о предоставлении жилого помещения



Судья Корниенко М.В. дело № 33-6780/2011

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Тепляковой Е.Л.,

судей Алексеевой С.Ф. и Головкова В.Л.,

при секретаре Воронцовой Н.Н.,

рассмотрев в судебном заседании 22 декабря 2011 года дело по кассационной жалобе Ополевой Т.Л. на решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 28 октября 2011 года, по которому

в удовлетворении исковых требований Ополевой Т.Л. к администрации муниципального образования городского округа «Ухта» о предоставлении благоустроенного жилого помещения во внеочередном порядке как лицу, оставшемуся без попечения родителей, отказано;

Заслушав доклад судьи Тепляковой Е.Л., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Ополева Т.Л. обратилась в суд с иском к администрации МО ГО «Ухта» о предоставлении во внеочередном порядке на состав семьи три человека благоустроенного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям.

В ходе судебного разбирательства Ополева Т.Л. уточнила требования и просила обязать администрацию МОГО «Ухта» предоставить ей благоустроенное жилое помещение на состав семьи один человек как лицу из числа детей-сирот.

Ответчик иск не признал.

Суд принял приведенное выше решение.

В кассационной жалобе Ополева Т.Л. не согласна с решением суда и просит его отменить как незаконное.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для её удовлетворения и отмены решения суда. Разрешая спор, суд правильно применил закон, регулирующий спорные правоотношения, установил обстоятельства, имеющие значение для дела, и пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований.

Так, судом установлено и подтверждается материалами дела, что Ополева Т.Л. (до регистрации брака – ...), ... ... осталась без попечения родителей, ...; над истицей было установлено попечительство со стороны ФИО1 на основании решения исполкома ... от ... года №... с сохранением права на жилую площадь по адресу: ... (л.д.25).

С ... года по ... года истица обучалась в ....

После вступления ... года в брак истице присвоена фамилия Кеберлейн.

На основании заявления от ... года о постановке в льготную очередь для получения жилья без указания категории льгот Кеберлейн Т.Л. согласно постановлению Главы администрации г.... от ... года принята на учет на улучшение жилищных условий на основании подпункта «а» пункта 7 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Республик Коми, утвержденных постановлением Сомина РК, Совета Коми республиканской федерации профсоюзных организаций от 12 марта 1993 года №132, и включена в список на общих основаниях с составом семьи два человека: она и несовершеннолетний сын (л.д.59,66).

Постановлением Главы администрации г.Ухты от ... года № ... на основании решения администрации и профсоюзного комитета предприятия Кеберлейн Т.Л., ..., предоставлено жилое помещение, площадью ... кв.м, расположенное по адресу: ..., на состав семьи два человека: Кеберлейн Т.Л. и сын ФИО2, ... г.р. (л.д.8,40-41).

В настоящее время в указанном жилом помещении проживают и зарегистрированы по месту жительства истица, которой после регистрации второго брака присвоена фамилия Ополева, и её дети ФИО2 ... года рождения, и ФИО3, ... года рождения.

В соответствии с пунктом 2 статьи 37 Жилищного кодекса РСФСР в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, вне очереди жилое помещение предоставлялось гражданам по окончании пребывания в государственном детском учреждении, у родственников, опекунов или попечителей, где они находились на воспитании, если им не может быть возвращена жилая площадь, откуда они выбыли в детское учреждение, к родственникам, опекунам или попечителям.

Аналогичное положение содержалось в подпункте «б» пункта 27 действовавших на тот момент Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Республике Коми, утвержденных постановлением Сомина РК, Совета Коми республиканской федерации профсоюзных организаций от 12 марта 1993 года №132, которые предусматривали внеочередное предоставление жилья детям - сиротам (или находившимся под опекой или попечительством) по окончании пребывания в детском учреждении или обучении в среднем производственно - техническом училище, в высшем и среднем специальном заведении, либо по окончании срока службы в Вооруженных Силах, если они обратились в шестимесячный срок после окончания пребывания в детском учреждении (под опекой или попечительством) или обучения в среднем производственно - техническом училище, в высшем и среднем специальном учебном заведении, либо по окончании срока службы в Вооруженных Силах.

Ополева Т.Л. достигла 18 лет ... года, в связи с чем попечительство над ней прекратилось в силу закона (ст.139 КоБС РСФСР). С этого времени и до настоящего момента истица не обращалась с заявлением о постановке её на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий для предоставления жилья как лицу, из числа детей, оставшихся без попечения родителей. На основании заявления от ... года она была поставлена в общую очередь лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, о чем неоднократно извещалась администрацией МОГО «Ухта» с указанием номера очереди в общем списке, что истица подтвердила в ходе судебного разбирательства; при подаче заявления от ... года о постановке в очередь истица свой статус лица, оставшегося без попечения родителей и в силу этого нуждающегося в повышенной социальной защите, никак не обозначила и впоследствии решение о включении в общую очередь лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, не оспаривала. Все это в совокупности свидетельствует об отсутствии волеизъявления Ополевой Т.Л. реализовать свое право на получение жилья как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

Вступивший в силу в декабре 1996 года Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ предусматривает, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. При этом, как следует из преамбулы и статьи 1 указанного Закона, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.

Из указанных положений следует, что гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью должна предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей и лицами из их числа вышеуказанного возраста, то есть по смыслу перечисленных выше правовых норм только до достижения возраста 23 лет указанные лица имеют право встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений во внеочередном порядке, поскольку после достижения 23 лет они не относятся ни к одной из категорий лиц, названных в Федеральном законе «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»; при этом достижение лицом 23-летнего возраста, вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, не может являться основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья, которое не было им получено, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение.

С учетом изложенного истице не может быть предоставлено жилое помещение в льготном порядке как лицу, оставшемуся без попечения родителей, и суд правомерно отказал в удовлетворении исковых требований.

Доводы кассационной жалобы о плохом состоянии занимаемого жилого помещения в рассматриваемом случае правового значения не имеют. Данное обстоятельство может служить основанием для обращения в суд по иным основаниям, не связанным с реализацией мер по социальной поддержке детей-сирот.

Утверждение Ополевой Т.Л. в жалобе о том, что до суда она не знала, что принята на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий на общих основаниях, несостоятельно, так как в судебном заседании 26 октября 2011 года Ополева Т.Л. пояснила, что получала справку от администрации МОГО «Ухта» о постановке на учет в общую очередь, но не придавала этому значения (л.д.53 оборот).

В материалах дела отсутствуют доказательства того, что Ополева Т.Л. встала на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях как лицо, оставшееся без попечения родителей.

С учетом изложенных обстоятельств постановленное по делу решение следует признать законным, а доводы, изложенные в кассационной жалобе, - необоснованными.

Оснований, предусмотренных ст.362 ГПК РФ, для отмены решения суда не установлено.

Руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 28 октября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Ополевой Т.Л. - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи