Судья Смолева И.В. Дело № 33-6343/2011 ОПРЕДЕЛЕНИЕ СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ в составе председательствующего Тепляковой Е.Л.., судей Алексеевой С.Ф. и Головкова В.Л., при секретаре Воронцовой Н.Н., рассмотрела в судебном заседании 28 ноября 2011 года дело по кассационной жалобе Агентства РК по социальному развитию на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 01 ноября 2011 года, по которому признан незаконным приказ Агентства Республики Коми по социальному развитию № 1686 от 27 мая 2011 года в части отказа Кочмак Е.А. в присвоении звания «Ветеран труда»; возложена обязанность на Агентство Республики Коми по социальному развитию присвоить Кочмак Е.А. звание «Ветеран труда» с 27 мая 2011 года. Заслушав доклад судьи Алексеевой С.Ф., объяснения истца Кочмак Е.А., представителя третьего лица – Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по РК Ларионова А.С., представителя Прокуратуры РК Чершкуте Я.В., Судебная коллегия У С Т А Н О В И Л А: Прокурор г.Сыктывкара, действуя в интересах Кочмак Е.А., обратился в суд с иском к Агентству РК по социальному развитию о признании незаконным отказ Кочмак Е.А. в присвоении звания «Ветеран труда» и о присвоении Кочмак Е.А. звания «Ветеран труда» с момента обращения с заявлением ГУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Сыктывкара». В судебном заседании прокурор Михеева М. А., истица Кочмак Е. А., представитель третьего лица на стороне истца Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Коми Ларионов А. С. поддержали исковые требования. Кочмак Е. А. уточнила требования и просила присвоить звание «Ветеран труда» с момента обращения 05 мая 2011 года. Представитель ответчика Осипов О.М., представитель третьего лица на стороне ответчика ГУ Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Сыктывкара» Жарук С.А. просили отказать в удовлетворении иска. Суд постановил указанное выше решение. В кассационной жалобе Агентство РК по социальному развитию не согласно с решением суда и просит его отменить как незаконное и необоснованное. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия не находит оснований для её удовлетворения и отмены решения суда. Из обстоятельств дела следует, что приказом Федеральной службы государственной статистики от 29 декабря 2006 года № 248 Кочмак Е.А., ведущий специалист-эксперт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Коми, награждена нагрудным знаком «За активное участие во Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 года». С 06 ноября 2010 года Кочмак Е.А. назначена пенсия по старости. 04 мая 2011 года истец обратилась в ГУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Сыктывкара» с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда», в удовлетворении которого ей отказано ввиду отсутствия оснований для отнесения вышеуказанного знака к ведомственным знакам отличия в труде (письмо от 01 июня 2011 года № 01-29/2185-04). Разрешая дело и удовлетворяя заявленные требования, суд верно исходил из вывода о наличии правовых оснований для присвоения Кочмак Е.А. звания «Ветеран труда». Так, правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации устанавливает Федеральный закон от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», в соответствии с которым ветеранами труда являются лица, в том числе, награждённые орденами или медалями, либо удостоенные почётных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет. Согласно п. 4 ст. 7 Федерального закона, порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. По смыслу указанных правовых норм субъект Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные основания для присвоения звания «Ветеран труда» с целью расширения круга лиц, которым может быть присвоено это звание. Принятым в целях реализации Закона Республики Коми от 12.11.2004 № 55-РЗ «О социальной поддержке населения в Республике Коми» Постановлением Правительства Республики Коми от 19.12.2007 года № 302 утверждено Положение о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» на территории Республики Коми с Перечнем ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда». В соответствии с п. 3 названного Положения звание «Ветеран труда» присваивается гражданам, которым установлена (назначена) трудовая пенсия по старости в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» независимо от прекращения ими трудовой деятельности: - награжденным орденами или медалями либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия в труде и имеющим трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет (подп. 1); - начавшим трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрастете период Великой Отечественной войны и имеющим трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин (подп. 2). Как предусмотрено п. 6 Положения, для лиц, указанных в подп. 1 п. 3 Положения, основанием для присвоения звания «Ветеран труда» являются правоустанавливающие документы, подтверждающие награждение орденами, медалями либо присвоение почётных званий СССР, РСФСР или Российской Федерации, или награждение ведомственными знаками отличия в труде. Документами, подтверждающими награждение ведомственными знаками отличия в труде, являются наградные документы, выданные в установленном порядке по перечню ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», согласно приложению № 2 к данному Положению. При присвоении звания «Ветеран труда» учитываются ведомственные знаки за отличия в труде в соответствии с профессиональной деятельностью, с соблюдением условий, что решение о награждении принято непосредственно в отношении конкретного работника (служащего), состоявшего в штате учреждения, организации или работающего (служащего) в организациях (учреждениях), на предприятиях, подведомственных соответствующему федеральному органу. В Приложении № 2 к Положению приведен перечень ведомственных знаков отличия в труде, под которыми, в частности, понимаются медали, почетные звания, почетные грамоты, нагрудные знаки и значки отличия, учрежденные правовыми актами ведомств и являющиеся индивидуальной формой поощрения за высокие достижения в труде и большие заслуги в служебной и иной общественно полезной деятельности. Виды поощрения, перечисленные в Приложении № 2, предусмотрены правовыми актами ведомств СССР, РСФСР и Российской Федерации и являются безусловным основанием для рассмотрения вопроса о присвоении награжденным этими знаками лицам звания «Ветеран труда». В Перечне ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», не указан нагрудный знак «За активное участие во Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 года», являющийся ведомственной наградой Федеральной службы государственной статистики. Между тем, Постановлением Конституционного Суда Республики Коми от 30 сентября 2011 года Приложение № 2 к Положению о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда», утвержденному Постановлением Правительства Республики Коми от 19 декабря 2007 года № 302 «Об утверждении Положения о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» на территории Республики Коми», в той мере, в какой оно устанавливает исчерпывающий и, по сути, закрытый перечень ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», признано не соответствующим Конституции Республики Коми, ее статьям 4, 11, 17. Как отмечено в указанном Постановлении, Приложением № 2 предусмотрен исчерпывающий и далеко не полный перечень ведомственных знаков отличия в труде, что противоречит статье 7 Федерального закона «О ветеранах» и статье 22.1 Закона Республики Коми «О социальной поддержке населения в Республике Коми», императивно устанавливающим основания для присвоения звания «Ветеран труда», и ведет к необоснованному ограничению прав граждан, удостоенных знаком отличия в труде, учрежденных правовыми актами ведомств СССР, РСФСР и Российской Федерации, но не нашедших своего отражения в данном Приложении. Кроме того, ведомства Российской Федерации не лишены возможности принимать правовые акты об учреждении новых знаков отличия в труде, которые в силу закона являются основанием для рассмотрения вопроса о присвоении звания «Ветеран труда», и поэтому отсутствие в Приложении нормы, предусматривающей право граждан на присвоение данного звания в случае их награждения вновь учрежденными ведомственными знаками отличия в труде, также не согласуется с установленными законодательством большей юридической силы и приведенными выше принципами присвоения указанного звания. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по определению порядка и условий присвоения звания «Ветеран труда» ограничены федеральным законодательством. При этом граждане, награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие соответствующий трудовой стаж, в обязательном порядке признаются субъектами данного права, как и предусмотрено п. 2 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах». Субъект Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные категории знаков и иных оснований для расширения круга лиц, которым может быть присвоено звание «Ветеран труда», однако он не вправе сужать перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда в соответствии со ст. 7 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах». Федеральное законодательство не содержит определения ведомственного знака отличия в труде или перечня таких знаков. Министерством труда Российской Федерации проведен анализ действовавшего законодательства и практики его реализации, отраженной в обзоре практики учета ведомственных знаков отличия в труде при присвоении звания «Ветеран груда». Согласно названному обзору, наряду с орденами и медалями СССР и Российской Федерации, почётными званиями СССР и Российской Федерации учитываются почётные грамоты, выдаваемые за достижения в труде с соблюдением условий, что ими были награждены работники непосредственно этих организаций, то есть они состояли в штате этих организаций или работали в их системе (согласно записям в трудовой книжке). На основании Положения о Федеральной службе государственной статистики, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02 июня 2008 года № 420, Федеральная служба государственной статистики (Росстат) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации. Приказом Росстата от 16 августа 2006 года № 123 «О ведомственных наградах Федеральной службы государственной статистики за подготовку и проведение Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 года» учреждены ведомственные награды Росстата, к которым относится в том числе нагрудный знак «За активное участие во Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 года». Как следует из содержания указанного Приказа, нагрудный знак «За активное участие во Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 года» учрежден в качестве ведомственной награды Федеральной службы государственной статистики в целях поощрения и морального стимулирования работников системы Федеральной службы государственной статистики, работников внештатных Служб по подготовке и проведению Всероссийской сельскохозяйственной переписи, временного переписного персонала, работников федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов государственной власти и местного самоуправления субъектов Российской Федерации, а также работников предприятий и организаций, независимо от форм собственности, принимавших активное участие в подготовке и проведении Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 года. Участие истицы в переписи 2006 года связано с исполнением Федеральной службой государственной статистики полномочий и задач, определённых в соответствии с Положением о ней, а также в связи с трудовыми обязанностями Кочмак Е.А., состоящей в штате Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Коми с 20 января 2003 года. Исходя из анализа вышеприведенных правовых норм, с учетом установленных фактических обстоятельств, суд пришел к правильному выводу о наличии оснований для присвоения истцу звания «Ветеран труда». Разрешая требование истца в части даты присвоения звания «Ветеран труда», суд правомерно учел сроки рассмотрения заявления, установленные п.9 и п.11 Положения о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» на территории Республик Коми», и обоснованно возложил на ответчика обязанность присвоить Кочмак Е.А. звание с 27 мая 2011 года. Доводы кассационной жалобы о необоснованном удовлетворении исковых требований, со ссылкой на отсутствие у истца подтверждающего документа для присвоения звания «Ветеран труда», являются несостоятельными, поскольку основаны на неверном толковании норм права. Решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам кассационной жалобы не имеется. Руководствуясь ст.361 ГПК РФ, Судебная коллегия О П Р Е Д Е Л И Л А: Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 01 ноября 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Агентства РК по социальному развитию – без удовлетворения. Председательствующий Судьи