33-365/2012 Признание незаконным предписания трудинспектора



Судья Попова Т.А. Дело № 33-365/2012 г.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Ивановой Е.А.,

судей Жуковской С.В. и Пристром И.Г.,

при секретаре Чебыкиной Е.М.,

рассмотрев в судебном заседании 26 января 2012 года

дело по кассационной жалобе Белых Н.Б. на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 3 ноября 2011 года, по которому

В удовлетворении требований Белых Н.Б. о признании незаконным и отмене предписания государственного инспектора труда Сыктывкарского отдела Государственной инспекции труда в Республике Коми Некучаевой Л.А. № 7-592-11-ОБ/143/58/3 от 1 сентября 2011 года отказано.

Заслушав доклад судьи Ивановой Е.А., объяснения представителя Белых Н.Б. Шулепова А.М., судебная коллегия,

У С Т А Н О В И Л А:

... Белых Н.Б. обратился в суд с заявлением о признании незаконным и отмене предписания государственного инспектора труда Сыктывкарского отдела Государственной инспекции труда в Республике Коми Некучаевой Л.А. № 7-592-11-ОБ/143/58/3 от 1 сентября 2011 года, указав, что районный коэффициент работникам ВЧ-7, проживающим в г. Печоре, г. Усинске, г. Инте, правомерно определен в размерах, установленных по месту их жительства.

В судебном заседании Белых Н.Б. и представитель ОАО «Федеральная пассажирская компания» заявленные требования поддержали.

Государственный инспектор труда в Республике Коми Некучаева Л.А. с требованиями не согласилась.

Суд постановил приведенное выше решение.

В кассационной жалобе Белых Н.Б. просит решение суда признать незаконным и подлежащим отмене по мотиву нарушения судом при разрешении спора норм материального и процессуального права.

Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения не усматривает.

Как следует из материалов дела, на основании распоряжения заместителя руководителя государственной инспекции труда от 1 августа 2011 года № 7-592-11-ОБ/143/58/1 государственным инспектором труда Некучаевой Л.А. с 25 августа 2011 года по 1 сентября 2011 года в отношении вагонного участка Сыктывкар СП Северного филиала - ОАО «ФПК» проведена внеплановая выездная проверка.

Согласно акту проверки № 7-792-11-ОБ/143/58/2 от 1 сентября 2011 года, государственным инспектором труда выявлены нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а именно: приказом от ДД.ММ.ГГГГ «Об изменении существенных условий труда» для проводников пассажирских вагонов резерва проводников, проживающих в г.Печоре, г. Инте, г. Усинске, с ДД.ММ.ГГГГ местом работы определена станция Воркута. Указанные изменения внесены в трудовые договоры работников, в том числе ФИО1, ФИО2, ФИО3 При этом заработная плата указанным работникам, начиная с ДД.ММ.ГГГГ начисляется без учета работы в местностях с особыми климатическими условиями и в размере ниже установленных трудовым законодательством, а именно районный коэффициент к заработной плате начисляется в размере меньше 60%. В трудовые договоры проводников пассажирских вагонов резерва проводников, проживающих в г.Печоре, г. Инте, г. Усинске, которым с ДД.ММ.ГГГГ местом работы определена станция Воркута, в том числе ФИО1, ФИО2, ФИО3, не внесены изменения в части оплаты труда, а именно не дополнены условиями выплаты районного коэффициента в размере 60%.

Оспариваемым предписанием № 7-592-11-ОБ/279143/58/3 от 1 сентября 2011 года государственный инспектор труда Некучаева Л.А. обязала ... Белых Н.Б. устранить нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права: в срок до 31 сентября 2011 года произвести перерасчет и выплату заработной платы работникам – проводникам пассажирских вагонов резерва проводников, проживающим в г. Печора, Инта, Усинск, которым приказом от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ местом работы определена станция Воркута, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, с учетом применения районного коэффициента в размере 60 % от оклада; а также привести в соответствие с требованиями ст. 57 ТК РФ трудовые договоры, заключенные с данными проводниками, путем внесения изменений (заключения дополнительных соглашений) в части оплаты труда, а именно дополнить недостающими условиями - указанием подлежащего к выплате районного коэффициента в размере 60 % от оклада.

В силу ст. 357 ТК РФ государственные инспекторы труда при осуществлении государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.

На основании ст. 361 ТК РФ решения государственных инспекторов труда могут быть обжалованы соответствующему руководителю по подчиненности, главному государственному инспектору труда Российской Федерации и (или) в суд.

Рассматривая законность и правомерность выдачи предписания государственного инспектора труда Некучаевой Л.А. № 7-592-11-ОБ/279143/58/3 от 1 сентября 2011 года, суд руководствовался положениями законодательства о труде, устанавливающими порядок оплаты труда лиц, работающих в условиях Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Так, в силу ст. 315, ст. 316 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате. Размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Аналогичные положения содержатся в Законе Российской Федерации от 19.02.1993 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.04.2006 № 216 определено, что впредь до установления размера районного коэффициента и порядка его применения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, применяются районные коэффициенты к заработной плате, установленные решениями органов государственной власти СССР или федеральных органов государственной власти.

Постановлением Совмина СССР, ВЦСПС от 01.08.1989 № 601 установлен районный коэффициент к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений в г. Инте с территорией, находящейся в административном подчинении городского Совета народных депутатов - в размере 1,5; в г. Воркуте с территорией, находящейся в административном подчинении городского Совета народных депутатов, - в размере 1,6.

Постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 04.09.1964 № 380/П-18 установлен районный коэффициент к заработной плате рабочих и служащих отраслей народного хозяйства, непосредственно обслуживающих население, в Печорском районе, а также г. Печоре с территориями, находящимися в административном подчинении его горсовета, - в размере 1,3.

Согласно п. 4 информационного письма Департамента по вопросам пенсионного обеспечения Минтруда РФ от 09.06.2003 № 1199-16, Департамента доходов населения и уровня жизни Минтруда РФ от 19.05.2003 № 670-9, ПФ РФ от 09.06.2003 № 25-23/5995 к заработной плате работников, работающих в г. Усинске применяется коэффициент 1,3.

Установив, что приказом от ДД.ММ.ГГГГ «Об изменении существенных условий труда» для проводников пассажирских вагонов резерва проводников, проживающих в г.Печоре, г. Инте, г. Усинске, с ДД.ММ.ГГГГ местом работы определена станция Воркута, суд пришел к правильному выводу о том, что оснований для признания незаконным оспариваемого предписания государственного инспектора труда не имеется, поскольку заработная плата работникам устанавливается с учетом районного коэффициента, действующего в месте их работы, которым является г. Воркута. Установление заработной платы с учетом районного коэффициента, действующего в месте проживания работника, как указано в заявлении и в кассационной жалобе Белых Н.Б., является неправомерным, поскольку не основано на нормах действующего законодательства о труде, связывающего размер районного коэффициента именно с работой в определенных климатических условиях.

При этом судом правомерно отклонен довод о разъездном характере работы проводников, поскольку работодателем для данных работников место их работы определено как станция Воркута, в связи с чем неопределенность в данном вопросе отсутствует. Кроме того, разъездной характер работы не является законным основанием для начисления работнику районного коэффициента в размере, установленном в месте его жительства.

Также обоснованным с учетом требований ст. 57 ТК РФ является предписание государственного инспектора труда в части внесения изменений в трудовые договоры с работниками и дополнения их указанием на подлежащий к выплате размер районного коэффициента в размере 60 % от оклада, поскольку указанной нормой предусмотрены в качестве обязательных условий трудового договора условия оплаты труда, компенсации за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда.

Решение является законным и обоснованным, постановленным в соответствии с нормами процессуального и материального права, регулирующих спорные правоотношения, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, основаны на доказательствах, проверенных и оцененных судом по правилам статьи 67 ГПК РФ, материальный закон, подлежащий применению по данному делу, истолкован верно.

Доводы кассационной жалобы подлежат отклонению как основанные на неверном толковании заявителем норм материального права.

Руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 3 ноября 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Белых Н.Б. – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: