33-611/2012 Обжалование диагноза



ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судья Олейник И.И. Дело № 33-611 2012 г.

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

В составе председательствующего Ивановой Е.А.

Судей Пристром И.Г. и Ушаковой Л.В.

При секретаре Вахниной Е.А.

Рассмотрела в судебном заседании 09 февраля 2012 года дело по кассационным жалобам Ш.М.А. и его представителя Коснырева В.В. на решение Сыктывкарского городского суда от 09 декабря 2011 года, по которому

Ш.М.А. отказано в удовлетворении исковых требований к ГБУЗ РК "Коми Республиканский наркологический диспансер" о признании незаконными и необоснованными действий, выразившихся в установлении диагноза наркологического расстройства, вызванного потреблением алкоголя; определении режима диспансерного наблюдения, отказе от дачи заключения об отсутствии противопоказаний для управления транспортными средствами; обязательстве устранить нарушения; прекращении диспансерного наблюдения, установленного решением врачебной комиссии 30.03.2011 г.; признании права на допуск к управлению транспортными средствами категории "В".

Заслушав доклад судьи Ивановой Е.А., объяснения Ш.М.А. и его представителя, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Ш.М.А. обратился в суд с исковым заявлением о признании незаконными и необоснованными действий ГУ "Коми Республиканский наркологический диспансер" (в настоящее время - ГБУЗ РК "Коми Республиканский наркологический диспансер"), выразившиеся в установлении диагноза наркологического расстройства, вызванного потреблением алкоголя; определении режима диспансерного наблюдения; отказе от дачи заключения об отсутствии противопоказаний для управления транспортными средствами; обязать ответчика устранить нарушения; признать за ним право на допуск к управлению транспортными средствами категории "В".

В дальнейшем Ш.М.А. уточнил заявленные требования, просил также прекратить диспансерное наблюдение, установленное решением врачебной комиссии 30.03.2011 г.

В обоснование своих требований Ш.М.А. указал, что поскольку с 2004 года он спиртные напитки не употребляет, оснований для отказа в выдаче ему разрешения на управление транспортными средствами в связи с наличием заболевания, связанного с употреблением спиртными напитками, не имелось.

В судебном заседании истец и его представитель поддержали заявленные требования в полном объеме.

Представитель ответчика с иском не согласился, указывая на отсутствие правовых оснований для удовлетворения исковых требований.

Суд постановил приведенное выше решение.

В кассационных жалобах Ш.М.А. и его представитель решение суда просят отменить, указывая, что суд неправильно применил нормы материального права, не учел заключение специалистов ООО Наркологическая клиника "АБИА", об отсутствии у истца противопоказаний для управления транспортными средствами.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.

Отказывая в удовлетворении требований Ш.М.А., суд указал, что исследованные в судебном заседании доказательства подтверждают наличие у Ш.М.А. медицинских противопоказаний для управления транспортными средствами.

Данный вывод суда соответствует требованиям закона и основан на исследованных в судебном заседании доказательствах.

Федеральным законом №196-ФЗ от 10.12.1995 г. "О безопасности дорожного движения", задачами которого являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий, определены правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации.

Статьями 25, 26 указанного Закона предусмотрено, что право на управление транспортными средствами предоставляется гражданам Российской Федерации, достигшим установленного возраста и не имеющих ограничений к водительской деятельности, сдавшим квалификационные экзамены на получение права управления транспортными средствами.

Согласно п.1 ст.6 Закона от 02.07.1992 г. №3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях граждан при ее оказании" гражданин может быть временно (на срок не более пяти лет и с правом последующего переосвидетельствования) признан непригодным вследствие психического расстройства к выполнению отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности. Такое решение принимается врачебной комиссией, уполномоченной на то органом здравоохранения, на основании оценки состояния психического здоровья гражданина в соответствии с перечнем медицинских психиатрических противопоказаний и может быть обжаловано в суд.

Постановлением Совета Министров - Правительства РФ 28.04.1993 г.№377 "О реализации Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании", принятого на основании данного закона, утвержден Перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, а также утверждены Медицинские психиатрические противопоказания для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности в условиях повышенной опасности.

Согласно данному перечню общим медицинским психиатрическим противопоказанием для водителей автомобилей всех категорий является наличие заболевания "алкоголизм".

В соответствии с Инструкцией о порядке диспансерного учета больных хроническим алкоголизмом, наркоманиями, токсикоманиями и профилактического наблюдения лиц, злоупотребляющих алкоголем, замеченных в немедицинском потреблении наркотических и других одурманивающих средств без клинических проявлений заболевания, утвержденной приказом Министерства здравоохранения СССР от 12.09.1988 г. №704, лица, которым установлен диагноз "хронический алкоголизм", подлежат диспансерному учету и динамическому наблюдению в амбулаторных наркологических учреждениях (подразделениях).

Главой 2 этой Инструкции предусмотрено, что за время диспансерного учета больные должны получить квалифицированную медицинскую помощь, обеспечивающую состояние длительной ремиссии. В случае выполнения больным всех назначений лечащего врача, соблюдения сроков явок в наркологические учреждения (подразделения) и наступления после лечения стойкой, объективно подтвержденной ремиссии, для больных хроническим алкоголизмом устанавливается срок диспансерного учета 3 года.

Исходя из положений главы 3 Инструкции, больные хроническим алкоголизмом включаются в одну из трех групп динамического наблюдения. Частота осмотров больных первой группы составляет в среднем не реже 1 раза в месяц (вне пребывания больного в стационаре); второй группы - 1 раз в 2 месяца; третьей группы - 1 раз в 3 месяца.

Снятие с диспансерного учета возможно в случае стойкой ремиссии (выздоровления); изменение постоянного места жительства с выездом за пределы обслуживаемой наркологическим учреждением (подразделением) территории, в связи со смертью.

Из материалов дела следует, что в 1978 году Ш.М.А. в наркологической службе ГУ "КРНД" ему был поставлен диагноз наркологического расстройства, вызванного употреблением алкоголя.

В период с 1978 года по 1991 год в отношении истца осуществлялось диспансерное наблюдение и проводилось лечение. 15.08.1991 г. в связи с ремиссией свыше трех лет он был снят с диспансерного учета в наркологической службе.

В 1994 году Ш.М.А. вновь обратился в ГУ "КРНД" за оказанием наркологической помощи в связи с возобновлением потребления алкоголя, проходил лечение с выдачей листка нетрудоспособности.

Очередное обращение Ш.М.А. в наркологическую службу за оказанием профильной помощи в связи с алкоголизацией отмечено в медицинской карте в 2004 году, когда было назначено лечение. Однако на контрольный прием 23.07.2004 г. истец не явился.

16.03.2011 г. Ш.М.А. обратился в ГУ "КРНД" за получением допуска к управлению транспортными средствами категории "В" и "С". Как следует из записи в медицинской карте, участковый врач психиатр-нарколог разъяснил истцу положения нормативно-правовых актов, на основании которых для решения вопроса о допуске к управлению транспортными средствами необходим период диспансерного наблюдения в течение трех лет.

30.03.2011 г. на основании заявления истца Врачебная комиссия ГУ "КРНД" пришла к заключению, что в настоящий момент у истца диагноз наркологического расстройства, вызванного потреблением алкоголя, не вызывает сомнения. В связи с отсутствием регулярного наблюдения в наркологической службе рассуждать о ремиссии в настоящий момент не представляется возможным. Указано, что имеются противопоказания к управлению транспортными средствами, определен режим диспансерного наблюдения.

Для правильного рассмотрения дела по существу определением суда от 27.07.2011 г. по делу назначалась судебно-медицинская экспертиза, проведение которой было поручено экспертам Бюро судебно-медицинской экспертизы Кировской области.

Из экспертного заключения №186 от 20.09.2011 г. следует, что у Ш.М.А., ... года рождения, на период времени 16.03.2008 г., а также в настоящее время имеется заболевание: "Алкогольная зависимость 2 стадии (хронический алкоголизм)". Диагноз "Алкогольная зависимость 2 стадии (хронический алкоголизм)", установленный Ш.М.А. в марте 2011 года в ГУ "Коми республиканский наркологический диспансер", подтвержден, так как был установлен Ш.М.А. на основании выявления у него признаков синдрома зависимости в соответствии с Международной классификацией болезней (МКБ - 10). Каких-либо данных, свидетельствующих о наличии у Ш.М.А. стойкой объективно подтвержденной ремиссии, не имеется. При обращении Ш.М.А. в ГУ "Коми республиканский наркологический диспансер" в марте 2011 года врачами психиатрами-наркологами данного лечебного учреждения были соблюдены все необходимые требования при установлении диагноза, определении режима диспансерного наблюдения, а также при отказе в выдаче заключения об отсутствии у него противопоказаний для управления транспортными средствами в соответствии со ст.27 Закона РФ "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" от 02.07.1992 г. №3185-1, Приказом Минздрава СССР от 12.09.1988 г. №704.

В период времени с 23.07.2004 г. по 16.03.2011 г. для прохождения динамического диспансерного наблюдения в ГУ "Коми республиканский наркологический диспансер" Ш.М.А. не являлся. Диспансерное наблюдение проводится пациенту в случае его добровольного обращения за наркологической помощью. В обязанность наркологического учреждения не входит производить диспансерные осмотры (вызовы, розыск и т.д.) в случаях, когда пациент не является на осмотр.

У суда не было оснований для сомнений в достоверности выводов заключения экспертов КОГБСЭУЗ "Кировское областное бюро судебно-медицинской экспертизы", поскольку экспертиза проведена лицами, обладающими специальными познаниями для разрешения поставленных перед ними вопросов, в заключении подробно со ссылкой на необходимые фактические обстоятельства и правовые нормы изложены выводы экспертной комиссии. Экспертиза проведена полно, объективно, достаточно ясно; эксперты предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

Ссылку на истца на рекомендацию ООО Наркологическая клиника "Абиа" города Санкт-Петербург о досрочном снятии с диспансерного учета, суд обоснованно не признал достаточным основанием для удовлетворения требований Ш.М.А., поскольку данная рекомендация противоречит выводам экспертного заключения. Лица, выдавшие рекомендацию, не предупреждались об уголовной ответственности за заведомо неправильное заключение, из рекомендаций не следует, что при обследовании Ш.М.А. специалистам были известны все обстоятельства течения заболевания истца.

По этим же основания судебная коллегия не может признать обоснованными доводы кассационной жалобы о необходимости при разрешении спора принимать во внимание именно эти рекомендации, а не заключение экспертной комиссии.

Материалы дела суд исследовал полно, доказательства оценил правильно, закон применил и истолковал верно, в связи с чем основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Сыктывкарского городского суда от 9 декабря 2011 года оставить без изменения, кассационные жалобы Ш.М.А. и его представителя Коснырева В.В. - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: