Судья Тюрина Л.В. Дело № 33-5969/2011 г. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ в составе председательствующего Белова Н.Е. судей Харманюк Н.В. и Юдина А.В. при секретаре Старцевой Е.В., рассмотрела в судебном заседании 21 ноября 2011 года дело по кассационной жалобе ГУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Усть-Цилемского района» на решение Усть-Цилемского районного суда Республики Коми от 27 сентября 2011 годжа, по которому признано незаконным решение Государственного учреждения Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Усть-Цилемского района» № 429 от 07 апреля 2011 года об отказе в предоставлении мер социальной поддержки Поздеевой Л.Н. как педагогическому работнику, проживающему в сельской местности, вышедшему на пенсию и имеющему стаж работы не менее 10 лет в образовательных учреждениях, расположенных в сельских пунктах или поселках городского типа; признано право Поздеевой Л.Н. на меры социальной поддержки как педагогическому работнику, проживающему в сельской местности, вышедшему на пенсию и имеющему стаж не менее 10 лет в образовательных учреждениях, расположенных в сельских пунктах или поселках городского типа, с 01 января 2011 года; взысканы с Государственного учреждения Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Усть-Цилемского района» в пользу Поздеевой Л.Н. судебные расходы, связанные с оплатой услуг представителя, в сумме ... рублей; взысканы с Государственного учреждения Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Усть-Цилемского района» в пользу Поздеевой Л.Н. судебные расходы, связанные с оплатой госпошлины, в сумме ... рублей. Заслушав доклад судьи Юдина А.В., судебная коллегия УСТАНОВИЛА: Поздеева Л.Н.обратилась в суд с исковым заявлением к ГУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Усть-Цилемского района» об обязании ответчика предоставить льготы и возместить расходы, связанные с уплатой коммунальных услуг, взыскать судебные расходы. В обоснование требований указала, что она работала в образовательных учреждениях и имеет 25 лет педагогического стажа. Полагает, что имеет право на меры социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг в соответствии с Законом «Об образовании» и аналогичного Закона РФ, поскольку нормы данного закона не предусматривают обязательным условием предоставления мер социальной поддержки расторжение трудового договора с образовательным учреждением в связи с выходом на пенсию. В судебное заседание истица не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, просит рассмотреть дело без ее участия. Представитель истца Евсюгин В.Н. в судебном заседании на иске настаивал. Представитель ГУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Усть-Цилемского района» Верещагина С.К. с исковыми требованиями не согласна, указав, что, поскольку истица была уволена в связи с выходом на пенсию из образовательного учреждения, находящегося не в сельской местности, право на меры социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг не имеет. Судом постановлено указанное выше решение. В кассационной жалобе ГУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Усть-Цилемского района» просит решение суда отменить, как принятое при неправильном применении норм материального права. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены правильного решения суда. Судом установлено, что Поздеева Л.Н. работала в образовательных учреждениях: с 15 августа 1961г. ...; ... Образовательные учреждения находились в сельской местности Усть-Цилемского района, в рабочем поселке Усинска Республики Коми. Стаж работы истицы составляет более 10 лет. С 02 сентября 1998г. Поздеева Л.Н. уволена в связи с уходом на пенсию, Управлением пенсионного фонда РФ г. Усинска назначена трудовая пенсия по старости. С 25 июня 2008г. до 01 января 2011г. истице предоставлялись меры социальной поддержки в соответствии с решением Совета муниципального образования муниципального района «Усть-Цилемский» от 06 марта 2007г., как педагогическим работникам муниципальных образовательных учреждений. 21 февраля 2011г. истица обратилась в ГУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Усть-Цилемского района» и представила соответствующий пакет документов для решения вопроса о предоставлении мер социальной защиты как лицу, имеющему не менее 10 лет педагогического стажа и вышедшего на пенсию. В назначении мер социальной поддержки отказано, поскольку истица вышла на пенсию из образовательного учреждения, расположенного не в сельской местности. Разрешая дело и признавая необоснованным отказ ответчика в предоставлении Поздеевой Л.Н. мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг с 01 января 2011 года, суд исходил из того, что истица подпадает под категорию лиц, имеющих право на получение указанных мер социальной поддержки. Вывод суда первой инстанции о наличии правовых оснований для признания права Поздеевой Л.Н. на получение мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам муниципальных образовательных учреждений, проживающих в поселке городского типа, вышедшим на пенсию и имеющим стаж не менее 10 лет в образовательных учреждениях, расположенных в сельских местностях и поселках городского типа, соответствует обстоятельствам дела, подтвержден доказательствами, основан на правильном применении правовых норм, регулирующих спорные правоотношения, и является верным. Право педагогических работников образовательных учреждений, проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением предусмотрено федеральным законодательством. Ранее предоставление мер социальной поддержки (ранее - льгот) пенсионерам - бывшим педагогическим работникам, проживающим в сельской местности, было урегулировано Постановлением Совета Министров СССР от 04 мая 1971 года N 255 «О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности», согласно которому, в целях улучшения жилищно-бытовых условий учителей общеобразовательных школ в сельской местности, за вышедшими на пенсию педагогическими работниками общеобразовательных школ всех типов и за проживающими с ними членами семей сохраняется право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением, если общий стаж работы каждого из таких работников в школах сельской местности составляет не менее 10 лет. Данное право было подтверждено Постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 24 мая 1982 года № 437, от 24 января 1985 года № 85 и другими нормативными правовыми актами государственных органов СССР. Положения указанных актов, касающиеся предоставления жилищно-коммунальных льгот педагогическим работникам общеобразовательных школ в сельской местности, вышедшим на пенсию, сохраняли свое действие и применялись и после принятия Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 «Об образовании». Абзацем третьим пункта 5 статьи 55 данного Закона было предусмотрено, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ данная норма была дополнена положением о том, что размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанной меры социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации. Пункт 1(1) статьи 18 Закона Республики Коми от 12.11.2004 № 55-РЗ «О социальной защите населения в Республике Коми» устанавливает право педагогических работников муниципальных образовательных учреждений в Республике Коми, работающих и проживающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа на меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг по отоплению, освещению, холодному и горячему водоснабжению, водоотведению, содержанию, текущему ремонту и вывозу мусора. Сохранение данных мер социальной поддержки за указанной категорией лиц при выходе на пенсию предусмотрено положениями абзаца 8 пункта 1(1) статьи 18 Закона. Данная правовая норма в редакции Закона Республики Коми от 22.02.2011 № 14-РЗ устанавливала, что при выходе на пенсию право на сохранение мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг имели педагогические работники, проработавшие не менее 10 лет в образовательных учреждениях, расположенных в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, проживающие в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, которые в период осуществления педагогической деятельности пользовались мерами социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг. При этом не имело значения, вышел ли педагог на пенсию непосредственно с работы в образовательном учреждении, занимался ли перед выходом на пенсию работой, не связанной с педагогической деятельностью, либо имел статус безработного, и по каким основаниям пенсия ему была назначена. Статья 2 Закона Республики Коми от 22.02.2011 № 14-РЗ распространила его действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 года. Закон Республики Коми от 29.04.2011 N 46-РЗ внес изменения в редакцию абзаца 8 пункта 1(1) статьи 18 Закона Республики Коми от 12.11.2004 № 55-РЗ «О социальной защите населения в Республике Коми», которые вступили в силу с 10.05.2011. Согласно внесенным в закон изменениям, сохранение мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, распространяется на педагогических работников муниципальных образовательных учреждений в Республике Коми, проживающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, прекративших педагогическую деятельность после назначения им пенсии (независимо от вида пенсии), имеющих стаж работы не менее 10 лет в образовательных учреждениях, расположенных в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, и имеющих на день назначения пенсии право на указанные меры социальной поддержки. Как следует из материалов дела, истица имеет стаж педагогической деятельности в муниципальных образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, более 10 лет, проживает в сельской местности, вышла на пенсию по старости, после прекращения педагогической деятельности пользовалась мерами социальной поддержки по оплате коммунальных услуг. На момент подачи заявления в органы социальной защиты населения 21.02.2011 года новая редакция статьи 18 Закона Республики Коми «О социальной поддержке населения в Республике Коми», вступившая в силу с 10.05.2011, еще не действовала. Таким образом, истец была вправе претендовать на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг в рамках старой редакции указанной статьи. Поскольку правоотношения сторон возникли до внесения названных изменений, положения измененной редакции Закона, ухудшающие положение Поздеевой Л.Н. и означающие, по существу, отмену для нее права, приобретенного в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ею в конкретных правоотношениях, при разрешении вопроса о наличии у заявительницы права на предоставление мер социальной поддержки с 10.05.2011 применению не подлежат. Иное правовое применение противоречит принципам правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение. Эти принципы, в свою очередь, предполагают правовую определенность и связанную с нею предсказуемость законодательной политики в сфере социального обеспечения, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения, и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты. Доводы кассационной жалобы об отсутствии у истца права на меры социальной поддержки, поскольку последняя вышла на пенсию с образовательного учреждения в городе, не могут быть приняты во внимание как основанные на неправильном толковании норм права. Указанные доводы являются аналогичными возражениям ответчика в суде первой инстанции, которые являлись предметом исследования суда и в решении им дана правильная оценка. Оснований для другой оценки, в силу изложенных обстоятельств и с учетом указанных правовых норм, судебная коллегия не находит. Судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда по доводам кассационной жалобы. Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия, ОПРЕДЕЛИЛА : Решение Усть-Цилемского районного суда Республики Коми от 27 сентября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу ГУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Усть-Цилемского района» - без удовлетворения. Председательствующий- Судьи-