33-177/2012, об обязании привести в соответствие со СНиП пандус и оборудовать его поручнями



Судья Воробьева Е.А. Дело № 33-177/2012

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Ивановой Н.Г.,

судей Нагорновой О.Н., Харманюк Н.В.,

при секретаре Старцевой Е.В.,

рассмотрев в судебном заседании 19 января 2012 г. дело по кассационной жалобе администрации муниципального образования городского округа «Усинск» на решение Усинского городского суда от 24 ноября 2011 г., по которому исковые требования прокурора г.Усинска в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования городского округа «Усинск», Муниципальному автономному образовательному учреждению дополнительного образования детей «Детско-юношеская спортивная школа – 1» о возложении обязанности по оборудованию объектов специальными приспособлениями для беспрепятственного доступа инвалидов удовлетворены.

Администрация муниципального образования городского округа «Усинск», Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детско-юношеская спортивная школа–1» обязаны привести в соответствие со СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» пандус, расположенный в здании по адресу: ..., в срок до 01 сентября 2012 г.

Администрация муниципального образования городского округа «Усинск», Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детско-юношеская спортивная школа–1» обязаны оборудовать пандус, расположенный по адресу: ..., поручнями в срок до 01 сентября 2012 г.

Заслушав доклад судьи Ивановой Н.Г., пояснение прокурора Ковригиной О.Н., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор г.Усинска обратился в суд с исковым заявлением к администрации муниципального образования городского округа «Усинск», МАОУ ДОД «Детско-юношеская спортивная школа – 1», которым просил суд обязать ответчиков привести в соответствие со СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» пандус и оборудовать его поручнями в срок до 01.03.2012.

В обоснование требований указал, что в ходе проверки деятельности Администрации МО ГО «Усинск», МАОУ ДОД «Детско-юношеская спортивная школа – 1», расположенного по адресу: ..., установлено, что вход в указанное здание расположенное по адресу: ... ненадлежащим образом оборудован пандусом и перилами, пандус выполнен с отступлением от СНиП 35-01-2001. Наружная лестница, ведущая к входу в помещение учреждения, ненадлежащим образом оборудована пандусом и перилами, обеспечивающим доступ инвалидов, в том числе пользующихся креслами-колясками (отсутствуют поручни). Согласно акту проверки, составленному совместно с инженером проектировщиком ООО «Эльстар» и ведущим специалистом Управления Архитектуры, строительства и землепользования, на объекте МАОУ ДОД «ДЮСШ-1» (здание по ...) имеется возможность выполнить работы по устройству пандуса с поручнями для маломобильных групп населения.

В судебном заседании прокурор уточнил исковые требования и просил суд обязать ответчиков привести в соответствие со СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» пандус, оборудовать его поручнями в срок до 01.09.2012.

Представитель ответчика МАОУ ДОД «Детско-юношеская спортивная школа-1», извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, в заявлении просил дело рассмотреть в его отсутствие, с исковыми требованиями не согласен.

Представитель администрации МО ГО «Усинск» в судебном заседании уточненные исковые требования прокурора г.Усинска не признала, представила письменный мотивированный отзыв по заявленным требованиям.

Судом принято приведенное выше решение.

В кассационной жалобе администрация муниципального образования городского округа «Усинск» просит об отмене решения суда как необоснованного, постановленного без учета требований закона и фактических обстоятельств дела.

Проверив законность и обоснованность решения суда исходя из доводов кассационной жалобы, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.

Местное самоуправление, согласно Конституции Российской Федерации, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (ч.1 ст.130). Его органы самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, решают иные вопросы местного значения, а также могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств (ст.132).

Реабилитация инвалидов является одним из приоритетных направлений социальной политики Российской Федерации. Государство должно обеспечивать инвалидам технические средства реабилитации, создавать необходимые условия для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инфраструктуры, условия пользования средствами транспорта, связи и информации.

Требования к зданиям, сооружениям, которыми могут пользоваться инвалиды, содержатся в СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденным Постановлением Госстроя Российской Федерации от 16.07.2001г. № 73, который Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 № 1047 включен в Перечень национальных стандартов и сводов правил.

В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно – правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.

Согласно указанным нормам действующего законодательства к объектам социальной инфраструктуры отнесены общественные и производственные здания, строения и сооружения, к которым относятся и помещения МАОУ ДОД «Детско-юношеская спортивная школа – 1», поскольку в соответствии с Уставом МАОУ ДОД «ДЮСШ-1» предметом деятельности учреждения является осуществление и повышение мастерства занимающихся различными видами спорта и организация оздоровительного отдыха и занятости детей и подростков.

Санитарные нормы и правила 35-01-2001 "Доступность здания и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденные постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 16 июля 2001 г. N 73, в части общих требований к зданиям, сооружениям и их участкам также предусматривают, что наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261, следует предусматривать бортики высотой не менее 0,05м. по продольным краям маршей пандусов, а также вдоль кромки горизонтальных поверхностей при перепаде высот 0,45м для предотвращения соскальзывания трости или ноги; вдоль обеих сторон всех пандусов необходимо устанавливать ограждения с поручнями.

Изложенное свидетельствует о том, что выводы суда относительно необходимости обеспечивать доступ инвалидов в здание МАОУ ДОД «Детско-юношеская спортивная школа – 1» являются верными, основанными на правильном толковании норм материального права, подлежащих применению.

Вместе с тем, судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что обязанность по соблюдению гарантий прав инвалидов на обеспечение им доступа и необходимых условий для пользования объектами социальной инфраструктуры на территории МО ГО «Усинск» возложена законом на администрацию МО ГО «Усинск». Несоблюдение ответчиком требований указанных правовых актов нарушает конституционные права и свободы инвалидов, лишая их равных возможностей с другими гражданами к беспрепятственному доступу к пользованию объектами социальной инфраструктуры.

Приведенный в кассационной жалобе довод о том, что у прокурора г.Усинска отсутствует право на подачу такого заявления, несостоятелен.

Пунктом 4 статьи 27, пунктом 3 статьи 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" от 17 января 1992 года N 2202-1 закреплено право прокурора на обращение в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Поскольку неисполнение требований Федерального Закона № 181-ФЗ по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, влечет нарушение прав неопределенного круга лиц, особо нуждающихся в правовой и социальной защите, число которых невозможно точно установить и персонифицировать, прокурор вправе в порядке гражданского судопроизводства обратиться в суд с названным заявлением.

Не может быть принят во внимание довод жалобы о необоснованности ссылки прокурора на нормы СНиП 35-01-2001 в качестве обоснования своих исковых требований.

СНиП содержит требования к зданиям, сооружениям, которыми могут пользоваться инвалиды. Данный нормативный документ разработан и предназначен для проектирования, строительства и реконструкции зданий и сооружений, доступных всем маломобильным группам населения.

Вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений. Применительно к зданиям и сооружениям, находящимся в муниципальной собственности, данная обязанность возлагается, если нормативно не установлено иное, на муниципальные образования в лице органов местного самоуправления.

Поскольку данные требования обязательны, направлены на обеспечение безопасности, жизни и здоровья людей, приведенные в жалобе доводы являются несостоятельными.

Довод кассационной жалобы о невозможности исполнения решения суда об оборудовании объектов социальной инфраструктуры специальными приспособлениями для беспрепятственного доступа инвалидов в связи с дефицитом бюджета МО ГО «Усинск» не может служить основанием к отмене решения, поскольку не влияет на правильность выводов суда. Вместе с тем, данное обстоятельство не освобождает ответчика от исполнения требований законодательства.

Таким образом, оснований для удовлетворения доводов жалобы и отмены решения суда первой инстанции не имеется.

Руководствуясь ст.361 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Усинского городского суда от 24 ноября 2011 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации муниципального образования городского округа «Усинск» - без удовлетворения.

Председательствующий –

Судьи –