33-5971/2011 меры социальной поддержки педагогу гр. Беларусь



ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судья Бородулина М.В. Дело № 33-5971/2011г.

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

В составе председательствующего Сусловой Н.А.,

судей Голикова А.А., Перминовой Н.А.,

при секретаре Панюковой И.А.

рассмотрела в судебном заседании 10 ноября 2011 года дело по кассационной жалобе Государственного учреждения Республики Коми "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Печоры" на решение Печорского городского суда Республики Коми от 19 сентября 2011 года, по которому:

признан незаконным отказ ГУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Печоры" в предоставлении Ребус М.Г. , как педагогическому работнику, мер социальной поддержки, предусмотренных ст.18 Закона Республики Коми "О социальной поддержке населения в Республике Коми" от 12 ноября 2004 года №55-РЗ.

Обязано ГУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Печоры" предоставить с ДД.ММ.ГГ. Ребус М.Г. как педагогическому работнику, проживающему и работающему в сельской местности, меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 18 Закона РК "О социальной поддержке населения в Республике Коми" от 12 ноября 2004 года №55-РЗ.

В иске к Агентству Республики Коми по социальному развитию отказано.

Взысканы с ГУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Печоры" в доход муниципального образования муниципального района "Печора" расходы по государственной пошлине в размере ... рублей.

Взысканы с ГУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Печоры" в пользу Ребус М.Г. судебные расходы в размере ... рублей.

Заслушав доклад судьи Сусловой Н.А., объяснения Мартыновой Л.Н., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Ребус М.Г. обратилась в суд с иском к ГУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Печоры" о признании незаконным отказа в предоставлении ей как педагогическому работнику, мер социальной поддержки, предусмотренных ст.18 Закона Республики Коми "О социальной поддержке населения в Республике Коми" от 12 ноября 2004 года №55-РЗ, обязании предоставить меры социальной поддержки с ДД.ММ.ГГ., взыскании судебных расходов.

Истец в судебное заседание не явилась, ранее заявленные требования поддержала. Представитель истца в судебном заседании на удовлетворении иска настаивал.

Ответчиком иск не признан.

Агентство РК по социальному развитию, привлеченное к участию в деле в качестве соответчика, своего представителя в судебное заседание не направил, в представленном суду отзыве исковые требования не признал.

Суд постановил приведенное выше решение.

В кассационной жалобе ответчика Государственного учреждения Республики Коми "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Печоры" ставится вопрос об отмене решения суда в связи с нарушением норм материального права. По мнению заявителя, льготы, предусмотренные Законом Республики Коми "О социальной поддержке населения в Республике Коми", распространяются только на граждан Российской Федерации, к каковым истец не относится, являясь гражданкой Республики Беларусь.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда по доводам кассационной жалобы.

Как следует из материалов дела, Ребус М.Г. является гражданином Белоруссии. Документом, удостоверяющим ее личность, является вид на жительство иностранного гражданина. Истец работает учителем начальных классов в муниципальном общеобразовательном учреждении "Основная образовательная школа " ... с ДД.ММ.ГГ. по настоящее время, проживает с семьей в сельской местности. Ребус М.Г. зарегистрирована по месту жительства по адресу: ... до ДД.ММ.ГГ., является пенсионером, право на пенсию признано в судебном порядке.

До ДД.ММ.ГГ. Ребус М.Г. меры социальной поддержки, установленные статьей 18 Закона Республики Коми "О социальной поддержке населения в Республике Коми". Так, согласно справки Печорского отделения ОАО "Коми энергосбытовая компания" от ДД.ММ.ГГ. с ДД.ММ.ГГ. по ДД.ММ.ГГ. Ребус М.Г. предоставлялась льгота по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в размере 100% на нее одну, так как она была в списке специалистов; согласно списку от ДД.ММ.ГГ., предоставленному МУ "Отдел образования МО МР "Печора", Ребус М.Г. переведена из списка специалистов в списки педагогов и предоставлена льгота по оплате э/энергии на всех членов семьи с ДД.ММ.ГГ..

ОАО "Т." предоставляла Ребус М.Г. льготу "работник отдела образования" на основании письма отдела образования, данная льгота предоставлялась с ДД.ММ.ГГ. по ДД.ММ.ГГ., льгота распространялась только на самого льготника.

ДД.ММ.ГГ. Ребус М.Г. обратилась в ГУ РК "ЦСЗН г. Печоры" о предоставлении мер социальной поддержки, как педагогический работник, проживающий в сельской местности.

Ответом от ДД.ММ.ГГ. ГУ РК "ЦСЗН г.Печоры" разъяснило истцу об отсутствии у нее права на рассматриваемые меры социальной поддержки, указывая, что педагогическим работникам образовательных учреждений, проживающим в сельских населенных пунктах и поселках городского типа, имеющим вид на жительство, являющимся гражданами Республики Беларусь, меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не могут быть предоставлены.

Указанные действия ответчиков оспорены истцом в судебном порядке.

Удовлетворяя заявленные требования, суд руководствовался положениями Закона РФ "Об образовании" от 10 июля 1992года №3266-1 (в редакции от 18.07.2011), Закона Республики Коми "О социальной поддержке населения в Республике Коми" от 12 ноября 2004 года № 55-РЗ, Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о равных правах граждан от 25.12.1998 и Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 08.12.1999 о создании Союзного государства, и пришел к выводу, что истец, хотя и является гражданином Республики Беларусь, однако имеет право на меры социальной поддержки, предусмотренные ст.18 Закона Республики Коми "О социальной поддержке населения в Республике Коми".

Вывод суда первой инстанции о наличии правовых оснований для признания права Ребус М.Г. на получение мер социальной поддержки в виде освобождения в полном объеме от оплаты за содержание и ремонт жилого помещения, предоставляемых педагогическим работникам муниципальных образовательных учреждений, проживающим в поселке городского типа, соответствует обстоятельствам дела, подтвержден доказательствами, основан на правильном применении правовых норм, регулирующих спорные правоотношения, и является верным.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, о том, что льготы, предусмотренные Законом Республики Коми "О социальной поддержке населения в Республике Коми" от 12 ноября 2004 года № 55-РЗ, распространяются только на граждан Российской Федерации, основаны на неправильном толковании норм материального права.

Согласно п. 5 ст. 14 Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 08.12.1999 г. граждане Союзного государства пользуются равными правами и несут равные обязанности на территории другого государства - участника, если иное не предусмотрено законодательными актами государств - участников, договорами между ними.

В соответствии с п. 6 ст. 14 названного Договора до принятия союзного нормативно-правового акта в области гражданства правовое положение граждан Союзного государства регулируется национальными законодательными актами государств - участников, договорами между ними в данной области и настоящим Договором.

В соответствии со статьей 18 Договора обеспечение равных прав граждан в предоставлении социальных гарантий относятся к совместному ведению Союзного государства и государств-участников.

Согласно статье 62 (часть 3) Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17 февраля 1998 года N 6-П, речь идет о случаях, устанавливаемых лишь применительно к таким правам и обязанностям, которые являются правами и обязанностями именно гражданина Российской Федерации, т.е. возникают и осуществляются в силу особой связи между государством и его гражданами.

Так, особое положение иностранных граждан определено Федеральным конституционным законом "О референдуме Российской Федерации", земельным законодательством и пр.

Согласно ст. 2 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" от 25.07.2002 N 115-ФЗ, вид на жительство - документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание на территории Российской Федерации. На основании ч. 3 ст. 8 указанного Закона по окончании срока действия вида на жительство данный срок по заявлению иностранного гражданина может быть продлен на пять лет. Количество продлений срока действия вида на жительство не ограничено.

Отношения в области предоставления мер социальной поддержки работникам образования регулируются, в том числе, Законом РФ "Об образовании" от 10 июля 1992года №3266-1 (в редакции от 18.07.2011), согласно ст. 3 которого законодательство Российской Федерации в области образования включает в себя Конституцию Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним другие законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области образования.

Субъекты Российской Федерации в соответствии с их статусом и компетенцией могут принимать в области образования законы и иные нормативные правовые акты, не противоречащие федеральным законам в области образования.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области образования не могут ограничивать права физических и юридических лиц по сравнению с законодательством Российской Федерации в области образования.

В соответствии со статьей 55 Закона РФ "Об образовании" педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 1 Закона РФ "О социальной поддержке населения в Республике Коми" от 12 ноября 2004 года № 55-РЗ (в редакции от 22.02.2011 года №14-РЗ) настоящий Закон распространяется на граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Коми.

Статья 18 Закона № 55-РЗ регулирует меры социальной поддержки специалистов государственных учреждений Республики Коми (образования, культуры, здравоохранения, ветеринарной службы, физической культуры и спорта), а также педагогических работников государственных образовательных учреждений Республики Коми и муниципальных образовательных учреждений в Республике Коми, работающих и проживающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа:

1(1). Педагогическим работникам государственных образовательных учреждений Республики Коми и муниципальных образовательных учреждений в Республике Коми, работающим и проживающим в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, предоставляются следующие меры социальной поддержки:

1) оплата в размере 100 процентов за пользование жилым помещением (плата за наем) в домах государственного и муниципального жилищного фонда или в домах жилищного фонда, находящихся в собственности организаций;

2) оплата в размере 100 процентов указанным специалистам за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, содержание и текущий ремонт лифтов, вывоз бытовых и других отходов (за исключением услуг и работ по управлению многоквартирным домом и капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме), в пределах установленной социальной нормы площади жилого помещения в домах независимо от вида жилищного фонда;

3) оплата в размере 100 процентов указанным специалистам коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению, газоснабжению (в том числе по поставке бытового газа в баллонах) в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг в домах независимо от вида жилищного фонда;

4) оплата в размере 100 процентов коммунальных услуг по электроснабжению и отоплению (теплоснабжению) в домах независимо от вида жилищного фонда.

Для лиц, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления, - оплата в размере 100 процентов твердого топлива и транспортных услуг для доставки этого твердого топлива или компенсация в размере 100 процентов стоимости приобретенного твердого топлива для отопления жилого помещения и транспортных услуг для доставки этого твердого топлива.

Указанные в настоящем пункте меры социальной поддержки предоставляются лицам, проживающим в домах независимо от вида жилищного фонда.

Установленные данной частью меры социальной поддержки распространяются на педагогических работников государственных образовательных учреждений Республики Коми и муниципальных образовательных учреждений в Республике Коми, проживающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, прекративших педагогическую деятельность после назначения им пенсии (независимо от вида пенсии), имеющих стаж работы не менее 10 лет в образовательных учреждениях, расположенных в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, и имеющих на день назначения пенсии право на указанные меры социальной поддержки.

Ни Закон РФ "Об образовании", ни Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" не запрещают иностранным гражданам работать в федеральных, республиканских и муниципальных образовательных учреждениях, не содержит прямых ограничений относительно предоставления указанным гражданам мер социальной поддержки наравне с гражданами Российской Федерации.

Учитывая, что ранее на протяжении 2006-2010 годов истец пользовалась правом на меры социальной поддержки, заработала пенсию в Российской Федерации, проживает и продолжает работать в системе образования в сельской местности, судом сделан правильный вывод о возложении на ГУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Печоры", на которого данные обязательства возложены с 01.01.2011, предоставить Ребус М.Г. с ДД.ММ.ГГ. меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 18 Закона РК "О социальной поддержке населения в Республике Коми" от 12 ноября 2004 года № 55-РЗ.

Доводы кассационной жалобы сводятся к оспариванию права истца на получение мер социальной поддержки по мотиву отсутствия российского гражданства, данный довод был заявлен стороной ответчика в ходе рассмотрения дела и получил надлежащую судебную оценку, с которой судебная коллегия согласилась.

Отсутствие международного соглашения по вопросу предоставления мер социальной поддержки гражданам Белоруссии, как на то указано в кассационной жалобе, при отсутствии в Российской Федерации запрета на предоставление таким лицам рассматриваемых мер не может ущемлять права указанных лиц на получение социальной помощи государства.

Вопрос о возмещении истцу за счет ответчика судебных расходов разрешен судом в соответствии со ст. ст. 98, 100 ГПК РФ. Требования в данной части удовлетворены в пределах подтвержденных документально судебных расходов, определенный судом размер подлежащих возмещению истцу расходов на представителя соответствует принципу разумности, объема выполненных представителем работ, сложности дела, продолжительности рассмотрения. Оснований для снижения взысканных сумм не имеется.

Доводов, влекущих отмену состоявшегося по делу решения, кассационная жалоба не содержит. С учетом изложенного постановленное по делу решение является законным и обоснованным. Обстоятельства, имеющие значение для дела судом установлены полно и правильно. Нарушений норм процессуального права при рассмотрении дела судом не допущено.

Оснований, предусмотренных ст. 362 Гражданского процессуального кодекса РФ, для отмены решения суда не установлено.

Руководствуясь ст.361 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Печорского городского суда Республики Коми от 19 сентября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения Республики Коми "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Печоры" - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи