которых определен федеральным законом или законом субъекта.

В силу ч.1 ст.57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ.

Указанный порядок применяется к отношениям, которые возникли как до, так и после введения в действия Жилищного кодекса РФ. Для лиц, которые ранее введения в действия Кодекса были включены в льготные очереди (на первоочередное и внеочередное предоставление жилых помещений) прежний порядок не сохраняется, так как действие ст.36 ("Первоочередное предоставление жилых помещений") и ст.37 ("Внеочередное предоставление жилых помещений") ЖК РСФСР прекращено введением в действие с Жилищного кодекса РФ. Таким образом, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных Жилищного кодекса РФ случаев внеочередного предоставления.

Законодательство и нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие правоотношения в сфере обеспечения военнослужащих жильем, связывают предоставление жилых помещений данной категории граждан с признанием их нуждающимися в улучшении жилищных условий по месту прохождения ими военной службы либо в избранном ими месте жительства в Российской Федерации.

В соответствии с требованиями пункта 12 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства (утв.Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 г. N 1054) ведение учета военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, осуществляется отделами по учету и распределению жилой площади (жилищными отделами) органов местного самоуправления.

При этом распределение жилых помещений в соответствии с утвержденными списками очередников на получение жилья или улучшение жилищных условий осуществляют администрации субъектов Российской Федерации (п. 30 Правил).

Таким образом, действующим законодательством с 1 января 2005 года с органов местного самоуправления снята обязанность по обеспечению жилой площадью отдельных категорий граждан, в том числе к которым отнесен истец.

Учитывая вышеизложенное, а также то, что Уварова А.В. настаивал на том, что обязанность по предоставлению ему жилого помещения должна быть возложена именно на орган местного самоуправления, суд пришел к правильному к выводу о том, что исковые требования к администрации администрацию МО ГО "Сыктывкар" о понуждении к предоставлению жилого помещения вне очереди на состав семьи ... человека являются необоснованными.

Ссылка в жалобе на положения ст. 35 Федерального закона "Об учреждениях и органах, исполняющих наказание в виде лишения свободы", утратившей законную силу, не может быть признана состоятельной.

При этом судебная коллегия учитывает, что отсутствие у органа местного самоуправления обязанности по предоставлению жилого помещения военнослужащему не лишает истца права на обращение в суд с требованием об обеспечении его в установленном законом порядке жильем за счет федерального бюджета.

Поскольку суд первой инстанции правильно установил все необходимые для разрешения спора обстоятельства и правильно применил нормы материального и процессуального права, судебная коллегия, проверив решение суда первой инстанции в пределах доводов кассационной жалобы, приходит к выводу о его законности и обоснованности.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 25 августа 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Уварова А.В., Уваровой З.Г. - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи