ОПРЕДЕЛЕНИЕ Судья Литвиненко С.К. Дело №33-5902/2011г. СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ в составе председательствующего Сусловой Н.А. судей Голикова А.А., Перминовой Н.А., при секретаре Панюковой И.А. рассмотрела в судебном заседании 07 ноября 2011 года дело по кассационной жалобе Кузьминой Е.Г. на решение Печорского городского суда Республики Коми от 02 сентября 2011 года, по которому в иске Кузьминой Е.Г. , действующей в интересах несовершеннолетней К. к Государственному Учреждению Республики Коми "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Печоры", ООО "ТЭК-Печора" о признании незаконным отказа в предоставлении субсидии с апреля 2008г., обязании предоставить субсидию с апреля 2008г., обязании ООО "ТЭК-Печора" заключить соглашение о реструктуризации задолженности отказано. Заслушав доклад судьи Сусловой Н.А., судебная коллегия УСТАНОВИЛА: Кузьмина Е.Г., действующая в интересах несовершеннолетней К. обратилась в суд с иском к Управлению социальной защиты населения Агентства Республики Коми по социальному развитию по г. Печора, Государственному Учреждению Республики Коми "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Печоры", ООО "ТЭК-Печора" о признании незаконным отказа в предоставлении субсидии с апреля 2008 года, обязании предоставить субсидию с апреля 2008 года, обязании ООО "ТЭК-Печора" заключить соглашение о реструктуризации задолженности. В судебном заседании истец и ее представитель на иске настаивали. Представитель ответчика ООО "ТЭК - Печора" исковые требования не признал. Судом к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Кузьмин И.А., Кузьмина И.А., Кузьмин А.А., Кузьмин М.А., ООО "Горжилфонд", МУП "Горводоканал", Агентство Республики Коми по социальному развитию. Ответчик ГУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Печоры" своего представителя в судебное заседание не направило, в представленном суду отзыве с иском не согласилось. Третьи лица Кузьмин И.А., Кузьмина Т.А., Кузьмина И.А., Кузьмин А.А., Кузьмин М.А., ООО "Горжилфонд", МУП "Горводоканал", Агентство Республики Коми по социальному развитию в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом. Определением Печорского городского суда от 02.09.2011 производство по делу по иску Кузьминой Е.Г., действующей в интересах несовершеннолетней К. к Управлению социальной защиты населения Агентства Республики Коми по социальному развитию по г. Печора о признании незаконным отказ в предоставлении субсидии с апреля 2008 года, обязать предоставить субсидию с апреля 2008 года, прекращено на основании абз. 7 ст. 220 ГПК РФ в связи с упразднением организации. Суд вынес указанное выше решение. В кассационной жалобе истец не согласна с решением суда и просит его отменить, ссылаясь на неправильное определение имеющих значение для дела обстоятельств, неправильное применение норм материального права. По мнению заявителя, приостановление предоставления жилищной субсидии с ДД.ММ.ГГ. незаконно, поскольку в период с апреля 2007 года по декабрь 2007 года задолженность отсутствовала, субсидия предоставлялась в январе, феврале и марте 2008 года. Задолженность образовалась в связи с отказом в предоставлении субсидии. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает решение суда подлежащим оставлению без изменения. Из материалов дела следует, что квартира ... является муниципальной собственностью и на основании договора социального найма жилого помещения № от ДД.ММ.ГГ., заключенного между Кузьминым А.А. и администраций МР "Печора", в лице МАУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства и строительства" МР "Печора", предоставлена Кузьмину А.А. и совместно проживающим вместе с ним Кузьминой И.А., К. , Кузьмину М.А., Кузьмину И.А., К.Р. В настоящее время по данному жилому помещению значатся зарегистрированными семь человек. На ДД.ММ.ГГ. значились зарегистрированными два человека - Кузьмина И.А. и несовершеннолетняя К. Кузьмина Е.Г. является нанимателем жилого помещения после смерти Кузьмина А.И. В период с ДД.ММ.ГГ. по ДД.ММ.ГГ. Кузьминой И.А., ДД.ММ.ГГ. г.р., предоставлялась субсидия на оплату указанного жилого помещения и коммунальных услуг. Уведомлением № от ДД.ММ.ГГ. Кузьмина И.А. извещена о приостановлении выплаты субсидии с ДД.ММ.ГГ. в виду имеющейся задолженности. Находя указанное решение незаконным, нарушающим в том числе права несовершеннолетней К. , Кузьмина Е.Г. обратилась в суд с настоящим иском, указывая, что до указанного момента задолженности не было, оплата производилась вовремя, субсидия предоставлялась в январе - феврале 2008 года в сумме ... руб. Незаконный отказ в предоставлении субсидии с апреля 2008 года привел к образованию долга. В заключении с ООО "ТЭК-Печора" соглашения о погашении задолженности и переоформление субсидии с сентября 2008 года истцу было отказано. Разрешая спор, суд пришел к выводу, что требования истца о признании незаконным приостановления выплаты субсидии с ДД.ММ.ГГ. и обязании восстановить выплату субсидии с ДД.ММ.ГГ. не основаны на законе и удовлетворению не подлежат. Судебная коллегия указанный вывод суда считает правильным, основанным на материалах дела и законе. В соответствии с ст. 159 Жилищного кодекса РФ, регламентирующей предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, предусмотрено, что субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации. Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму. Согласно части 3 указанной статьи Жилищного кодекса РФ субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 настоящей статьи, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей. Положениями ч. 4 и ч. 5 ст. 159 Жилищного кодекса РФ установлено, что субсидии перечисляются гражданам до срока внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, установленного частью 1 статьи 155 настоящего Кодекса. При этом, субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению. Таким образом, условием предоставления гражданам жилищных субсидий является отсутствие задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению. В соответствии с ч. 7 ст. 159 Жилищного кодекса РФ порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации. При этом, согласно ч. 11 указанной правовой нормы орган местного самоуправления может установить для расчета субсидий отличные от установленных региональных стандартов стандарты нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, если это улучшает положение граждан, получающих такие субсидии. Дополнительные расходы на предоставление указанных в настоящей части субсидий финансируются за счет средств местного бюджета. Во исполнение ст. 159 Жилищного кодекса РФ Правительство Российской Федерации 14 декабря 2005 года Постановлением N 761 утвердило "Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг". Пунктом 56 Правил установлены условия приостановления предоставления субсидий. Так, предоставление субсидий может быть приостановлено по решению уполномоченного органа при условии неуплаты получателем субсидии текущих платежей за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в течение 2 месяцев (пп. "а"), невыполнения получателем субсидии условий соглашения по погашению задолженности, предусмотренного пунктом 6 настоящих Правил (пп. "б"). При этом, решение вопроса о погашении имеющейся у граждан задолженности находится в рамках отношений, регулируемых жилищным и гражданским законодательством, и должно осуществляться организациями жилищно-коммунального комплекса предусмотренными законодательством методами и формами, не затрагивающими предоставление государственных социальных гарантий социально незащищенным малоимущим гражданам. По смыслу приведенных правовых норм наличие задолженности само по себе не является безусловным основанием для приостановления предоставления субсидий. Уполномоченные органы приостанавливают предоставление субсидий для выяснения причин возникновения (непогашения) задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг, но не более чем на один месяц (п. 57 Правил). Факт отсутствия (погашения) задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, заключения и (или) выполнения получателями субсидий соглашений по погашению задолженности уполномоченный орган вправе проверить, запросив у наймодателей, управляющих организаций и организаций, оказывающих услуги и выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов и предоставляющих коммунальные услуги, сведения о своевременности и полноте оплаты жилого помещения и коммунальных услуг. Как следует из материалов дела, по состоянию на ДД.ММ.ГГ. имелась задолженность по оплате указанного жилого помещения и коммунальных услуг: перед ООО "ТЭК-Печора" в сумме ... руб., перед ООО "Горжилфонд" в сумме ... руб., перед МУП "Горводоканал" в сумме ... руб. Наличие и обоснованность последней задолженности установлено вступившим в законную силу решением Печорского городского суда от ДД.ММ.ГГ., которым Кузьминой Е.Г. отказано в удовлетворении иска к МУП "Горводоканал" об освобождении от уплаты задолженности по оплате жку в сумме ... рубля. Судом также установлено, что Кузьминой И.А. субсидия была предоставлена с ДД.ММ.ГГ. по ДД.ММ.ГГ., однако на основании заявления Кузьминой Е.Г. (законного представителя несовершеннолетней К. .) от ДД.ММ.ГГ. выплата субсидии была приостановлена. Кузьмину А.А. предоставлялась субсидия в период с ДД.ММ.ГГ. по ДД.ММ.ГГ., приостановлена с ДД.ММ.ГГ. в связи с имеющейся задолженностью по оплате жилищно-коммунальных услуг и неисполнением соглашения о реструктуризации задолженности. Кроме того, ООО "ТЭК-Печора" заключало соглашения о реструктуризации задолженности ДД.ММ.ГГ. с Кузьминым А.А. и К. ., в лице законного представителя - Кузьминой Е.Г., однако данные соглашения нанимателями квартиры не исполнялись. При этом, последние были уведомлены о порядке предоставления и условиях предоставления субсидии. Кузьмина Е.Г. оспорила наличие задолженности по оплате ЖКУ, однако данные требования оставлены судом без удовлетворения. При таких обстоятельствах, оценив доводы истца, приведенные ею в обоснование своих требований, в совокупности с другими добытыми по делу доказательствами, суд пришел к правильному выводу о законности приостановления предоставления субсидии и отказал в удовлетворении иска. При этом суд правильно указал, что наличие задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в силу прямого указания закона исключает возможность предоставления Кузьминой И.А. субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Содержащийся в кассационной жалобе довод об отсутствии на ДД.ММ.ГГ. задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг был заявлен в качестве основания иска, являлся предметом судебной проверки и обоснованно признан несостоятельным, поскольку опровергается письменными материалами. Ссылка в жалобе на то, что задолженность по коммунальным платежам образовалась ввиду незаконного непредоставления субсидии, подлежит отклонению как не основанная на законе. Судебная коллегия считает, что суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Доводы кассационной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции. Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, кассационная жалоба не содержит. С учетом изложенного судебная коллегия полагает, что решение суда отвечает требованиям закона, оснований для его отмены по доводам кассационной жалобы нет. Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: Решение Печорского городского суда Республики Коми от 02 сентября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Кузьминой Е.Г. - без удовлетворения. Председательствующий Судьи