33-6643/2011 о признании решения не соответствующим закону



Судья Шахтарова С.Н. Дело № 33-6643/2011

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Белова Н.Е.,

судей Машкиной И.М., Юдина А.В.

при секретаре Димовой Н.В.

рассмотрела в судебном заседании 15 декабря 2011 г. дело по кассационной жалобе Мартыновой Л.Н. на решение Печорского городского суда Республики Коми от 2 ноября 2011 г.,

которым отказано Мартыновой Л.Н. в удовлетворении исковых требований к Совету муниципального района «Печора» о признании не соответствующим закону и недействующим решения Совета муниципального района «Печора» от 31 мая 2011 года «О внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования муниципального района «Печора»,

Заслушав доклад судьи Белова Н.Е., заключение прокурора Шевелевой М.Г., полагавшей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Мартынова Л.Н. обратилась в суд с заявлением к Совету муниципального района «Печора» о признании не соответствующим закону и недействующим решения Совета муниципального района «Печора» от 31 мая 2011 года «О внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования муниципального района «Печора», указывая, что решением Совета муниципального района «Печора» от 31 мая 2011 года были внесены изменения в Устав, касающиеся структуры, полномочий и порядка избрания органов местного самоуправления, в частности, проведена отмена всенародных выборов главы муниципального района – руководителя администрации, введены новые должности руководителя органа местного самоуправления, назначаемого по конкурсу. При принятии оспариваемого решения было проигнорировано мнение более 870 печорцев, обратившихся в Совет МР «Печора» с открытым письмом, возражающих против лишения их права избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, против изменения структуры и полномочий действующих органов местного самоуправления. Публичные слушания по проекту правового акта были проведены с заведомым лишением возможности активных, трудоспособных печорцев участвовать в их проведении, так как мероприятие было назначено на рабочее время, доступ в зал для населения был ограничен, места заняты действующими сотрудниками администрации МР «Печора» и подчиненных ей учреждений. Таким образом, решение, ограничивающее избирательные права граждан, было принято вопреки выраженному мнению большинства печорцев, без выяснения мнения населения путем проведения референдума, о чем поступило обращение печорцев.

В судебном заседании заявитель Мартынова Л.Н. требования поддержала в полном объеме.

Представитель Совета муниципального района «Печора» и администрации муниципального района «Печора» Осипчик О.В. с заявленными требованиями не согласился, просил в удовлетворении требований Мартыновой Л.Н. отказать.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено при имеющейся явке лиц и судом постановлено приведенное выше решение.

В кассационной жалобе представитель заявителя просит об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, настаивает на неверном применении судом норм материального права, неверной оценке доказательств по делу.

Проверив материалы дела по правилам ст. 347 ГПК РФ в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив доводы, судебная коллегия не усматривает оснований для их удовлетворения и отмены правильного решения суда.

Как следует из обстоятельств дела и установлено судом решением Совета муниципального района «Печора» от 31 мая 2011 года «О внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования муниципального района «Печора» внесены в Устав МО МР «Печора» изменения и дополнения согласно приложению. Данное решение опубликовано в газете «Печорское время» от 15 июля 2011 года.

В соответствии с изменениями и дополнениями глава муниципального района «Печора» - председатель Совета района избирается представительным органом – Советом муниципального района «Печора» из своего состава на первом заседании на срок полномочий Совета муниципального района, а глава администрации муниципального района «Печора» назначается на должность по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение должности главы администрации муниципального района.

В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ публичные слушания проводятся в муниципальных образованиях с целью обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования либо главой муниципального образования. Публичные слушания проводятся по инициативе населения, представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования.

Перечень вопросов, которые обязательно подлежат вынесению на публичные слушания, устанавливается федеральным законодательством. На публичные слушания должен выноситься проект устава муниципального образования, а также проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в данный устав, кроме случаев, когда изменения в устав вносятся исключительно в целях приведения закрепляемых в уставе вопросов местного значения и полномочий по их решению в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами

При этом порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) решениями представительного органа муниципального образования. Уставом муниципального образования муниципального района «Печора» такой порядок определен. Из материалов дела следует, что решение о проведении публичных слушаний принято и опубликовано согласно Уставу и в установленные сроки. В газете «Печорское время» от 15.04.2011 опубликовано распоряжение главы муниципального района «Печора» - руководителя администрации от 5 апреля 2011г. «О проведении публичных слушаний по проекту правового акта» совместно с проектом решения Совета МР «Печора» «О внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования муниципального района «Печора». Также были опубликованы Порядок учета предложений по проекту Устава МО МР «Печора», по проекту решения Совета муниципального района о внесении изменений и дополнений в Устав МО МР «Печора», утвержденный решением Совета народных депутатов муниципального образования «Город Печора и подчиненная ему территория» от 9 ноября 2005 года «О принятии устава муниципального образования муниципального района «Печора», и Порядок участия граждан в обсуждении проекта Устава МО МР «Печора», проекта решения Совета муниципального района о внесении изменений и дополнений в Устав МО МР «Печора», утвержденный решением Совета народных депутатов муниципального образования «Город Печора и подчиненная ему территория» от 9 ноября 2005 года «О принятии устава муниципального образования муниципального района «Печора».

Публичные слушания состоялись 27 апреля 2011 года, как было назначено указанным ранее распоряжением. По результатам проведения публичных слушаний 27 апреля 2011 года было принято заключение: согласиться с предложенным проектом решения Совета муниципального района «Печора» «О внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования муниципального района «Печора» и внести в представительный орган – Совет муниципального района «Печора» для рассмотрения и принятия в установленном законом порядке решения Совета муниципального района «Печора» «О внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования муниципального района «Печора».

Довод Мартыновой Л.Н. о том, что публичные слушания назначены неуполномоченным на то лицом, а именно главой администрации Торлоповым В.А., материалами дела не подтверждается. Как указано ранее, публичные слушания проводятся по инициативе населения, представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования.

В кассационной жалобе истец указывает, что при принятии проекта решения Совета муниципального района «Печора» не было учтено мнение 848 жителей г. Печоры, которые обратились с открытым письмом, поступившим в Совет муниципального района «Печора» 31.05.2011. Кассатор считает, что были нарушены права указанных граждан на участие в публичных слушаниях, в том числе по причине проведения публичных слушаний в рабочее время.

Согласно п.6 Порядка учета предложений по проекту Устава МО МР «Печора», по проекту решения Совета муниципального района о внесении изменений и дополнений в Устав МО МР «Печора», утвержденный решением Совета народных депутатов муниципального образования «Город Печора и подчиненная ему территория» от 9 ноября 2005 года «О принятии устава муниципального образования муниципального района «Печора», жители муниципального образования, которые не смогли принять участие в обсуждении проекта решения Совета муниципального района о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования на собраниях, подают свои аргументированные предложения непосредственно в рабочую группу не позднее 7 дней до даты проведения публичных слушаний.

По делу установлено, что открытое письмо жителей муниципального района «Печора» поступило после проведения публичных слушаний.

С данными доводами в кассационной жалобе судебная коллегия не соглашается. Открытое письмо поступило после проведения публичных слушаний, чем нарушен порядок учета предложений по проекту Устава МО МР «Печора», по проекту решения Совета муниципального района о внесении изменений и дополнений в Устав МО МР «Печора», утвержденный решением Совета народных депутатов муниципального образования «Город Печора и подчиненная ему территория» от 9 ноября 2005 года «О принятии устава муниципального образования муниципального района «Печора» опубликованного 15.04.2011 в газете «Печорское время».

Законодательством не предусмотрено обязательное проведение публичных слушаний в нерабочее время, кроме того публичные слушания проводились согласно установленному Уставом муниципального образования порядку.

Судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что изменения Устава не касались структуры органов местного самоуправления. Поскольку в результате данных изменений, произошло перераспределение полномочий между главой муниципального образования и руководителем администрации. Данный вывод не противоречит нормам действующего законодательства, а именно ФЗ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Нарушений Советом муниципального района при принятии решения о внесении изменений в Устав муниципального образования не установлено.

Согласно ст.27 Устава муниципального образования муниципального района «Печора» (ред. от 28.12.2010) по вопросам своей компетенции Совет муниципального района принимает правовые акты в форме решений. Правовые акты Совета муниципального района принимаются большинством голосов от числа избранных депутатов.

Решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального района, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов Совета муниципального района.

Решения Совета муниципального района о принятии устава, внесении изменений и (или) дополнений принимаются большинством голосов – не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов Совета муниципального района.

Согласно протоколу второго дня второго очередного заседания Совета муниципального района «Печора» от 31 мая 2011 года на заседании присутствовало 26 депутатов. Установленное число депутатов – 30. Избрано депутатов – 30. За принятие решения о внесении изменений и дополнений в Устав голосовали «за» - 21 депутат, «против» -5.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит каких-либо нарушений при принятии решения Советом МР «Печора» от 31 мая 2011 года «О снесении изменения и дополнений в Устав муниципального образования муниципального района «Печора», которые могли повлиять на признание данного решения не основанном на законе.

С учетом изложенного оснований для отмены решения суда, предусмотренных ст.362 ГПК РФ, как о том ставится вопрос в кассационной жалобе, судебная коллегия не усматривает.

Необоснованность иных доводов, изложенных в кассационной жалобе, отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, в связи с чем отсутствует необходимость в приведении в кассационном определении обстоятельств и выводов, подтверждающих законность решения.

Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Печорского городского суда Республики Коми от 2 ноября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Мартыновой Л.Н. - без удовлетворения.

Председательствующий-

Судьи-