33-5903/2011 взыскание выставленной задолженности с Центра в пользу ресурсоснаб. организ.



О П Р Е ДЕ Л Е Н И Е

Судья Литвиненко С.К. Дело № 33-5903/2011г.

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Сусловой Н.А.

судей Голикова А.А., Перминовой Н.А.,

при секретаре Панюковой И.А.

с участием прокурора Шевелевой М.Г.

рассмотрев в судебном заседании 07 ноября 2011 года дело по кассационным жалобам Чуб Л.М., Государственного учреждения Республики Коми "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Печора" на решение Печорского городского суда Республики Коми от 12 сентября 2011 года, по которому:

обязано Государственное учреждение Республики Коми "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Печора" возместить расходы по предоставлению коммунальных услуг по квартире ... (наниматель Чуб Л.М. ) организации ОАО "Коми энергосбытовая компания" в сумме ... руб., организации ООО "Печорская Тепловая компания" - в сумме ... руб.

Взыскана с Государственного учреждения Республики Коми "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Печора" государственная пошлина в доход бюджета муниципального образования муниципального района "Печора" в сумме ... рублей.

В иске Печорского межрайонного прокурора к Управлению образования муниципального образования муниципального района "Печора" отказано.

Заслушав доклад судьи Сусловой Н.А., заключение прокурора Шевелевой М.Г., полагавшей в удовлетворении жалобы отказать, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Печорский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах Чуб Л.М. к Управлению образования муниципального района "Печора" о признании незаконными действия Управления образования по отказу в предоставлении Чуб Л.М. с 2001 года скидки 100 процентов на оплату занимаемого жилого помещения, расположенного по адресу: ..., и возложении на Управление образования МР "Печора" обязанности возместить расходы по предоставлению коммунальных услуг по квартире ..., организации - ООО "Печорская Тепловая компания" в сумме ... руб., организации - ОАО "Печорская энергосбытовая компания" - в сумме ... руб.

Заявлением от 26.07.2011 прокурор изменил исковые требования, просил обязанность по возмещению расходов по предоставлению коммунальных услуг по квартире ... организации ОАО "Коми энергосбытовая компания" за оплату потребляемой электроэнергии за период с ДД.ММ.ГГ. по ДД.ММ.ГГ. в сумме ... руб., организации ООО "Печорская Тепловая компания" - в сумме ... руб. возложить на ГУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Печора".

В судебном заседании прокурор поддержала заявленные требования с учетом изменений, уточнила сумму, подлежащую возмещению в пользу ООО "Печорская Тепловая Компания" - просила обязать возместить расходы по предоставлению коммунальных услуг по квартире ... (наниматель Чуб Людмила Л.М. ) в пользу данной организации в сумме ... руб.

Представители ответчика Государственного учреждения Республики Коми "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г. Печора" иск не признали.

Представитель третьего лица ОАО "Коми энергосбытовая компания" заявленные прокурором требования поддержала.

Судом к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Агентство Республики Коми по социальному развитию.

Дело рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ в отсутствие истца Чуб Л.М., просившей о рассмотрении дела в свое отсутствие, ответчика Управления образования МО МР "Печора", третьих лиц - Агентства Республики Коми по социальному развитию, ООО "Печорская Тепловая компания", извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.

Судом вынесено вышеуказанное решение.

В кассационной жалобе ГУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г.Печора" просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что Учреждение является ненадлежащим ответчиком на том основании, что ГУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г. Печора" оказывает меры социальной поддержки данной категории льготников только с ДД.ММ.ГГ., а в оспариваемый истцом период данные льготы предоставлялись Управлением образования МО МР "Печора".

Чуб Л.М. в кассационной жалобе не согласна с размером подлежащих возмещению расходов.

Проверив законность и обоснованность постановленного решения в пределах доводов кассационных жалоб, судебная коллегия находит решение суда подлежащем оставлению без изменений по следующим основаниям.

Судом установлено, что Чуб Л.М., проживающая по настоящее время в сельской местности, являясь нанимателем жилого помещения по адресу: ..., имеет стаж педагогической работы образовательного учреждения в поселке ... более 10 лет, уволена по п.1 ст. 33 КЗоТ РФ по сокращению штатов ДД.ММ.ГГ.. С ДД.ММ.ГГ. по ДД.ММ.ГГ. работала ... "Печорская ЦРБ".

В настоящее время Чуб Л.М. продолжает проживать в сельской местности - ..., что подтверждается письменными материалами дела.

Чуб Л.М. является получателем пенсии по старости с ДД.ММ.ГГ.. На ДД.ММ.ГГ. размер пенсии Чуб Л.М. составляет ... руб.

Решением Печорского городского суда от ДД.ММ.ГГ., вступившим в законную силу, за педагогическими работниками образовательных учреждений, врачами, провизорами и т.д., работающими и проживающими в сельской местности и поселках городского типа ... признано право на бесплатное пользование жильем с отоплением и освещением независимо от размера занимаемого жилого помещения всеми членами семьи.

Решением Печорского городского суда от ДД.ММ.ГГ., вступившим в законную силу, на МУП "П." возложена обязанность произвести Чуб Л.М. перерасчет стоимости коммунальных услуг за период с января 2005 года по декабрь 2006 года с учетом ее права на бесплатное жилье и отопление, путем направления в МУ "Центр расчетов и социальной поддержки населения" распоряжения об осуществлении перерасчета.

С ДД.ММ.ГГ. Чуб Л.М. предоставляются меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг как педагогическому работнику, проживающему в сельском населенном пункте, вышедшему на пенсию и имеющему стаж работы не менее 10 лет в образовательном учреждении, расположенном в сельском населенном пункте.

Полагая, что в нарушение требований действующего законодательства Чуб Л.М. в неполной мере были предоставлены меры социальной поддержки в виде 100% льготы по оплате коммунальных услуг по оплате за электроэнергию за период с ДД.ММ.ГГ. по ДД.ММ.ГГ. в пользу ОАО "Коми энергосбытовая компания", ООО "Печорская Тепловая компания" - за теплоэнергию, холодное водоснабжение, отвод ГВС, вывоз ТБО за период с ДД.ММ.ГГ. по ДД.ММ.ГГ., прокурор обратился в суд в интересах Чуб Л.М.

Разрешая спор, суд пришел к выводу об отнесении истца к категории лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных абз.2 ч.1 (1) ст.18 Закона Республики Коми от 12.11.2004 № 55-РЗ "О социальной поддержке населения в Республике Коми". При этом суд исходил из того, что истец проживала и продолжает в настоящее время проживать в сельской местности, является получателем пенсии и имеет стаж работы не менее 10 лет в образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, ранее пользовалась мерами социальной поддержки как педагогический работник, работающий и проживающий в сельской местности.

Вывод суда соответствует действующему законодательству.

Абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. №3266-1 "Об образовании" было предусмотрено, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Федеральным законом от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ данная норма дополнена положением о том, что размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанной меры социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Согласно ч.1 (1) ст.18 Закона РК "О социальной поддержке населения в РК" педагогическим работникам государственных образовательных учреждений РК и муниципальных образовательных учреждений в РК, работающим и проживающим в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, предоставляются следующие меры социальной поддержки: оплата в размере 100% за пользование жилым помещением (плата за наем) в домах государственного и муниципального жилищного фонда или в домах жилищного фонда, находящихся в собственности организаций; оплата в размере 100 % указанным специалистам за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, содержание и текущий ремонт лифтов, вывоз бытовых и других отходов (за исключением услуг и работ по управлению многоквартирным домом и капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме), в пределах установленной социальной нормы площади жилого помещения в домах независимо от вида жилищного фонда; оплата в размере 100% указанным специалистам коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению, газоснабжению (в том числе по поставке бытового газа в баллонах) в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг в домах независимо от вида жилищного фонда; оплата в размере 100% коммунальных услуг по электроснабжению и отоплению (теплоснабжению) в домах независимо от вида жилищного фонда.

Таким образом, Федеральным законом от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ не предполагалась отмена или ограничение в предоставлении льгот, гарантированных статьей 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1993 г. № 3266-1 "Об образовании" для проживающих и работающих в сельской местности и рабочих поселках (поселках городского типа) педагогических работников образовательных учреждений. Реализация данного Закона в отмеченной части возложена на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

При этом наделение субъектов Российской Федерации правом на установление порядка и условий предоставления мер социальной поддержки данной категории граждан направлено на формирование механизма межбюджетных отношений и не регулирует правоотношения по предоставлению льгот данной категории населения.

Согласно статье 3 Федерального закона от 29 декабря 2010 г. № 439-ФЗ "О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые во исполнение абзаца 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 "Об образовании" (в редакции данного Федерального закона), не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу указанного Федерального закона.

Из изложенных положений федерального законодательства следует, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделены правом принимать нормативные правовые акты, устанавливающие размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, однако это не влечет за собой право субъектов Российской Федерации снижать уровень социальных гарантий для соответствующей категории граждан, предусмотренный федеральным законодательством.

Исходя из этого, в силу прямого указания федерального закона, принципов и порядка разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации введение субъектами Российской Федерации каких-либо ограничений в части порядка и условий предоставления педагогическим работникам образовательных учреждений, проживающим и работающим в сельской местности или рабочих поселках (поселках городского типа), бесплатной жилой площади с отоплением и освещением является недопустимым, поскольку предоставление данных льгот в том виде и объеме, в каком они предусмотрены ст.55 Закона Российской Федерации "Об образовании", гарантировано нормативными правовыми актами, имеющими большую юридическую силу по отношению к нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Как установлено судом, Управление образования МО МР "Печора" предоставляло Чуб Л.М., как неработающему пенсионеру с ДД.ММ.ГГ. меры социальной поддержки в пределах установленной социальной нормы площади жилого помещения и в пределах установленных нормативов потребления на основании Решения Совета муниципального района "Печора" от ДД.ММ.ГГ. . С ДД.ММ.ГГ. в соответствии с Решением Совета муниципального района "Печора" от ДД.ММ.ГГ. , неработающие пенсионеры - педагоги имеют право на 100% освобождение от уплаты за пользование теплоэнергией и электроэнергией и этим право Чуб пользовалась. С ДД.ММ.ГГ. по декабрь 2010 года меры социальной поддержки Чуб Л.М. предоставлялись в соответствии с законодательными актами, принятыми на муниципальном уровне.

Материалами дела установлено, что задолженность перед ОАО "Коми энергосбытовая компания" за электроэнергию по квартире ... (наниматель Чуб Л.М.) за период с ДД.ММ.ГГ. по ДД.ММ.ГГ. составляет ... руб., перед ООО "Печорская Тепловая Компания" за период с февраля 2009 года по август 2010 года за теплоэнергию не предоставленная льгота составила ... руб.

Размеры подлежащих возмещению расходов сторонами не оспаривались.

Приведенные в кассационной жалобе ГУ РУ "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Печора" доводы о том, что Учреждение является ненадлежащим ответчиком, не было наделено полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки указанной категории граждан в спорный период подлежат отклонению. Поскольку предоставление государственных услуг в сфере социальной защиты и социального обслуживания населения, в том числе по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отнесено к компетенции Государственного учреждения Республики Коми "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г.Печора", то обязанность по предоставлению мер социальной поддержки истцу обоснованно возложена на данного ответчика. Доводы ответчика в указанной части основаны на неверном толковании закона.

Содержащиеся в кассационной жалобе Чуб Л.М. сводятся к несогласию заявителя с размером подлежащих возмещению расходов. Поскольку сумма указных расходов определена судом согласно представленным сведениям о задолженности по коммунальным платежам, начисленным по квартире истца, денежные средства подлежат взысканию с ответчика в пользу ресурсоснабжающих организаций, права истца в данном случае не нарушаются, данный довод отмену судебного решения повлечь не может.

Обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом полно и правильно. Нормы материального права применены верно. Нарушений норм процессуального права, которые влекут отмену решения, не допущено. Выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела

С учетом изложенного, основания для отмены правильного решения по доводам кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия,

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Печорского городского суда Республики Коми от 12 сентября 2011 года оставить без изменения, кассационные жалобы Чуб Л.М., Государственного учреждения Республики Коми "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Печора" - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи