33-460/2012 право реабилитированных на предоставление жилья



Судья Санжаровская Н.Ю. Дело № 33-460/2012

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Тепляковой Е.Л.,

судей Голикова А.А., Орловой И.А.,

при секретаре Воронцовой Н.Н.,

рассмотрела в судебном заседании 30 января 2012 года дело по кассационной жалобе Степановой Т.Д. на решение Эжвинского районного суда Республики Коми от 07 декабря 2011 года, по которому

в удовлетворении требований Степановой Т.Д. о признании недействительными распоряжений руководителя администрации Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» № ... от 18.07.2008, № ... от 06.07.2009, № ... от 15.07.2010, № ... от 16.08.2011, восстановлении в льготной очереди на получение жилья отказано.

Заслушав доклад судьи Голикова А.А., объяснения Степановой Т.Д., представителя ответчика администрации Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» Помариной Ю.А., судебная коллегия,

УСТАНОВИЛА:

Степанова Т.Д. обратилась в суд с иском к администрации Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» о признании недействительными распоряжений руководителя администрации Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» № ... от 18.07.2008, № ... от 06.07.2009, № ... от 15.07.2010, № ... от 16.08.2011 и восстановлении в льготной очереди на получение жилья, указывая, что с 28.05.1999 состояла в Администрации Эжвинского района г. Сыктывкара на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в отдельном списке по льготе ... в соответствии со статьей 13 Закона РСФСР «О реабилитации жертв политических репрессий». Извещениями от 18.07.2008 № ..., 08.07.2009 № ..., 16.07.2010 № ..., 18.08.2011 № ... администрация Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» уведомила ее, что в соответствии с оспариваемыми распоряжениями руководителя администрации после проведенных переучетов граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, истец состоит на получение жилой площади в общей очереди.

В судебном заседании истец Степанова Т.Д. заявленные требования поддержала, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении.

Представитель ответчика Помарина Ю.А. с иском не согласилась.

Судом принято приведенное выше решение.

В кассационной жалобе Степанова Т.Д. не согласна с решением суда, просит его отменить, считая его незаконным и необоснованным.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает решение суда подлежащим оставлению без изменения.

Как следует из материалов дела, 16.04.1996 заявитель была реабилитирована на основании пункта «в» статьи 3 Закона РФ от 18.10.1991 «О реабилитации жертв политических репрессий», как лицо, ....

Согласно дубликату свидетельства № ... от 17.05.1996 Степановой Т.Д. установлены льготы на основании статьи 16 Закона РСФСР «О реабилитации жертв политических репрессий».

Постановлением главы администрации Эжвинского района г. Сыктывкара от 09.06.1999 № ... Степанова Т.Д. включена в список нуждающихся в улучшении жилищных условий как ... лицо на основании ее заявления от 28.05.1999 о постановке ее на учет для получения жилья на основании статьи 16 Закона РСФСР «О реабилитации жертв политических репрессий».

Согласно справке о составе семьи от 28.05.1999 и акту обследования жилищно-бытовых условий за май 1999 года Степанова Т.Д. на момент обращения с заявлением о постановке на учет для получения жилья была зарегистрирована в квартире ... с сыном С. В акте указана просьба истца об улучшении жилищных условий.

Извещением отдела учета и распределения жилой площади администрации Эжвинского района г. Сыктывкара истец уведомлена, что на основании решения районной администрации от 09.06.1999 № ... она принята на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий на общих основаниях под № ... с 28.05.1999 и на льготных основаниях в очередь семей реабилитированных под № ... с 28.05.1999 с составом семьи 2 человека.

Распоряжениями руководителя администрации Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» «Об утверждении списков граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий» от 18.07.2008 № ..., от 06.07.2009 № ..., от 15.07.2010 № ..., от 16.08.2011 № ... принятыми в соответствии с Жилищным кодексом РФ, статьей 6 Закона Республики Коми от 06.10.2005 № ... «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставленных по договорам социального найма, и некоторых вопросах, связанных с предоставлением гражданам жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма», утверждены списки граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

На основании указанных распоряжений производился переучет граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Извещением отдела архитектуры и учета жилья от 18.07.2008 № ... Степанова Т.Д. уведомлена о том, что после проведенного переучета граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, она стоит в общей очереди (без учета льготников) на получение жилой площади под № ... с 28.05.1999.

Извещением управления муниципального имущества и землепользования от 08.07.2009 № ... Степанова Т.Д. уведомлена о том, что после проведенного переучета граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, она стоит в общей очереди (без учета льготников) на получение жилой площади под № ... с 28.05.1999.

Извещением управления муниципального имущества и землепользования от 16.07.2010 № ... Степанова Т.Д. уведомлена о том, что после проведенного переучета граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, она стоит в общей очереди (без учета льготников) на получение жилой площади под № ... с 28.05.1999.

Извещением управления муниципального имущества и землепользования от 18.08.2011 № ... Степанова Т.Д. уведомлена о том, что после проведенного переучета граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, она стоит в общей очереди (без учета льготников) на получение жилой площади под № ... с 28.05.1999.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что истец состоит на учете нуждающихся в улучшении жилья, что свидетельствует о том, что ее право на улучшение жилищных условий сохранено, следовательно, нарушений ее прав не имеется. Право на внеочередное получение жилья Степанова Т.Д. не имеет, отдельной очереди ... лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, у ответчика не имеется. Вывод суда соответствует закону и подтверждается материалами дела.

Кроме того, судом правильно обращено внимание на то, что законом Российской Федерации от 18.10.1991 № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» до внесения в него изменений Федеральным законом от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ, устанавливалось право реабилитированных лиц и членов их семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на первоочередное обеспечение жильем.

Согласно изменениям, внесенным в указанный Закон Федеральным законом № 122-ФЗ от 22 августа 2004 года, реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

Расходные обязательства по обеспечению мерами социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Российская Федерация обеспечивает софинансирование мер социальной поддержки указанным категориям граждан путем предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий, исходя из их фактической численности, в пределах объемов средств, выделяемых на эти цели в федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 01.12.2005 № 462-0 «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Сахалинской областной Думы о проверке конституционности частей первой и второй статьи 16 Закона Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий», федеральный законодатель был вправе передать часть полномочий по предметам совместного ведения субъектам РФ, к которым относятся в том числе и меры соцподдержки реабилитированным лицам. Федеральный законодатель предусмотрел надлежащий механизм защиты реабилитированных лиц при такой передаче полномочий и изменении формы предоставления льгот. Федеральным законодателем установлены как общие принципы перехода к новой системе обеспечения мерами социальной поддержки, так и гарантированный минимальный (базовый) уровень этих мер, и тем самым - пределы усмотрения субъекта при решении вопросов об объеме мер социальной поддержки реабилитированных лиц.

Законом Республики Коми № 124-РЗ от 23 декабря 2009 года, принятым в соответствии с Законом Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий» определен порядок принятия на учет и обеспечения жилыми помещениями государственного жилищного фонда Республики Коми отдельных категорий граждан.

В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 1 вышеуказанного закона право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях государственного жилищного фонда Республики Коми, предоставляемых по договорам социального найма, и имеющих право на получение указанных жилых помещений имеют реабилитированные лица, утратившие жилые помещения в связи с репрессиями и возвратившиеся для проживания на прежнее место жительства до применения к ним репрессий.

Аналогичное положение содержится в статье 13 Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» как в редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ, так и в ранее действовавшей редакции данной статьи.

В соответствии со статьей 13 Федерального закона "О реабилитации жертв политических репрессий" в редакции Федерального закона от 22.08.2004 года № 122-ФЗ признается право реабилитированных лиц, утративших жилые помещения в связи с репрессиями, возвращаться для проживания в те местности и населенные пункты, где они проживали до применения к ним репрессий. В случае возвращения на прежнее место жительства реабилитированные лица и члены их семей принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством субъектов Российской Федерации.

Жилищный кодекс Российской Федерации, введенный в действие с 01 марта 2005 года, не предусматривает право реабилитированных лиц на внеочередное получение жилья.

В соответствии с частью 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев. В части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации указаны категории граждан, которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди. Истец в связи с признанием его реабилитированным, к ним не относится.

Приняв во внимание нормы права, регулирующие спорные правоотношения, суд первой инстанции правильно оценил юридически значимые обстоятельства, установил их достаточно полно и объективно, дал им надлежащую правовую оценку, вследствие чего пришел к обоснованному выводу о том, что у Степановой Т.Д. отсутствует право на внеочередное получение жилья, поскольку ни федеральным законодательством, действующим на момент постановки истца в очередь для лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, ни ныне действующим законодательством Российской Федерации и субъекта Российской Федерации - Республики Коми, не предусмотрено право реабилитированных лиц на внеочередное получение жилья.

При этом понятие права на первоочередное получение жилья и внеочередное являются неравнозначными. Ранее действовавший Жилищный кодекс РСФСР (1983г.) помимо перечня граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений, предусматривал также и категорию граждан, имеющих право на первоочередное предоставление жилых помещений. На момент постановки на учет истец в силу части 2 статьи 36 ЖК РСФСР относился к категории лиц, имеющих право на первоочередное предоставление жилого помещения на основании специального нормативного акта. В настоящее время механизм первоочередного предоставления жилых помещений не нашел отражения ни в Жилищном кодексе Российской Федерации, ни в статье 16 Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» в редакции Федерального закона от 22.08.2004 года № 122-ФЗ, ни в законодательстве Республики Коми.

Вместе с тем, в силу пункта 1 статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, части 2 статьи 6 Федерального закона Российской Федерации «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» от 29.12.2006 № 189-ФЗ, истец, как принятая на учет до 1 марта 2005 года в целях предоставления ей жилого помещения по договору социального найма, сохраняет право состоять на данном учете до получения ею жилого помещения по договору социального найма в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации.

Степанова Т.Д. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту жительства.

Доводы жалобы о том, что заявитель имеет право на предоставление жилья в льготном порядке, являются несостоятельными, основанными на неверном толковании норм материального права и не влекут отмену правильного решения.

Содержащиеся в кассационной жалобе доводы аналогичны тем, которые выдвигались заявителем при рассмотрении дела в суде первой инстанции. Мотивы необоснованности этих доводов, как направленных на иное, неправильное толкование норм материального права и оценку обстоятельств, установленных и исследованных судом в полном соответствии с правилами статей 12, 56 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, изложены в решении и в настоящем определении, в связи с чем, поводом к отмене судебного решения служить не могут.

Нарушений норм процессуального права, которые влекут отмену решения, не допущено. Выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела. Оснований для отмены решения суда по доводам кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Эжвинского районного суда Республики Коми от 07 декабря 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Степановой Т.Д. - без удовлетворения.

Председательствующий-

Судьи-