Судья Сироткина Е.М. Дело № 33-6613/2011г. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ В составе председательствующего Белова Н.Е. судей Машкиной И.М., Юдина А.В., при секретаре Димовой Н.В. рассмотрела в судебном заседании 12 декабря 2011 года дело по кассационной жалобе ГБУ РК «Центр правового обеспечения» на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 25 октября 2011 года, по которому Признаны незаконными действия Государственного учреждения «Республиканская детская больница» в части нарушения санитарного законодательства Российской Федерации; Государственное учреждение «Республиканская детская больница» обязано исполнить Предписание заместителя руководителя Управления № от 30.04.2010 об устранении выявленных нарушений обязательных требований санитарного законодательства Российской Федерации в срок до 10 декабря 2012 года посредством: - оборудования в отделении патологии новорожденных столовой для мам; - проведения косметического ремонта структурных подразделений больницы (отделения патологии новорожденных, отделения для детей с поражением ЦНС и опорно-двигательного аппарата, физиотерапевтического отделения, автоклавной, урологического отделения, дезкамерного отделения, пищеблока и детской молочной кухни); - оборудования в палатах для новорожденных раковин с широкой чашей; - оборудования умывальных раковин с локтевыми кранами со смесителями на постах в отделении патологии новорожденных; - замены медицинской мебели с нарушенной целостностью гигиенического покрытия; - проверки эффективности работы приточно-вытяжной механической вентиляции в помещениях пищеблока; - обеспечения гигиенического норматива по расстановке больничных коек в палатах; - выяснения и устранения причин превышения допустимого уровня по общему количеству микроорганизмов (ОМЧ) в 1м воздуха воздушной среды помещений (в операционных №№ 1, 3, 4, в перевязочной нейрохирургического отделения, в перевязочной отделения челюстно-лицевой хирургии) с представлением результатов микробиологических исследований, проведенных на базе аккредитованной лаборатории. Министерство здравоохранения Республики Коми обязано в срок до 01 июня 2012 года выделить Государственному учреждению «Республиканская детская больница» денежные средства, необходимые для устранения нарушений обязательных требований санитарного законодательства Российской Федерации, на проведение косметического ремонта отделения для детей с поражением ЦНС и опорно-двигательного аппарата, физиотерапевтического отделения, автоклавной, дезкамерного отделения, пищеблока и детской молочной кухни; замену медицинской мебели с нарушенной целостностью гигиенического покрытия; для проверки эффективности работы приточно-вытяжной механической вентиляции в помещениях пищеблока; на проведение микробиологических исследований обсемененности воздушной среды помещений, в зависимости от их функционального назначения и класса чистоты. Заслушав доклад судьи Белова Н.Е., пояснения представителя Государственного бюджетного учреждения Республики Коми «Центр правого обеспечения» Петрова В.Н., представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми Сорокина А.В., представителей ГУ «Республиканская детская больница» Кустышева И.Г. и Семяшкиной Е.А., судебная коллегия У С Т А Н О В И Л А: Управление Роспотребнадзора по Республике Коми обратилось в суд с иском к ГУ «Республиканская детская больница», Министерству здравоохранения Республики Коми о возложении обязанности исполнить предписание об устранении нарушений санитарного законодательства № от 30.04.2010, срок исполнения по которому истек 02.06.2011. В обоснование заявленных требований настаивало на том, что по причине недостаточного финансирования до настоящего времени предписание в полном объеме не исполнено, чем создается угроза нарушения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Заявляя требования к Министерству здравоохранения РК о привлечении ответчика к субсидиарной ответственности, истец указал, что в соответствии с Уставом ГУ «Республиканская детская больница» смета доходов и расходов учреждения на соответствующий год утверждается Министерством здравоохранения Республики Коми. Уточнив заявленные требования, истец окончательно просил обязать ГУ «Республиканская детская больница», Министерство здравоохранения Республики Коми прекратить нарушение санитарного законодательства РФ, исполнить в части Предписание заместителя руководителя Управления № от 30.04.2010 об устранении выявленных нарушений обязательных требований санитарного законодательства Российской Федерации посредством оборудования в отделении патологии новорожденных столовой для мам; проведения косметического ремонта структурных подразделений больницы (отделения патологии новорожденных, отделения для детей с поражением ЦНС и опорно-двигательного аппарата, физиотерапевтического отделения, автоклавной, урологического отделения, дезкамерного отделения, пищеблока и детской молочной кухни); оборудования в палатах для новорожденных раковин с широкой чашей; оборудования умывальных раковин с локтевыми кранами со смесителями на постах в отделении патологии новорожденных; замены медицинской мебели с нарушенной целостностью гигиенического покрытия; проверки эффективности работы приточно-вытяжной механической вентиляции в помещениях пищеблока; обеспечения гигиенического норматива по расстановке больничных коек в палатах; выяснения и устранения причин превышения допустимого уровня по общему количеству микроорганизмов (ОМЧ) в 1м воздуха воздушной среды помещений (в операционных №№ 1, 3, 4, в перевязочной нейрохирургического отделения, в перевязочной отделения челюстно-лицевой хирургии) с представлением результатов микробиологических исследований, проведенных на базе аккредитованной лаборатории. В судебном заседании представители истца Лобан В.В. и Силина Н.Н. на требованиях настаивали. Представители ответчика ГУ «РДБ» Семяшкина Е.А., Паршуков Д.К., Вайс С.А., Махова Н.А., Кустышев И.Г. иск признали в части оборудования в отделении патологии новорожденных столовой для мам; проведения косметического ремонта структурных подразделений больницы (отделения патологии новорожденных, урологического отделения); оборудования в палатах для новорожденных раковин с широкой чашей; оборудования умывальных раковин с локтевыми кранами со смесителями на постах в отделении патологии новорожденных. Указали, что названные работы будут осуществлены в срок до 10 декабря 2012 года. Пояснили, что в связи с тем, что на остальные работы финансирование не заложено, выполнить предписание не имеют возможности. Представитель соответчика Министерства здравоохранения РК и третьего лица Министерства финансов РК Петров В.Н. требования иска не признал. Судом принято приведенное выше решение. В кассационной жалобе ГБУ РК «Центр правового обеспечения» просит об отмене принятого решения суда как незаконного и необоснованного, принятого без учета требований закона и фактических обстоятельств по делу. Проверив законность решения суда по доводам кассационной жалобы, обсудив их, судебная коллегия находит их обоснованными, решения суда подлежащим отмене в части. Установлено, что на основании распоряжения руководителя Управления Роспотребнадзора по Республике Коми № от 30.03.2010 в период с 05.04.2010 по 30.04.2010 проведены плановые контрольно-надзорные мероприятия в отношении Государственного учреждения «Республиканская детская больница». По результатам проверки заместителем руководителя Управления Роспотребнадзора по Республике Коми вынесено предписание об устранении нарушений санитарного законодательства № от 30.04.2010 с определением конкретного перечня нарушений и установлением срока их устранения. В соответствии с данными, представляемыми ответчиком по устранению допущенных нарушений, установлено, что требования предписания в установленный срок ГУ «РДБ» выполнены частично, в целом невыполнение предписания обусловлено отсутствием финансирования на устранение допущенных нарушений. Рассматривая требования настоящего иска, суд, проверив правомерность требований предписания и выполнение работ по устранению допущенных нарушений, пришел к верному выводу о возложении на ответчика ГУ «РДБ» обязанности по устранению допущенных нарушений в части неисполнения требований предписания. В соответствии с Уставом, Государственное учреждение «Республиканская детская больница» является юридическим лицом (п.1.4 Устава). Имущество Учреждения является государственной собственностью Республики Коми, и закрепляется за ним собственником имущества или уполномоченным им органом по управлению имуществом Республики Коми на праве оперативного управления, имущество вносится в реестр государственного имущества Республики Коми (п.3.1 Устава). Учреждение самостоятельно распоряжается денежными средствами, полученными им по смете в соответствии с их целевым назначением. Смета доходов и расходов на соответствующий год утверждается Министерством здравоохранения Республики Коми (п.3.9 Устава). Учреждение самостоятельно осуществляет определенную Уставом деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, Республики Коми. ( п.4.1 Устава). В соответствии со ст. 11 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц. Согласно ч.3 ст. 39 названного Закона, соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Наличие нарушений требований санитарного законодательства в помещениях ГУ «РДБ» установлено соответствующими актами, нашло свое подтверждение при рассмотрении дела по существу на основании оценки представленных в материалы дела доказательств. Несмотря на то, что, как установлено судом, ответчиком принимались соответствующие меры для получения бюджетных средств на проведение, в том числе, указанных в предписании работ по устранению допущенных нарушений, недостаточность бюджетных средств не является основанием для освобождения юридического лица независимо от его организационно-правовой формы от исполнения обязанности по соблюдению санитарно-эпидемиологической безопасности. Выявленные нарушения требований санитарного законодательства, установленных стандартами, нормами и правилами, создают угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей, и юридическое лицо не вправе ссылаться на финансовые затруднения как на оправдание нарушения конституционного права граждан на жизнь и охрану здоровья. В свою очередь, вывод суда в части возложения на Министерство здравоохранения Республики Коми обязанности финансирования устранения нарушений требований санитарного законодательства РФ при выбранном способе нарушенных прав не может быть признан обоснованным. Заявленные истцом к Министерству требования по прекращению нарушений санитарного законодательства в конкретном государственном учреждении не отвечают требованиям Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», в соответствии с которыми обязанность выполнять требования санитарного законодательства, предписаний надзорных органов возложена на юридических лиц при осуществлении ими деятельности. При этом, в соответствии со ст. 2 названного закона, обеспечение соблюдения требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения осуществляется за счет собственных средств. Не имелось оснований для удовлетворения названных требований и в силу того, что Министерство здравоохранения Республики Коми, осуществляет, согласно Уставу ГУ «Республиканская детская больница», только организационно-методическое руководство, координацию и контроль за деятельностью данного Учреждения. В соответствии с Положением о Министерстве здравоохранения Республики Коми, утвержденным Указом Главы Республики Коми от 17.09.2009 № 106, министерство является органом исполнительной власти Республики Коми, в то же время, собственником и учредителем Учреждения не является. В соответствии с Положением Министерство является распорядителем и получателем средств республиканского бюджета в части средств, предусмотренных на содержание Министерства и государственных учреждений. Таким образом, с учетом возложенных функций распорядителя и требований положений ст. 120 ГК РФ и ст. 9.2 Федерального Закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и указанием того, что бюджетное учреждение финансируется за счет бюджета соответствующего уровня, нельзя признать правильным. То обстоятельство, что выполнить предписание надзирающего органа об устранении нарушений санитарных правил без дополнительного участия Министерства здравоохранения РК в форме финансирования бюджетного учреждения, не представляется возможным, не может быть признано достаточным основанием для удовлетворения судом указанных требований. Как было установлено, предоставляемые Министерством во исполнение возложенных Положением функций средства республиканского бюджета в соответствии с п.3.9 Устава предоставляются на основании сметы доходов и расходов на соответствующий год, однако, единственными источниками финансовых средств учреждения не являются. По пункту 3.8 Устава учреждение ведет учет доходов и расходов по предпринимательской деятельности. Доходы и приобретенное имущество от доходов, полученных учреждением от разрешенных Уставом платных услуг и предпринимательской деятельности, поступают в самостоятельное распоряжение Учреждения. При изложенных обстоятельствах решение суда в изложенной части подлежит отмене как вынесенное с нарушением норм права. В отсутствие правовых оснований удовлетворения заявленных требований, судебная коллегия считает необходимым вынести в указанной части новое решение, которым в удовлетворении требований Управления Роспотребнадзора по Республике Коми к Министерству здравоохранения Республики Коми о возложении обязанности прекратить нарушения санитарного законодательства Российской Федерации, исполнить предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований санитарного законодательства Российской Федерации оставить без удовлетворения. В части требований к ГУ «РДБ» решение суда является законным и обоснованным, принятым с учетом обстоятельств по делу и требований закона, подлежащего применению. Руководствуясь ст. 361, 362 ГПК РФ, судебная коллегия О П Р Е Д Е Л И Л А: Кассационную жалобу ГБУ «Центр правового обеспечения» удовлетворить. Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 25 октября 2011 года в части требований к Министерству здравоохранения Республики Коми о возложении обязанности исполнить предписание об устранении нарушений санитарного законодательства № от 30.04.2010 отменить, вынести новое, которым в удовлетворении требований Управления Роспотребнадзора по Республике Коми к Министерству здравоохранения Республики Коми о возложении обязанности прекратить нарушения санитарного законодательства Российской Федерации, исполнить предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований санитарного законодательства Российской Федерации оставить без удовлетворения. В остальной части решение суда оставить без изменения. Председательствующий – Судьи –