Судья Огнева С.Б. дело № 33-531/2011 О П Р Е Д Е Л Е Н И Е в составе председательствующего Юдина А.В., судей Костенко Е.Л., Слободянюк Т.А., при секретаре Старцевой Е.В., рассмотрев в судебном заседании 06 февраля 2012 года дело по кассационной жалобе Агентства Республики Коми по социальному развитию на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 20 декабря 2011 года, которым признан незаконным приказ Агентства Республики Коми по социальному развитию об отказе Паршуковой А.А. в предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ №; Агентство Республики Коми по социальному развитию обязано предоставить Паршуковой А.А. (члену семьи погибшего (умершего) участника ВОВ) единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилого помещения в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» и Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» в соответствии с республиканским списком, исходя из даты признания нуждающейся – ДД.ММ.ГГГГ. Заслушав доклад судьи Слободянюк Т.А., заключение прокурора Ковригиной О.Н., судебная коллегия У С Т А Н О В И Л А: Прокурор г. Сыктывкар в интересах Паршуковой А.А. обратился в суд с иском к Агентству РК по социальному развитию о признании отказа в предоставлении единовременной денежной выплаты незаконным, предоставлении социальной выплаты для предоставления жилья. В обоснование требований указал, что Паршукова А.А. проживает в неблагоустроенном жилье, расположенном по адресу: ..., которое расположено в деревянном доме, без водоснабжения, без канализации, без централизованного отопления, является неблагоустроенным жилым помещением. Как член семьи погибшего участника Великой Отечественной войны она имеет право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 № 5 «О ветеранах». В судебном заседании помощник прокурора г. Сыктывкар на удовлетворении исковых требований настаивал. Третьи лица Беляков А.Ю., Белякова Г.В. заявленные прокурором требования поддержали. Представитель третьего лица администрации п.г.т. Верхняя Максаковка АМО ГО «Сыктывкар» заявленные прокурором требования поддержал. Представитель ответчика иск не признал. Суд постановил приведенное выше решение. В кассационной жалобе Агентство Республики Коми по социальному развитию ставит вопрос об отмене решения, указывая на то, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела и неверно применены нормы материального права. Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, судебная коллегия не находит оснований для его отмены. Материалами дела установлено, что Паршукова А.А. является вдовой умершего участника Великой Отечественной войны, и имеет право на меры социальной поддержки, установленные ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ «О ветеранах». В соответствии со ст.15 Федерального закона «О ветеранах» обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Согласно указанной норме Российская Федерация полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Во исполнение федерального законодательства принят Закон Республики Коми от 06.10.2006 № 69-РЗ «О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки», который установил, что формой обеспечения жильем граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, относящихся к категориям, установленным статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 Федерального закона "О ветеранах", является предоставление в порядке, определенном Правительством Республики Коми, единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения. Соответствующие социальные выплаты предоставляются за счет и в пределах средств, предусмотренных бюджетам субъектов Российской Федерации в федеральном бюджете. Предоставление выплат отнесено к полномочиям Агентства Республики Коми по социальному развитию в порядке, утвержденном Постановлением Правительства Республики Коми от 22.03.2010 № 58 «О мерах по реализации Закона Республики Коми «О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан». Согласно п. 3 Постановления Правительства Республики Коми от 22.03.2010 № 58 на Агентство РК по социальному развитию возложена обязанность обеспечить формирование и ведение республиканского списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, относящихся к категориям, установленным статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 Федерального закона "О ветеранах". Исходя из вышеприведенных норм, следует, что при реализации жилищных прав указанной категории граждан основополагающим фактором является их нуждаемость в улучшении жилищных условий, нахождение на учете граждан в органах местного самоуправления на улучшение жилищных условий. Как следует из материалов дела Паршукова А.А. проживает в ... с ДД.ММ.ГГГГ в качестве члена семьи нанимателя. Указанное жилое помещение находится в казне МО ГО «Сыктывкар». Иного жилья, находящегося в собственности Паршуковой А.А. не имеется, что подтверждается материалами дела. ДД.ММ.ГГГГ Паршукова А.А. обратилась в Агентство РК по социальному развитию с заявлением на предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения. Приказом Агентства Республики Коми по социальному развитию Паршуковой А.А. отказано в предоставлении данной социальной выплаты, учитывая, что она является членом семьи нанимателя ..., включена в ордер на указанное жилое помещение, дом соответствует требованиям, предъявляемым к жилым помещениям и признан пригодным для постоянного проживания, при этом общая площадь жилого помещения превышает учетную норму для признания нуждающейся в улучшении жилищных условий. При разрешении требований истца о признании незаконным приказа Агентства Республики Коми по социальному развитию и признании истца нуждающимся в улучшении жилищных условий, суд первой инстанции правильно руководствовался положениями ст. 51 ЖК РФ, Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47. Согласно пункту 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. Пункт 12 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции предусматривает, что жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных. Таким образом, вышеназванной нормой пригодность помещения для проживания поставлена в зависимость от наличия в этом помещении инженерных систем (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение); в то же время указанное условие поставлено в зависимость от наличия таких коммуникаций в населенном пункте, где находится такое помещение, поскольку в силу ч. 1 ст. 89 ЖК РФ благоустроенность жилого помещения определяется применительно к условиям данного населенного пункта. Из акта обследования от ДД.ММ.ГГГГ № и акта обследования от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ... имеет следующую степень благоустройства: отопление - печное, водоснабжение – уличная колонка, канализация – уличный выгреб, газоснабжение – баллоны. Согласно техническому паспорту БТИ в графе II «Благоустройство жилой площади» виды благоустройства в доме, в котором проживает Паршукова А.А., отсутствуют. Согласно сведениям филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» по Республике Коми на территории г. Сыктывкар имеются сети холодного, горячего водоснабжения, водоотведения, отопления, газоснабжения. Исходя из информации, представленной администрацией п.г.т. ... АМО ГО «Сыктывкар», на территории п.г.т. В. ... имеются централизованное водоснабжение, отопление, горячее водоснабжение, водоотведение (канализация), район газифицирован, муниципальный дом, в котором проживает Паршукова А.А., не имеет никаких инженерных сетей и считается неблагоустроенным жильем. При таких обстоятельствах, учитывая установленные факты, а также требования к жилым помещениям на территории МО ГО «Сыктывкар», суд правильно посчитал, что занимаемое истцом жилое помещение не отвечает установленным для жилых помещений требованиям, не оборудовано инженерными системами, которыми оборудованы жилые дома в г. Сыктывкар, в связи с чем пришел к верному выводу о том, что Паршукова А.А. нуждается в улучшении жилищных условий и имеет право на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения. Приведенные выводы суда соответствуют требованиям закона, подлежащего применению, постановлены при полном установлении юридически значимых обстоятельств, основаны на доказательствах, оценка которых соответствует требованиям ст.67 Гражданского процессуального кодекса РФ, подробно мотивированы в решении и сомнений не вызывают. С учетом изложенного, судебная коллегия не усматривает оснований, влекущих отмену решения суда по доводам кассационной жалобы. Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия О П Р Е Д Е Л И Л А : Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 20 декабря 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Агентства Республики Коми по социальному развитию - без удовлетворения. Председательствующий: Судьи: