33-5322/2011 ЕДВ-жилье



Судья: Нагорнова О.Н. № 33-5322/2011

О П РЕ Д Е Л Е Н И Е

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего : Сажина А.В.,

судей: Тебеньковой Л.Г., Харманюк Н.В.,

при секретаре Вакулинской М.Н.,

рассмотрела в судебном заседании 10 октября 2011 года дело по кассационной жалобе Агентства Республики Коми по социальному развитию на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 10 августа 2011 года, которым:

Признан незаконным приказ Агентства Республики Коми по социальному развитию от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Филипповой Л.Н. в предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилья и исключении из Республиканского списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, относящихся к категориям, установленных ст. 14, 16 и 21 Федерального закона «О ветеранах» и ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Филиппова Л.Н. восстановлена в Республиканском списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, относящихся к категориям, установленных ст. 14, 16 и 21 Федерального закона «О ветеранах» и ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

На Агентство Республики Коми по социальному развитию возложена обязанность предоставить Филипповой Л.Н. единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилья.

Заслушав доклад судьи Харманюк Н.В., объяснения представителя АМО ГО «Сыктывкар» -Кокорина С.Л., Филиппова П.И., заключение прокурора Чершкуте Я.В., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор г. Сыктывкара в интересах Филлиповой Л.Н. обратился в суд с иском к Агентству Республики Коми по социальному развитию о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ, предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилья. В обоснование иска указал, что Филиппова Л.Н. является инвалидом ..., нуждается в улучшении жилищных условий, состоит на соответствующем учете в АМО ГО «Сыктывкар», однако ответчик неправомерно отказывает ей в реализации предусмотренного законом права получения единовременной денежной выплаты для улучшения своих жилищных условий. Филлипова Л.Н. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий по нормам ранее действовавшего законодательства, в связи с чем, последующее изменение учетной нормы в г. Сыктывкаре не влечет утрату Филипповой Л.Н. ранее приобретенного права.

Третье лицо Филиппов П.И. иск поддержал.

Представитель ответчика исковые требования не признал.

Судом принято приведенное выше решение.

В кассационной жалобе Агентство Республики Коми по социальному развитию просит об отмене решения по мотиву его незаконности, ссылаясь на отсутствие у Филипповой Л.Н. нуждаемости в улучшении жилищных условий.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Филиппова Л.Н. состоит в очереди на улучшение жилищных условий на общих основаниях с ДД.ММ.ГГГГ, в очереди инвалидов – с ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ в порядке переселения из аварийного жилья Филипповой Л.Н. и ее супругу Филиппову П.И. предоставлено жилое помещение, ... представляющее собой однокомнатную благоустроенную квартиру общей площадью 33,4 кв. м., жилой площадью 17,7 кв. м., при существующей на тот момент норме предоставления не менее 9 кв.м на 1 человека жилой площади. Филиппова Л.Н. продолжала состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Филиппова Л.А. и Филиппов П.И. зарегистрированы и проживают в указанном жилом помещении, которое на основании договора приватизации от ДД.ММ.ГГГГ принадлежит им на праве общей долевой собственности.

ДД.ММ.ГГГГ Филиппова Л.Н. обратилась в Агентство Республики Коми по социальному развитию с заявлением о предоставлении социальной выплаты на строительство или приобретение жилья.

Приказом Агентства Республики Коми по социальному развитию от ДД.ММ.ГГГГ Филипповой Л.Н. в предоставлении социальной выплаты отказано, она исключена из Республиканского списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, относящихся к категориям, установленным ст.14, 16 и 21 Федерального Закона «О ветеранах» и ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» по мотиву отсутствия нуждаемости в улучшении жилищных условий.

В соответствии со ст. 17 Федерального закона № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона, которая предусматривает передачу органам государственной власти субъектов РФ полномочий по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005.

Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.

Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Во исполнение федерального законодательства в Республике Коми принят Закон Республики Коми от 06.10.2006 № 69-РЗ «О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан», который устанавливает форму и порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005, относящихся к категориям, установленным статьями 14, 16 и 21 Федерального закона «О ветеранах» и статьей 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

В целях реализации Закона Республики Коми «О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан» и на основании федеральных законов «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» постановлением Правительства Республики Коми от 22.03.2010 № 58 утвержден Порядок предоставления гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 01.01.2005, относящимся к категориям, установленным статьями 14, 16 и 21 Федерального закона «О ветеранах» и статьей 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения

Уполномоченным органом исполнительной власти Республики Коми по предоставлению в порядке, определенном федеральным законодательством отдельным категориям граждан, нуждающимся в улучшении жилищных условий социальных выплат в настоящее время является Агентство Республики Коми по социальному развитию.

В соответствии с Порядком право на получение социальных выплат имеют граждане, зарегистрированные в установленном порядке по месту жительства на территории Республики Коми, вставшие до 01.01.2005 на учет в органах местного самоуправления для улучшения жилищных условий и продолжающие состоять на указанном учете. Предоставление социальных выплат осуществляется в порядке очередности в соответствии с республиканским списком.

Социальные выплаты для приобретения жилья гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, предоставляются за счет и в пределах средств, предусмотренных бюджетам субъектов Российской Федерации в федеральном бюджете.

Согласно пунктам 7 Порядка для получения социальных выплат граждане из числа инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005, подают по месту жительства в центры по предоставлению государственных услуг заявлении по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку с представлением документов, определенных указанным приложением

В соответствии с п. 15 Порядка решение об отказе в предоставлении единовременных денежных выплат принимается в случае, если представленные документы не подтверждают право граждан на получение единовременных денежных выплат.

Судом проверено право истца на получение указанной выплаты и правильно признано, что ответчик необоснованно отказал истцу в ее предоставлении.

Применительно к рассматриваемым обстоятельствам дела с учетом положений ч. 2 ст. 6 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» суд обоснованно признал, что истец не утратила основания, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали ей право на получение жилого помещения по договору социального найма.

Согласно ст. 32 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего в период постановки истца на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и до 01.03.2005, истец могла быть снята с указанного учета, в частности, в случае улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения.

Поскольку жилое помещение Филипповой Л.Н. не соответствовало существующим на тот момент нормам (не менее 9 кв.м. на 1 человека жилой площади), Филиппова Л.Н. по состоянию на 01.03.2005 продолжала состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В связи с тем, что Филиппова Л.Н. с составом семьи 2 человека, (включая ее саму), проживает в жилом помещении жилой площадью 17,7 кв.м., по ранее действовавшему законодательству не могла быть снята с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с необеспеченностью жилой площадью на каждого члена семьи 9 и более квадратных метров (18 кв.м), по настоящее время, с учетом положений ч.2 ст.6 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса РФ», законно состоит в списках лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий в Администрации МО ГО «Сыктывкар», по своему правовому статусу полностью соответствует требованиям ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181- ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», положениям Закона Республики Коми от 6 октября 2006 года № 69-РЗ «О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан» и принятого в целях реализации указанного закона постановлению Правительства Республики Коми от 07.11 2006 года №282, утвердившего Порядок предоставления отдельным категориям граждан, нуждающимся в улучшении жилищных условий, социальных выплат на приобретение жилья, судебная коллегия соглашается с выводом суда о наличии у нее права на социальную выплату на приобретение жилья и неправомерности отказа Агентства РК по социальному развитию в предоставлении ей указанной выплаты.

При таких обстоятельствах доводы жалобы об отсутствии у истца права на улучшение жилищных условий ввиду того, что на каждого члена семьи приходится 16,7 кв. м., что превышает учетную норму жилого помещения, установленную в г. Сыктывкаре Решением Совета МО «Город Сыктывкар от 28.11.2005 № 20/11-282 и составляющую 10,5 кв. м., признаются судебной коллегией несостоятельными.

Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 10 августа 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Агентства Республики Коми по социальному развитию – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: