33-6250 взыскание морального вреда



Судья: Зайцев С.Б. № 33-6250/2011

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Белова Н.Е.

судей Машкиной И.М., Юдина А.В.

при секретаре Старцевой Е.В.,

рассмотрела в судебном заседании 24 ноября 2011 года дело по кассационной жалобе представителя Арсланова Д.Х. Загуменнова Ю.П. на решение Усинского городского суда Республики Коми от 05 сентября 2011 года, которым в удовлетворении исковых требований Арсланова Д.Х. к Прокуратуре Республике Коми, Прокуратуре г. Усинска, Министерству финансов Российской Федерации о взыскании компенсации морального вреда, отказано.

Заслушав доклад судьи Юдина А.В., объяснения Загуменнова Ю.П., прокурора Чершкуте Я.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Арсланов Д.Х. обратился в суд с иском к прокуратуре Республике Коми, прокуратуре города Усинска, Министерству финансов Российской Федерации о взыскании компенсации морального вреда. В обоснование требований ссылался на нарушение прокуратурой г. Усинска установленных п. 1 ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и п. 5.1. Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры Российской Федерации, утвержденной Приказом Генпрокуратуры РФ от 17.12.2007 № 200, сроков рассмотрения его обращений от 25.04.2011 и от 10.05.2011 по факту бездействия администрации МО ГО «Усинск» и Совета МО ГО «Усинск» о непринятии мер к бездействию муниципальным СМИ по факту не надлежащего освящения состоявшегося 11.03.2011 концерта татаро-башкирского общественно-культурного центра «...».

Истец и его представитель на удовлетворении иска настаивали.

Представитель ответчиков прокуратуры г. Усинска и Республики Коми иск не признал.

Ответчик Министерство финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства РФ, извещенный о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, в суд своего представителя не направил.

Суд постановил приведенное выше решение.

В кассационной жалобе представитель Арсланова Д.Х. Загуменнов Ю.П. просит об отмене решения по мотиву его незаконности и необоснованности, указывая на неразрешение по существу обращения Арсланова Д.Х. в защиту прав диаспоры на освещение в СМИ национальной культуры татарского народа.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения не усматривает.

Из обстоятельств дела следует, что 25.04.2011 в прокуратуру г. Усинска поступило обращение Арсланова Д.Х. по факту бездействия администрации МО ГО «Усинск» и Совета МО ГО «Усинск» о непринятии мер к бездействию муниципальных СМИ по факту не освящения состоявшегося 11.03.2011 концерта татаро-башкирского общественно-культурного центра «...».

10.05.2011 в прокуратуру г. Усинска поступила повторная жалоба Арсланова Д.Х., в которой он указывал, что поскольку ответа на обращение от 25.04.2011 не получил, просит повторно принять решительные меры по прекращению дискриминации в отношении второй по численности (после русской) диаспоры со стороны власти и СМИ округа.

Исследовав надзорное производство № ..., заведенное прокуратурой г. Усинска по обращению Арсланова Д.Х., суд установил, что оба обращения истца, поступившие в прокуратуру, зарегистрированы в Книге учета поступивших обращений 25.04.2011 и 23.05.2011 соответственно. Арсланову Д.Х. на его обращение, поступившее в прокуратуру г. Усинска 25.04.2011, дан ответ, в котором указано, что в ходе проведения проверки основания для принятия мер прокурорского реагирования не установлено. Ответ направлен Арсланову Д.Х. 23.05.2011. На обращение, поступившее в прокуратуру г. Усинска 10.05.2011, Арсланову Д.Х. дан ответ 24.05.2011, в котором указано, что ответ на обращение от 25.04.2011 прокуратурой города дан 23.05.2011, в ходе проведения проверки основания для принятия мер прокурорского реагирования не установлено. Ответ направлен Арсланову Д.Х. 24.05.2011.

В соответствии со статьей 33 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Статьей 5 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов. Согласно ст. 12 указанного Федерального закона письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. В соответствии со ст. 16 Закона гражданин имеет право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда, причиненных незаконным действием (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица при рассмотрении обращения, по решению суда.

В соответствии со ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» при осуществлении возложенных на него функций прокурор рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина.

Согласно требованиям ст. 10 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством. Ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным.

Пунктом 3.1 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры Российской Федерации, утвержденной Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 17.12.2007 № 200, установлен перечень решений, которые должны быть приняты по поступившим в органы прокуратуры обращениям граждан.

При этом Инструкция распространяет свое действие на обращения, содержащие сведения о нарушениях законодательства, охраняемых законом прав, свобод и интересов человека и гражданина, интересов общества и государства.

Средства прокурорского реагирования - это определенные акты: постановления, протесты, представления и предостережения о недопустимости нарушений закона, направленные на устранение нарушений законности, прав и свобод человека и гражданина, которые выносит прокурор при реализации надзорных полномочий, действуя в установленных законом правовых формах.

Исходя из данных законоположений, должностные лица прокуратуры в соответствии со своей компетенцией вправе были определить, какое решение надлежит принять по обращениям Арсланова Д.Х.

Согласно п. 5.1 Инструкции, обращения граждан, военнослужащих и членов их семей, должностных и иных лиц разрешаются в течение 30 дней со дня их регистрации в органах прокуратуры Российской Федерации, а не требующие дополнительного изучения и проверки - не позднее 15 дней.

Разрешая заявленные требования, суд, дав оценку собранным по делу доказательствам в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, и с учетом требований приведенных норм закона, правомерно пришел к выводу об отказе в их удовлетворении, поскольку прокурором при рассмотрении обращения Арсланова Д.Х. не было допущено нарушений действующего законодательства, регламентирующего порядок рассмотрения заявлений граждан, при этом сроки регистрации поступивших заявлений и сроки дачи ответа на заявления прокуратурой соблюдены. Кроме того, ответы, направленные в адрес Арсланова Д.Х. мотивированы, содержат разъяснения по всем доводам и вопросам, поставленным заявителем в своих обращениях, а также основания для отказа в принятия мер прокурорского реагирования.

Данный вывод суда мотивирован, подтвержден имеющимися в деле доказательствами, приведенными в решении, оснований для признания его неправильным, о чем ставится вопрос в кассационной жалобе, судебная коллегия не находит.

Доводы, содержащиеся в кассационной жалобе представителя истца, о том, что ответчиком обращения не были рассмотрены надлежащим образом, так как не даны ответы по существу, не свидетельствуют о ненадлежащем исполнении должностными лицами прокуратуры своих обязанностей и незаконности действий указанных должностных лиц. Право на обращение и получение ответа на обращение истцом было реализовано, в соответствии с Инструкции «О порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации», обращения Арсланова Д.Х., поступившие в адрес прокуратуры в установленный срок рассмотрены, и ответы ему были даны.

Ссылок на наличие оснований для отмены решения суда кассационная жалоба не содержит, вследствие чего, решение суда не подлежит отмене по доводам в ней изложенным.

Таким образом, судом постановлено решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства. Оснований для его отмены и принятия нового решения, о чем ставится вопрос в кассационной жалобе, судебная коллегия не находит.

Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Усинского городского суда Республики Коми от 05 сентября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Арсланова Д.Х. – Загуменнова Ю.П. - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: