33-253/2012 обязание поставлять качественную воду



О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судья Шахтарова С.Н. Дело № 33-253/2012г.

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Сусловой Н.А.,

судей Голикова А.А., Перминовой Н.А.

при секретаре Глобу Н.В.

рассмотрела в судебном заседании 23 января 2012 года дело по кассационной жалобе МУП "Горводоканал" на решение Печорского городского суда Республики Коми от 24 ноября 2011 года, по которому обязано МУП "Горводоканал" обеспечить подачу питьевой воды по системе водоснабжения на территории г.Печора Республики Коми, соответствующей гигиеническим нормативам СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", введенным в действие постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 26.09.2001 № 24, установлен срок исполнения - 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Взыскана с МУП "Горводоканал" государственная пошлина в доход бюджета муниципального образования муниципального района "Печора" в сумме ... рублей.

Заслушав доклад судьи Сусловой Н.А., заключение прокурора Ковригиной О.Н., полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Печорский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к МУП "Горводоканал" и администрации муниципального района "Печора" о возложении обязанности обеспечить подачу питьевой воды по системе водоснабжения на территории г.Печора, соответствующей гигиеническим нормативам СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", указывая, что ответчиками не соблюдаются требования санитарного законодательства Российской Федерации, что создает условия для угрозы возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) людей.

В ходе рассмотрения дела прокурор уточнил требования, просил возложить на МУП "Горводоканал" обязанность обеспечить подачу питьевой воды по системе водоснабжения на территории г.Печора, соответствующей гигиеническим нормативам СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения" в срок в один год с момента вступления решения суда в законную силу. Требований к администрации муниципального района "Печора" не заявил.

Ответчиком МУП "Горводоканал" иск не признан.

Судом постановлено приведённое выше решение.

В кассационной жалобе заявитель просит об отмене решения суда, как необоснованного, постановленного без учета требований закона. Не считая себя надлежащим ответчиком, МУП "Горводоканал" указывает на обязанность собственника систем водоснабжения - администрации муниципального района "Печора" обеспечить подачу питьевой воды по системе водоснабжения на территории г.Печора.

Проверив законность и обоснованность решения суда исходя из доводов кассационной жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для признания доводов жалобы обоснованными.

Печорской межрайонной прокуратурой была проведена проверка по факту нарушения законодательства о защите прав потребителей на территории Печорского района на качество питьевой воды.

По требованию прокурора Территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми в г.Печора сообщено, что в соответствии с протоколами исследований питьевой воды, проведенных в рамках социально-гигиенического мониторинга, вся исследуемая вода (периодичность отбора один раз в месяц) с речного водозабора (после резервуаров чистой воды со станции обезжелезивания) за период 2009-2011 годы не соответствует требованиям гигиенических нормативов по содержанию железа, марганца, цветности, мутности, что также подтверждается результатами исследований в мониторинговых точках по адресу: г.Печора, ул. Речная, д.9 (с июня 2011 года мониторинговая точка заменена на колонку по ул.Чехова - Ленинградская); за период 2009-2011 годы вода с железнодорожного водозабора (мониторинговая точка колонка по ул.8 Марта - Пионерская) не соответствует требованиям гигиенических нормативов по содержанию железа, марганца, цветности, мутности.

Причинами несоответствия качества питьевой воды по санитарно-химическим показателям послужили: природное высокое содержание железа, марганца, повышенная мутность и цветность в исходной воде (вода, извлекаемая из подземных источников путем эксплуатационных артезианских скважин); отсутствие эффективных очистных сооружений для водозабора речной и железнодорожной частей города; ветхое состояние водопроводных сетей г.Печоры, в результате чего происходит вторичное загрязнение воды, прошедшей водоподготовку по химическим показателям; ветхое состояние внутренних водопроводных сетей жилых домов, в результате чего происходит вторичное загрязнение воды, прошедшей водоподготовку, как по химическим, так и микробиологическим показателям.

Из существа заявленных прокурором требований следует, что в результате несоответствия качества питьевой воды, подаваемой централизованной системой водоснабжения города Печоры, санитарным требованиям, нарушаются права жителей указанного населенного пункта.

Удовлетворяя заявление прокурора, суд исходил из обоснованности заявленных в нем требований.

Судебная коллегия с выводом суда соглашается.

Согласно ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья.

В соответствии с п.1 ст.18 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999г. № 52-ФЗ водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.

Согласно п.1 ст.19 указанного Закона питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.

Статьей 11 Закон установлена обязанность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с осуществляемой ими деятельностью выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

Согласно требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01, качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед ее поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети. Безопасность питьевой воды в эпидемическом отношении определяется ее соответствием нормативам по микробиологическим и паразитологическим показателям. Безвредность питьевой воды по химическому составу определяется ее соответствием нормативам по обобщенным показателям и содержанию вредных химических веществ, наиболее часто встречающихся в природных водах на территории Российской Федерации, а также веществ антропогенного происхождения, получивших глобальное распространение; содержанию вредных химических веществ, поступающих и образующихся в воде в процессе ее обработки в системе водоснабжения; содержанию вредных химических веществ, поступающих в источники водоснабжения в результате хозяйственной деятельности человека. Благоприятные органолептические свойства воды определяются ее соответствием нормативам (запах, привкус, цветность, мутность), а также нормативам содержания веществ, оказывающих влияние на органолептические свойства воды. Не допускается присутствие в питьевой воде различимых невооруженным глазом водных организмов и поверхностной пленки. Радиационная безопасность питьевой воды определяется ее соответствием нормативам по показателям общей альфа- и бета- активности.

В соответствии со ст. ст. 4, 7 Закона РФ "О защите прав потребителей" потребитель имеет право на то, чтобы услуга при обычных условиях ее использования была безопасной для жизни и здоровья потребителя, а также не причиняла вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность услуги для жизни, здоровья потребителей окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителей являются обязательными и устанавливаются законом. Если предусмотрены обязательные требования к работе (услуге), исполнитель обязан передать выполнить работу (оказать услугу), соответствующую этим требованиям.

В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации 23.05.2006 Правительством РФ издано Постановление N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", которым утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам.

Согласно п. 3 Правил "коммунальные услуги надлежащего качества" - коммунальные услуги, отвечающие требованиям настоящих Правил, санитарным и техническим требованиям к режиму, объему и качеству предоставления коммунальных услуг, иным требованиям законодательства Российской Федерации, а также договора, заключаемого исполнителем в соответствии с законодательством Российской Федерации и содержащего условия предоставления коммунальных услуг.

В соответствии с п. 9 указанных Правил исполнителем должна быть обеспечена бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю, при этом обязательства по предоставлению коммунальных услуг надлежащего качества возникает у исполнителя перед всеми потребителями.

В силу ст. 49 Правил исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором.

Судом установлено, что в 2010, 2011 годах в Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми в г.Печора неоднократно поступали обращения граждан, проживающих в г.Печоре, по поводу неудовлетворительного качества водопроводной воды, проводились проверки с отбором проб питьевой воды. Во всех случаях отобранные пробы воды не соответствовали требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 по санитарно-химическим показателям: цветности, мутности, содержанию железа и марганца. За выявленные нарушения в отношении МУП "Горводоканал" выносились предписания, принимались меры административного воздействия, что подтверждается материалами дела. Кроме того, при проведении внеплановых проверок по проверке выполнения предписаний было установлено их невыполнение в указанные сроки, также принимались меры административного воздействия.

Кроме того, постановлением Главного государственного санитарного врача по Республике Коми от 01.02.2008 № 2 установлено, что источник централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения г.Печора (верхнечетвертичный - современный аллювиальный водоносный горизонт) характеризуется повышенным содержанием железа и марганца; на протяжении ряда лет в г.Печора сохраняется проблема обеспечения населения питьевой водой гарантированного качества, подаваемой Речным и Железнодорожным водопроводами; существующая система водоподготовки и технологическая схема обработки воды, запроектированная и введенная в эксплуатацию в 60-х годах прошлого века, явилась несовершенной в части обезжелезивания и не предусматривала удаление из воды повышенных концентраций соединений марганца.

При таких обстоятельствах, является правильным вывод суда о том, что поставка гражданам, проживающим на территории г.Печоры, питьевой воды ненадлежащего качества нарушает установленные законом права неопределенного круга лиц - потребителей коммунальной услуги по водоснабжению.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств (п.2 ст.2 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999г. № 52-ФЗ).

Согласно п.4 ч.1 ст.14 Федерального Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003г. N 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относится, в том числе, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.

Согласно п.3 ч.1 ст.15 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относятся, в том числе, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.

На основании соглашения, заключенного 30 декабря 2010 года между муниципальным образованием муниципального района "Печора" и муниципальным образованием городского поселения "Печора" о передаче части полномочий, городское поселение "Печора" передает муниципальному району "Печора" осуществление части полномочий по вопросам местного бюджета, в том числе, организацию в границах поселения электро-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом. Срок действия соглашения - с 1 января 2011 г. по 31 декабря 2011 г.

В соответствии с п.1.1 Устава муниципальное унитарное предприятие "Горводоканал" муниципального образования муниципального района "Печора" ("Предприятие") создано в соответствии с постановлением руководителя администрации муниципального района "Печора" № 153 от 27.02.2006.

Основной целью деятельности Предприятия является наиболее качественное и полное удовлетворение потребностей населения и организаций города в жилищно-коммунальном обслуживании, выполняемом Предприятием в соответствии с Уставом, и получение прибыли (п.2.1 Устава).

Для достижения целей, указанных в п.2.1 Устава, Предприятие осуществляет в установленном законодательством РФ порядке следующие виды деятельности (предмет деятельности предприятия):

- оказание населению, предприятиям, организациям и учреждениям города и района услуг водоснабжения и отведения стоков;

- обеспечение сохранности, эксплуатации инженерных сетей, сооружений и прочих объектов, их обслуживание, проведение текущего и капитального ремонта;

- производство химических и бактериологических анализов питьевой воды и сточных вод;

- строительство зданий и сооружений для выполнения целей Предприятия (п.2.2 Устава).

Постановлением Правительства Республики Коми от 15 июня 2011 года № 267 утверждена долгосрочная республиканская целевая программа "Чистая вода в Республике Коми (2011-2017 годы), цель которой - обеспечение населения в Республике Коми питьевой водой, соответствующей требованиям безопасности, установленным санитарно- эпидемиологическими правилами.

Постановлением администрации муниципального района "Печора" от 6 мая 2011 года № 882/1 утверждена долгосрочная муниципальная целевая программа "Комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры на территории муниципального района "Печора" (2011-2015 годы)" (приложение) (л.д.12, 13-22, т.1).

Постановлением администрации муниципального района "Печора" от 2 сентября 2011 года № 1634 в постановление от 06.05.2011г. № 882/1 внесены изменения: приложение к постановлению "Комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры на территории муниципального района "Печора" (2011-2015 годы)" изложено в новой редакции (приложение) (л.д.23, 24-34).

Указанная долгосрочная муниципальная целевая программа разработана на основании оценки работы жилищно-коммунального хозяйства города, недостаточного бюджетного финансирования капитальных ремонтов объектов жилищно-коммунальной сферы и, как следствие этого, невыполнении определенных видов работ, направленных на качественное предоставление жилищно-коммунальных услуг населению, а также экономически обоснованных расчетов стоимости выполнения работ.

К основным задачам программы относятся, в том числе:

- реконструкция станции обезжелезивания МУП "Горводоканал" в г.Печора - 3 комплекса;

- замена ветхих сетей водопровода и канализации на территории МР "Печора" - 35 000 м.п.; внедрение ультрафиолетового обеззараживания МУП "Горводоканал" - 1 комплекс (п.2.2 приложения к программе).

Установив указанные обстоятельства, суд пришел к правильному выводу о возложении МУП "Горводоканал", являющегося надлежащим ответчиком, обязанности обеспечить подачу питьевой воды по системе водоснабжения на территории г.Печора Республики Коми, соответствующей гигиеническим нормативам.

Доводы кассационной жалобы, которые по сути, сводятся к тому, что МУП "Горводоканал" не является надлежащим ответчиком, поскольку, являясь унитарным предприятием, не несет ответственности по обязательствам собственника - Муниципального района "Печора", судебная коллегия не может признать обоснованными по следующим основаниям.

Согласно пункту 5 статьи 113 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункту 1 статьи 7 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

В соответствии с положениями пункта 7 статьи 114 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник имущества предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам предприятия.

МУП "Горводоканал" является юридическим лицом, предприятие осуществляет свою деятельность самостоятельно. Для достижения целей деятельности предприятие обеспечивает проведение текущего и капитального ремонта инженерных сетей, сооружений и прочих объектов (п.2.2 Устава МУП "Горводоканал").

В соответствии с п.2 ст.19 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.

При изложенных обстоятельствах вывод суда о возложении на МУП "Горводоканал" обязанности обеспечить подачу питьевой воды по системе водоснабжения на территории г.Печора Республики Коми, соответствующей гигиеническим нормативам.

Ссылки в жалобе на ограничение ответственности МУП "Горводоканал", вытекающей из предоставления населению услуг по водоснабжению, размером тарифа за потребляемые услуги, за пределами которого ответственность лежит на собственнике имущества, подлежат отклонению, как основанные на неверном толковании норм материального права.

Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, выводы суда не противоречат материалам дела, значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно.

Иные доводы кассационной жалобы повторяют доводы возражений ответчика МУП "Горводоканал" против исковых требования и которым была дана надлежащая оценка в решении суда. С указанной оценкой в полной мере согласна судебная коллегия, оснований для отмены решения суда по доводам кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Печорского городского суда Республики Коми от 24 ноября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу МУП "Горводоканал" - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи