№33-6225/2011 вывоз отходов



Судья Сироткина Е.М. Дело № 33-6225/2011

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Сусловой Н.А.,

судей Голикова А.А., Тебеньковой Л.Г.,

при секретаре Глобу Н.В.,

рассмотрела в судебном заседании 21 ноября 2011 года дело по кассационной жалобе Администрации МО ГО «Сыктывкар» на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 25 августа 2011 года, по которому

на Администрацию МО ГО «Сыктывкар» возложена обязанность произвести сбор и вывоз всех бытовых и промышленных отходов с территории поселка городского типа Верхняя Максаковка в срок до 01 декабря 2011 года.

На Администрацию МО ГО «Сыктывкар» возложена обязанность произвести сбор и вывоз всех бытовых и промышленных отходов с территории, расположенной на левой и правой обочинах грунтовой автодороги Верхняя Максаковка – Веселовка и на проезжей части дороги, начиная с 1 учетной точки с координатами № 61 градус 37 минут 05,1 секунды, Е 50 градусов 58 минут 20,3 секунды до учетной точки № 61 градус 35 минут 50,5 секунды, Е 51 градус 00 минут 08,0 секунды в срок до 01 декабря 2011 года.

На Администрацию МО ГО «Сыктывкар» возложена обязанность ликвидировать несанкционированную свалку, произвести сбор и вывоз всех бытовых и промышленных отходов, произвести рекультивацию земель, расположенных в 3 выделе квартала 112 в районе автодороги Верхняя Максаковка – Веселовка в срок до 01 декабря 2011 года.

Заслушав доклад судьи Голикова А.А, объяснения представителя Администрации МО ГО «Сыктывкар» Кокорина С.Л., представителя Администрации поселка городского типа Верхняя Максаковка АМО ГО «Сыктывкар» Мещерякова В.В., заключение прокурора Шевелевой М.Г., полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Сыктывкарской природоохранной межрайонной прокуратуры обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации МО ГО «Сыктывкар» о возложении обзянности организовать сбор, вывод и утилизацию отходов производства с территории поселка городского типа Верхняя Максаковка, принять меры к ликвидации несанкционированных свалок в районе автодороги Верхняя Максаковка - Веселовка и рекультивации земельного участка.

В обоснование требований прокурор указал, что Распоряжением Главы Администрации МО «Город Сыктывкар» от 21.08.2000года в районе 5 км дороги В.Максаковка-Веселовка, 112 кв. Краснозатонского лесничества Сыктывкарского лесхоза была создана площадка приема ТБО. В соответствии с Распоряжением от 05.05.2006 года площадка должна была быть ликвидирована и осуществлена рекультивация. Однако рекультивация не осуществлена до настоящего момента. Санкционированных мест для размещения отходов населения поселка городского типа Верхняя Максаковка в районе указанного населенного пункта не имеется. Заключением Министерства природы Республики Коми установлено, что на левой и правой обочинах грунтовой автодороги Верхняя Максаковка - Веселовка и на проезжей части дороги, начиная с 1 учетной точки с координатами N 61 градуса 37 минут 05,1 секунды, Е 50 градуса 58 минут 20,3 секунды до 2 учетной точки N 61 градуса 35 минут 50,5 секунды, Е 51 градуса 00 минут 08,0 секунды выявлены участки длиной от 2 до 30 метров и шириной от 2 до 10 метров размещения отходов производства и потребления в виде отходов текстиля, одежды, мебели, отходов от лесопиления, относящиеся к 4-5 классам опасности. При этом был установлен факт горения отходов в точке N 61 градуса 37 минут 05,1 секунды, Е 50 градуса 58 минут 20,3 секунды. Кроме того, возле дороги в квартале 93 Краснозатонского участкового лесничества ГУ РК «Сыктывкарское лесничество» выявлены аналогичные отходы.

В соответствии с Федеральными законами «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 года №7-ФЗ, «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06 октября 2003 года №131-ФЗ, Уставом МО ГО «Сыктывкар» (ст.44) к компетенции Администрация МО ГО «Сыктывкар» относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов в порядке, утвержденном решением Совета городского округа.

В связи с изложенным, прокурор считал, что непринятие мер по ликвидации несанкционированных свалок, граничащих и находящихся в лесном фонде, размещение отходов на несанкционированной свалке приводит к нарушению естественной экологической системы и негативно влияет на окружающую среду вследствие загрязнения и захламления почв, загрязнения подземных и поверхностных вод, поскольку не обеспечивается изоляция и обезвреживание отходов, что служит источником возникновения болезнетворных организмов, способствуя распространению инфекционных болезней и иных тяжких последствий, представляет собой потенциальную опасность здоровью населения, и, как следствие, ведет к ущемлению экологических прав граждан.

В судебном заседании представитель процессуального истца прокурор Липина С.М. настаивала на иске, уточнив требования, просила возложить на ответчика обязанность произвести сбор и вывоз всех бытовых и промышленных отходов с территории п.г.т. В.Максакова; произвести сбор и вывоз всех бытовых и промышленных отходов с территории, расположенной на левой и правой обочинах грунтовой автодороги В.Максаковка-Веселовка и на проезжей части дороги, начиная с 1 учетной точки с координатами №61 градусов 37 минут 05,1 секунд, Е 50 градусов 58 минут 20,3 секунд до 2 учетной точки №61 градусов 35 минут 50,5 секунд, Е 51 градусов 00 минут 08,0 секунд; ликвидировать несанкционированную свалку, произвести сбор и вывоз всех бытовых и промышленных отходов, произвести рекультивацию земель, расположенных в 3 выделе квартала 112 в районе автодороги В.Максаковка-Веселовка.

Представитель ответчика Администрации МО ГО «Сыктывкар» исковые требования не признал, пояснив, что вопросы ликвидации свалки относятся к компетенции администрации п.г.т. В.Максаковка.

Представитель третьего лица ГУ РК «Сыктывкарское лесничество» требования истца поддержал.

Представитель третьего лица Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми требования поддержал.

Представитель Администрации поселка городского типа Верхняя Максаковка администрации МО ГО «Сыктывкар» указал, что на территории населенного пункта свалок не имеется, а спорный участок находится в ведении ответчика.

Судом поставлено указанное выше решение.

В кассационной жалобе Администрация МО ГО «Сыктывкар» просит об отмене решения суда по доводам того, что такое рассмотрение является вмешательством в компетенцию органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения. Считают, что администрация МО ГО «Сыктывкар» не является надлежащим ответчиком по делу, указанные обязанности возложены на Администрацию поселка городского типа Верхняя Максаковка.

Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение правильным.

Судом установлено, что распоряжением Главы Администрации МО «город Сыктывкар» от 01.08.2000 площадка утилизации древесных отходов, находящаяся в районе 5 км. дороги Верхняя Максаковка – Веселовка, 112 кв. Краснозатонского лесничества Сыктывкарского лесхоза, временно, сроком на 1 год закреплена за Сыктывкарским муниципальным унитарным предприятием «Краснозатонский жилкомхоз», который в свою очередь, обязан обеспечить надлежащее содержание площадки (свалки) в соответствии с установленными требованиями, а также совместно с ОАО «Сысолалес» в 2001 году произвести рекультивацию площадки (свалки) с возвращением земель владельцу для целей лесопользования.

В соответствии с постановлением Главы Администрации МО «город Сыктывкар» от 21.08.2000 СМУП «Краснозатонский жилкомхоз» были установлены сроки для обустройства полигона под свалку бытового мусора и организации вывозки твердых бытовых отходов с неблагоустроенного жилого фонда, его переработку, а также содержание свалки в соответствии с установленными требованиями.

В целях улучшения экологической обстановки и санитарного состояния в районе поселка городского типа Верхняя Максаковка главой администрации МО ГО «Сыктывкар» 05.05.2006 вынесено распоряжение о прекращении эксплуатации площадки приема ТБО и древесных отходов в районе 5 км. автодороги Верхняя Максаковка с 15 мая 2006 года, СМУП «Жилкомэнерго» в срок до 01 ноября 2006 года обязано выполнить рекультивацию данной площадки с оформлением соответствующего акта.

Согласно сведениям, представленным Администрацией поселка городского типа Верхняя Максаковка администрации МО ГО «Сыктывкар» от 20.05.2011, на территории поселка санкционированной свалки нет.

Как следует из сведений, представленных Администрацией МО ГО «Сыктывкар» от 05.05.2011, проектная и иная документация по свалке в районе 5 км. автодороги Верхняя Максаковка отсутствует, свалка выведена из эксплуатации с 2006 года, но земли не рекультивированы. Границы земельного участка для эксплуатации автодороги В. Максаковка – Веселовка не сформированы, балансодержатель не установлен, категория земель – земли лесного фонда.

Спорный земельный участок находится в границах МО ГО «Сыктывкар».

Автодорога В. Максаковка – Веселовка проходит через 90,93, 94 и 112 кв. Краснозатонского лесничества Сыктывкарского лесхоза, сама несанкционированная свалка располагается на 3 выделе 112 квартала.

Согласно ответу Комитета лесов РК от 05 мая 2011 года квартал 112 Краснозатонского участкового лесничества ГУ «Сыктывкарское лесничество» входит в состав лесного участка, переданного в аренду с целью заготовки древесины ИП Головкин И.И. Выдел 3 квартала 112 относится к прочим землям.

Для правильного разрешения спорного правонарушения, необходимо установление факта незаконного складирования мусора, установления субъекта, ответственного за обеспечение эпидемиологического благополучия, возможность возложения на такого субъекта испрашиваемой прокурором обязанности.

Как следует из материалов дела, Сыктывкарской природоохранной межрайонной прокуратурой совместно с отделом государственного экологического контроля Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми 12 мая 2011 года проведена проверка соблюдения требований законодательства об охране окружающей среды и санитарно-эпидемиологического законодательства Российской Федерации при обращении с отходами производства и потребления на территории МО ГО «Сыктывкар», в ходе которой установлено, что на левой и правой обочинах грунтовой автодороги Верхняя Максакова – Веселовка и на проезжей части дороги, начиная с 1 учетной точки с координатами № 61 градус 37 минут 05,1 секунд, Е 50 градус 58 минут 20,3 секунд до 2 учетной точки № 61 градус 35 минут 50,5 секунд Е 51 градус 00 минут 08,0 секунд выявлены участки длиной от 2 до 30 метров и шириной от 2 до 10 метров размещения отходов производства и потребления в виде отходов текстиля, одежды, мебели, отходов от лесопиления, относящиеся к 4-5 классам опасности. При этом был установлен факт горения отходов в точке № 61 градус 37 минут 05,1 секунд Е 50 градус 58 минут 20,3 секунд, что подтверждается Экспертным заключением от 12 мая 2011 года.

Из Акта о лесонарушении от 12 мая 2011 года, составленного заместителем главного лесничего – руководителя ГУ «Сыктывкарское лесничество» следует, что захламление лесов коммунально-бытовыми и промышленными отходами в объеме 1536 куб.м. в защитных лесах Краснозатонского участкового лесничества ГУ «Сыктывкарское лесничество» привело к ущербу в размере ... руб.

Указанная несанкционированная свалка негативным образом влияет на окружающую среду и пожарную безопасность, что подтверждается Актом , в котором отражен факт лесного пожара 18 мая 2011 года в 94 квартале Краснозатонского участкового лесничества, начавшегося от несанкционированной свалки.

Данные обстоятельства в системном единстве со всеми представленными в дело доказательствами подтверждают факт незаконного складирования мусора.

Доводы жалобы о том, что суд лишил орган местного самоуправления самостоятельности, поскольку Администрация самостоятельно осуществляет контроль, выявление, планирование сроков вывоза ТБО, не могут быть приняты во внимание.

Действительно действующим правовым регулированием органам местного самоуправления предоставлена самостоятельность в осуществлении их деятельности. В ее основу фактически положены принципы независимости и невозможности вторжения в порядок принятия решений, действий.

Так, статьей 12 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.

Конституционная гарантия детализирована положениями Федерального закона РФ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

При этом не исключена возможность вторжения в независимость принятия решений, совершения действий в случаях прямо предусмотренных законом.

Так положениями статей 14. 15, 16 Федерального закона РФ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» предусмотрено, что к вопросам органов местного самоуправления относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Между тем, орган местного самоуправления, меры в рамках полномочий, предоставленных ему действующим законодательством, по ликвидации несанкционированных свалок на спорном участке в полном объеме не предпринимал.

Данное обстоятельство во взаимосвязи с установленной обязанностью предполагает возможность и обязанность удовлетворить заявленный иск.

Указание в жалобе на ненадлежащего ответчика АМО «Сыктывкара» является несостоятельной.

В соответствии с пунктом 1 статьи 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и статьи 22 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.

На основании статьи 5 Устава МО ГО «Сыктывкар» муниципальное образование городского округа «Сыктывкар» является самостоятельным муниципальным образованием в составе Республики Коми. В состав единого муниципального образования городского поселения на территории города Сыктывкара с подчиненной ему территорией входят город республиканского значения Сыктывкар, поселки городского типа Верхняя Максаковка, Краснозатонский, Седкыркещ, поселки сельского типа Верхний Мыртыю, Выльтыдор, Трехозерка. Муниципальное образование городского поселения на территории города Сыктывкара с подчиненной ему территорией имеет статус городского округа.

Так, согласно пункта 24 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Статьей 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года «Об отходах производства и потребления» также установлено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления.

На основании пункта 24 части 1 статьи 26 Устава МО ГО «Сыктывкар» к ведению городского округа относятся вопросы организации сбора, вывоза утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Таким образом, обязанность по сбору, вывозу, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов согласно действующему правовому регулированию лежит на Администрации МО ГО «Сыктывкар», к чему правильно пришел суд первой инстанции.

Действительно пунктом 49 Устава МО ГО «Сыктывкар» предусмотрена возможность создавать на территории районов муниципального образования территориальные органы администрации городского округа для оперативного решения вопросов жизнедеятельности.

В силу п.2.2. Положения об администрации поселка городского типа Верхняя Максаковка администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар», утв. решением Совета муниципального образования городского округа «Сыктывкар» от 26 мая 2006 г. № 27/05-409, администрация наделяется полномочиями в области использования земли, охраны природы: согласовывает разрешение на производство земляных работ и контролирует их выполнение; информирует население об экологической обстановке, в случае стихийных бедствий и аварий содействует обеспечению безопасности населения, сообщает в соответствующие органы о действиях организаций, представляющих угрозу окружающей среде, нарушающих законодательство о природопользовании; осуществляет землеустроительные функции в соответствии с муниципальными правовыми актами Совета и главы администрации МО ГО «Сыктывкар».

В области коммунального хозяйства, благоустройства: координирует благоустройство и уборку подведомственной территории, осуществляет мероприятия по озеленению подведомственной территории совместно с организациями жилищно-коммунального хозяйства; осуществляет контроль за содержанием остановочных пунктов общественного транспорта; осуществляет контроль за подготовкой котельных, тепловых узлов, теплотрасс к отопительному сезону; осуществляет контроль за освещением улиц и установкой указателей с названием улиц и номеров домов.

По смыслу приведенных норм администрация поселка городского типа Верхняя Максаковка лишь принимает участие в исполнении администрацией города своих обязанностей по решению вопросов местного значения. При этом возложение данных обязанностей на территориальные органы администрации городского округа действующим законодательством не предусмотрено. Выполнение обязанности по организации сбора, вывоза и утилизации отходов исполняется непосредственно администрацией города за счет средств городского бюджета, специально выделенных на эти цели. Кроме того, на основании статьи 10 Бюджетного кодекса Российской Федерации территориальные органы администрации городского округа не имеют самостоятельных бюджетов.

Установив, что спорный участок расположен в пределах муниципального образования, относится к прочим землям, участок не передан иным лицам ни в собственность, ни по договору аренды, полномочия по использованию данного участка по сбору и утилизации отходов, складированных на спорном земельном участке в силу Устава возложены на МО ГО «Сыктывкар» в лице администрации, суд обоснованно возложил обязанность по уборке спорной территории на АМО ГО «Сыктывкар».

Иные доводы кассационной жалобы не содержат ссылок на какие-либо обстоятельства, которые не были бы предметом исследования суда или опровергали бы выводы судебного решения, направлены на иную оценку доказательств, толкование норм действующего законодательства и не могут служить основанием к отмене решения суда.

Судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда по доводам кассационных жалоб.

Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 25 августа 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации МО ГО «Сыктывкар» - без удовлетворения.

Председательствующий -

Судьи -