№33-6215/2011 обжалование действий ТИК г. Сыктывкара



Судья Нагибина Е.Л. Дело № 33-6215/2011

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Сусловой Н.А.,

судей Голикова А.А., Тебеньковой Л.Г.,

при секретаре Глобу Н.В.,

рассмотрела в судебном заседании 21 ноября 2011 года дело по кассационной жалобе Территориальной избирательной комиссии города Сыктывкара на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 17 октября 2011 года, которым заявление удовлетворено частично.

Отказано Фонду в поддержку демократии «Голос» в удовлетворении заявления о признании незаконным решения Территориальной избирательной комиссии г.Сыктывкара, выразившегося в издании приказа для участковых избирательных комиссий об удалении 13.03.2011 с избирательных участков при подсчете голосов наблюдателей от средств массовой информации, а также в признании незаконными действий участковой избирательной комиссии № 61, совершенных 13.03.2011.

Признаны незаконными действия участковых избирательных комиссий № 4, 15, 17, 19, 20, 22 Территориальной избирательной комиссии г.Сыктывкара, выразившиеся в удалении 13.03.2011 с данных избирательных участков при подсчете голосов корреспондентов газеты «Гражданский голос» из помещений избирательного участка.

Заслушав доклад судьи Голикова А.А., объяснения представителя Территориальной избирательной комиссии г.Сыктывкара Хорунжего В.Ю., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Фонд в поддержку демократии «Голос» обратился в суд с заявлением к Территориальной избирательной комиссии г.Сыктывкара, избирательной комиссии Республики Коми о признании незаконным решения территориальной избирательной комиссии г.Сыктывкара, выразившегося в издании приказа для участковых избирательных комиссий об удалении 13.03.2011 с избирательных участков при подсчете голосов наблюдателей от средств массовой информации, признании незаконными действий участковых избирательных комиссий № 4, 15, 17, 19, 20, 22, 61, выразившихся в удалении 13.03.2011 с избирательных участков при подсчете голосов корреспондентов газеты «Гражданский голос» из помещений для подсчета голосов. В обоснование требований указал, что указанным решением и действиями были нарушены требования ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», не предусматривающей процедуру аккредитации средств массовой информации при территориальной избирательной комиссии, вследствие чего, средством массовой информации не была получена полная и достоверная информация о ходе подсчета голосов на выборах.

В ходе рассмотрения дела от требований к Избирательной комиссии Республики Коми от заявителя последовал отказ от заявленных требований, который принят судом, производство по делу прекращено.

В судебном заседании представитель заявителя требования о признании незаконным решения территориальной избирательной комиссии г.Сыктывкара, выразившегося в издании приказа для участковых избирательных комиссий об удалении 13.03.2011 с избирательных участков при подсчете голосов наблюдателей от средств массовой информации, признании незаконными действий участковых избирательных комиссий № 4, 15, 17, 19, 20, 22, 61, выразившихся в удалении 13.03.2011 с избирательных участков при подсчете голосов корреспондентов газеты «Гражданский голос» из помещений для подсчета голосов поддержал.

Представитель Территориальной избирательной комиссии г.Сыктывкара заявленные требования не признал.

Суд принял приведенное выше решение.

В кассационной жалобе Территориальной избирательной комиссии города Сыктывкара поставлен вопрос об отмене решения суда в части удовлетворения требований заявителя о признании незаконными действия участковых избирательных комиссий № 4, 15, 17, 19, 20, 22 Территориальной избирательной комиссии г.Сыктывкара, выразившиеся в удалении 13.03.2011 с данных избирательных участков при подсчете голосов корреспондентов газеты «Гражданский голос» из помещений избирательного участка в связи с незаконностью и необоснованностью.

Проверив материалы дела исходя из доводов кассационной жалобы, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия считает их заслуживающими внимания, решение суда подлежащим отмене в части удовлетворенных требований.

Решением МО ГО «Сыктывкар» № 36/12-628 от 16.12.2010 на 13 марта 2011 года были назначены выборы депутатов Совета муниципального образования городского округа «Сыктывкар» четвертого созыва (2011-2015).

01 марта 2011 года в Избирательную комиссию Республики коми были направлены – образец редакционного задания газеты «Гражданский голос», копия редакционного удостоверения, список внештатных корреспондентов с просьбой об информировании Территориальной избирательной комиссии г. Сыктывкара о возможности присутствия корреспондентов указанного средства массовой информации.

Газета «Гражданский голос» является средством массовой информации, созданной Ассоциацией некоммерческих организаций «В защиту прав избирателей» «Голос» и Фондом в поддержку демократии «Голос», и зарегистрированной 20.08.2010г. в Федеральной службе по надзору связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

От редакции газеты «Гражданский голос» на избирательные участки № 4, 15, 17, 19, 20, 22, 61 были направлены корреспонденты Каракчиева, Гнилянская, Морозова, Шилова, Симаков, Лапшин и Сажина.

13 марта 2011 года в 20.00 после окончания голосования, с избирательных участков № 4, 15, 17, 19, 20, 22 были удалены корреспонденты газеты «Гражданский голос» со ссылкой на отсутствие аккредитации.

В соответствии со статьей 1 и статьей 38 Закона РФ "О средствах массовой информации" в Российской Федерации поиск, получение, производство и распространение массовой информации не подлежит ограничениям за исключением случаев предусмотренных законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации.

В силу положений статьи 30 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» на всех заседаниях избирательной комиссии и при осуществлении ею работы, а также при подсчете голосов избирателей, участников референдума вправе присутствовать представители средств массовой информации.

Судом установлено и подтверждается показаниями председателей участковых комиссий № 4 ФИО13., № 22 ФИО14., № 15 ФИО15., № 17 ФИО16 и № 20 ФИО17., допрошенных в качестве свидетелей, что в день выборов, по окончании голосования, перед проведением его итогов, на участки позвонили из Территориальной избирательной комиссии и дали указание корреспондентов газеты «Гражданский голос» с участков удалить, причины и основания такого указания не разъяснялись. Указание было выполнено, корреспонденты были удалены.

В ответе на обращение от 13.03.2011 о нарушении избирательного законодательства, председатель Территориальной избирательной комиссии сослался на статью 25 Регламента Территориальной избирательной комиссии г.Сыктывкара от 18.05.2009, в редакции Постановления от 29.12.2010 № 4/34, согласно которому, на заседаниях и при работе с протоколами об итогах голосования на выборах, референдуме вправе присутствовать представители средств массовой информации, аккредитованные при Комиссии. Отсутствие аккредитации не давало право корреспондентам газеты присутствовать на участке при подсчете голосов избирателей.

Разрешая спор, суд проанализировав положения Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Закона Республики Коми «О выборах и референдумах в Республики Коми», Федерального закона «О средствах массовой информации», пришел к правильному выводу, что аккредитация журналистов при государственном органе, организации, учреждении, органе общественного объединения является правом редакции и представляет собой дополнительный законный способ поиска и получения информации в целях дальнейшего производства и распространения ее для неограниченного круга лиц, вследствие чего, действия участковых избирательных комиссий, ограничивающих доступ не аккредитованных журналистов, нарушают права средства массовой информации на получение информации о выборах.

Согласно части 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности (ст.255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Признавая незаконными действия участковых избирательных комиссий № 4, 15, 17, 19, 20, 22, основанные на устном распоряжении должностных лиц Территориальной избирательной комиссии об удалении корреспондентов газеты «Гражданский голос», суд первой инстанции не учел, что согласно пункта 1 статьи 28 Федерального закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» деятельность комиссии осуществляется коллегиально.

Принцип коллегиальности, закрепленный в пункте 1 указанной статьи, отражает суть и специфику организации деятельности комиссии. Его соблюдение предполагает свободное, всестороннее и коллективное обсуждение вопросов, выносимых на заседание комиссий, принятие решений, выражающих мнение всех или большинства членов комиссий, путем голосования.

Вместе с тем, как следует из материалов дела, судом не выяснено ставился ли на коллективное обсуждение участковыми избирательными комиссиями вопрос о принятии решения об удалении корреспондентов газеты «Гражданский голос» с участков, было ли учтено по указанному вопросу мнение всех или большинства членов комиссий.

При таких обстоятельствах решение суда в части признания незаконными действия участковых избирательных комиссий № 4, 15, 17, 19, 20, 22 Территориальной избирательной комиссии г.Сыктывкара нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с направлением материалов дела на новое рассмотрение, в ходе которого суду необходимо учесть вышеизложенное, установить обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения возникшего спора, и принять решение с учетом требований норм материального права, регулирующего спорные правоотношения.

Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА :

Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 17 октября 2011 года в части признания незаконными действия участковых избирательных комиссий № 4, 15, 17, 19, 20, 22 Территориальной избирательной комиссии г.Сыктывкара, выразившиеся в удалении 13.03.11 года с данных избирательных участков при подсчете голосов корреспондентов газеты «Гражданский голос» из помещений избирательного участка отменить, направить дело в тот же суд на новое рассмотрение.

В остальной части решение оставить без изменения.

Председательствующий -

Судьи -