33-163/2012 ветеран труда



Судья Коршуневская М.З. Дело № 33-163/2012

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Тепляковой Е.Л..,

судей Алексеевой С.Ф. и Орловой И.А.,

при секретаре Воронцовой Н.Н.,

рассмотрела в судебном заседании 19 января 2012 года

дело по кассационной жалобе Агентства РК по социальному развитию на решение Княжпогостского районного суда Республики Коми от 07 декабря 2011 года, по которому исковые требования Ефименко П.И. удовлетворены:

признан незаконным приказ Агентства Республики Коми по социальному развитию № 2772 от 26 сентября 2011 года в части отказа Ефименко П.И. в присвоении звания «Ветеран труда».

Заслушав доклад судьи Алексеевой С.Ф., Судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Ефименко П.И. обратился в суд с иском к Агентству РК по социальному развитию о признании незаконным отказ в присвоении ему звания «Ветеран труда».

В судебном заседании истец исковые требования поддержал.

Представитель ответчика в суд не явился, направил письменный отзыв, в котором с иском не согласился.

Суд постановил указанное выше решение.

В кассационной жалобе Агентство РК по социальному развитию не согласно с решением суда и просит его отменить как незаконное и необоснованное.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия не находит оснований для её удовлетворения и отмены решения суда.

Из обстоятельств дела следует, что Ефименко П.И. проходил службу в .... В период прохождения службы Ефименко П.И. награждался ведомственными наградами: медалями «За службу» 3 степени «За отличие в службе» 2 степени. С 22 июня 2009 года Ефименко П.И. назначена пенсия по старости.

Приказом заместителя руководителя Агентства Республики Коми по социальному развитию от 26 сентября 2011 года № 2772 ему отказано в присвоении звания «Ветеран труда» на основании пункта абз.3 пп.1 п.6 Положения о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» на территории Республики Коми, утвержденного постановлением Правительства Республики Коми от 19 декабря 2007 года № 302.

Разрешая дело и удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из правильного вывода о наличии правовых оснований для присвоения Ефименко П.И. звания «Ветеран труда».

Так, правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации устанавливает Федеральный закон от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», в соответствии с которым ветеранами труда являются лица, в том числе, награждённые орденами или медалями, либо удостоенные почётных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.

Согласно п. 4 ст. 7 Федерального закона, порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

По смыслу указанных правовых норм субъект Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные основания для присвоения звания «Ветеран труда» с целью расширения круга лиц, которым может быть присвоено это звание.

Принятым в целях реализации Закона Республики Коми от 12.11.2004 № 55-РЗ «О социальной поддержке населения в Республике Коми» Постановлением Правительства Республики Коми от 19.12.2007 года № 302 утверждено Положение о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» на территории Республики Коми с Перечнем ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда».

В соответствии с п. 3 названного Положения звание «Ветеран труда» присваивается гражданам, которым установлена (назначена) трудовая пенсия по старости в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» независимо от прекращения ими трудовой деятельности:

- награжденным орденами или медалями либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия в труде и имеющим трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет (подп. 1);

- начавшим трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрастете период Великой Отечественной войны и имеющим трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин (подп. 2).

Как предусмотрено п. 6 Положения, для лиц, указанных в подп. 1 п. 3 Положения, основанием для присвоения звания «Ветеран труда» являются правоустанавливающие документы, подтверждающие награждение орденами, медалями либо присвоение почётных званий СССР, РСФСР или Российской Федерации, или награждение ведомственными знаками отличия в труде.

Документами, подтверждающими награждение ведомственными знаками отличия в труде, являются наградные документы, выданные в установленном порядке по перечню ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», согласно приложению № 2 к данному Положению.

При присвоении звания «Ветеран труда» учитываются ведомственные знаки за отличия в труде в соответствии с профессиональной деятельностью, с соблюдением условий, что решение о награждении принято непосредственно в отношении конкретного работника (служащего), состоявшего в штате учреждения, организации или работающего (служащего) в организациях (учреждениях), на предприятиях, подведомственных соответствующему федеральному органу.

В Приложении № 2 к Положению приведен перечень ведомственных знаков отличия в труде, под которыми, в частности, понимаются медали, почетные звания, почетные грамоты, нагрудные знаки и значки отличия, учрежденные правовыми актами ведомств и являющиеся индивидуальной формой поощрения за высокие достижения в труде и большие заслуги в служебной и иной общественно полезной деятельности.

В Перечне ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», не указаны медаль «За службу» 3 степени, «За отличие в службе» 2 степени.

Между тем, Постановлением Конституционного Суда Республики Коми от 30 сентября 2011 года Приложение № 2 к Положению о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда», утвержденному Постановлением Правительства Республики Коми от 19 декабря 2007 года № 302 «Об утверждении Положения о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» на территории Республики Коми», в той мере, в какой оно устанавливает исчерпывающий и, по сути, закрытый перечень ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», признано не соответствующим Конституции Республики Коми, ее статьям 4, 11, 17.

Как отмечено в указанном Постановлении, Приложением № 2 предусмотрен исчерпывающий и далеко не полный перечень ведомственных знаков отличия в труде, что противоречит статье 7 Федерального закона «О ветеранах» и статье 22.1 Закона Республики Коми «О социальной поддержке населения в Республике Коми», императивно устанавливающим основания для присвоения звания «Ветеран труда», и ведет к необоснованному ограничению прав граждан, удостоенных знаком отличия в труде, учрежденных правовыми актами ведомств СССР, РСФСР и Российской Федерации, но не нашедших своего отражения в данном Приложении. Кроме того, ведомства Российской Федерации не лишены возможности принимать правовые акты об учреждении новых знаков отличия в труде, которые в силу закона являются основанием для рассмотрения вопроса о присвоении звания «Ветеран труда», и поэтому отсутствие в Приложении нормы, предусматривающей право граждан на присвоение данного звания в случае их награждения вновь учрежденными ведомственными знаками отличия в труде, также не согласуется с установленными законодательством большей юридической силы и приведенными выше принципами присвоения указанного звания.

Исходя из анализа вышеприведенных правовых норм, с учетом установленных фактических обстоятельств, суд пришел к правильному выводу о наличии оснований для присвоения истцу звания «Ветеран труда».

Доводы кассационной жалобы о необоснованном удовлетворении исковых требований, со ссылкой на отсутствие у истца подтверждающего документа для присвоения звания «Ветеран труда», являются несостоятельными, поскольку основаны на неверном толковании норм права.

Решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст.361 ГПК РФ, Судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Княжпогостского районного суда Республики Коми от 07 декабря 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Агентства РК по социальному развитию – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи