33-693/2012 жилищная субсидия в связи с ликвидацией шахты



ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судья Мицкевич Е.В. Дело №33-693/2012 г.

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Сусловой Н.А.

судей Жуковской С.В., Нагорновой О.Н.

при секретаре Глобу Н.В.

рассмотрела в судебном заседании 13 февраля 2012 года дело по кассационной жалобе Исакова А.Н. на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 15 декабря 2011 года, по которому в удовлетворении исковых требований Исакова А.Н. к Администрации МО ГО "Воркута", Министерству энергетики РФ о признании права на получение жилищной субсидии, возложении обязанности включить в очередь на получение жилищной субсидии и выделить жилищную субсидию для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера отказано.

Заслушав доклад судьи Сусловой Н.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Исаков А.Н. обратился в суд с иском к Администрации МО ГО "Воркута", Министерству энергетики РФ о признании права на получение жилищной субсидии, возложении обязанности включить в очередь на получение жилищной субсидии и выделить жилищную субсидию для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера в связи с ликвидацией ГП "Шахта "...".

В обоснование иска указал, что с ДД.ММ.ГГ. по ДД.ММ.ГГ. он работал на шахте "Южная", уволен по ликвидации предприятия. Общий стаж работы на предприятиях угольной промышленности ... лет. Жилья в других регионах Российской Федерации не имеет, поэтому имеет все основания для получения жилищной субсидии. Постановлением правительства РФ от ДД.ММ.ГГ. принято решение о ликвидации государственного предприятия "Шахта "Южная" производственного объединения "Воркутауголь". Федеральным законом № 123 от 27.09.2005г. предусмотрено предоставление жилищной субсидии работникам, высвобожденным до 01.01.2005г. при ликвидации расположенных в районах Крайнего Севера организаций угольной промышленности и имеющим стаж работы не менее чем десять лет в организациях угольной промышленности. В силу действующих нормативно-правовых актов списочный состав переселяемых граждан определяется ежегодно организациями угольной промышленности, утверждается органами местного самоуправления и согласовывается с Минэнерго РФ.

В судебном заседании истец и его представитель заявленные требования поддержали в полном объёме, сославшись на доводы, изложенные в исковом заявлении.

Ответчики - администрация МО ГО "Воркута", Министерство энергетики РФ, а также привлечённые к участию в деле в качестве третьих лиц - ОАО "Воркутауголь", ФГУ "Соцуголь", участия в деле не принимали. Администрация МО ГО "Воркута", ОАО "Воркутауголь", ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие своих представителей. ФГБУ "Соцуголь" в представленном возражении на исковое заявление указал, что против рассмотрения дела в отсутствие своего представителя не возражает. Министерство энергетики РФ о причинах неявки своего представителя суд не известило.

С учётом требований ст.167 ГПК РФ суд счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчиков и третьих лиц.

Суд вынес указанное выше решение.

В кассационной жалобе истец не согласен с решением суда и просит его отменить, указывая, что Управление "ТВК" являлось структурной единицей объединения "Воркутауголь" и, в первую очередь, обслуживало организации объединения, в том числе, шахты.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает решение суда подлежащим оставлению без изменения.

Из материалов дела следует, что Исаков А.Н. с ДД.ММ.ГГ. по ДД.ММ.ГГ. работал на шахте "Южная" производственного объединения "Воркутауголь", откуда был уволен в связи с ликвидацией предприятия.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ №385 от 03.04.1996г. было принято предложение Министерства топлива и энергетики Российской Федерации, Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом, Министерства экономики Российской Федерации и Правительства Республики Коми о ликвидации государственных предприятий "Шахта "Юнь-Яга" и "Шахта "Южная" производственного объединения "Воркутауголь".

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 01.09.2009г., Государственное предприятие шахта "Южная" ликвидировано вследствие банкротства.

На конференции трудового коллектива шахты "Южная" 26.05.1996г. было принято Положение о порядке формирования списков очередности распределения и предоставления жилья за пределами г. Воркуты для работников шахты "Южная" в связи с ее ликвидацией.

Согласно п.1.1 Положения о порядке формирования списков очередности распределения и предоставления жилья за пределами г. Воркуты для работников шахты "Южная" в связи с ее ликвидацией в целях обеспечения социальной защиты работников шахты "Южная" в связи с ее ликвидацией, установлены следующие категории трудящихся, имеющих право на получение жилья за пределами г. Воркуты:

-работающие пенсионеры,

-инвалиды 1 и 2 групп по труду и увечью,

-инвалиды 1 и 2 групп от общего заболевания,

-инвалиды 3 группы от полученного увечья на производстве и профессионального заболевания,

-работники шахты "Южная", переведенные на другие предприятия ОВУ по согласованию, а также в связи с реорганизацией работы шахты и предполагаемой ее ликвидацией, имеющие право на переселение,

-семьи погибших шахтеров,

-работники шахты, имеющих в составе семьи детей инвалидов с детства,

-работники предпенсионного возраста, которым с момента ликвидации шахты остается менее 2-х лет до выхода на пенсию (согласно заключенного с ними контракта).

В соответствии с указанным Положением по состоянию на 20.08.1996г. были сформированы соответствующие списки лиц, имеющих право на получение жилья за пределами г.Воркуты. в связи с ликвидацией шахты "Южная".

Исаков А.Н. не был включен в список высвобожденных работников с ликвидируемой шахты "Южная", в отношении которых ликвидационной комиссией и органом местного самоуправления г.Воркуты принято решение о предоставлении социальных выплат для приобретения жилья за пределами г.Воркуты, что подтверждается копиями списков на 20.08.1996г., а также на 01.01.2008г. и на 01.01.2009г.

Из материалов дела следует, что Исаков А.Н. ДД.ММ.ГГ. первично признан инвалидом ... группы ..., состоит в общереспубликанских списках граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за пределами г.Воркуты в рамках реализации федерального закона от 25.10.2002г. № 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненным к ним местностям" в категории "инвалиды".

В соответствии со ст.1 Федерального закона от 25.10.2002 г. № 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее 10 календарных лет и состояли по месту жительства на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий.

Право на получение жилищных субсидий имеют также инвалиды I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья и стаж работы которых составляет менее 15 календарных лет.

Для граждан, выезжающих из городов, поселков, с полярных станций, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и закрывающихся в соответствии с решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации и по согласованию с Правительством Российской Федерации, стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и время прибытия в указанные районы и местности не учитываются.

В соответствии с ч. 2 ст. 23 Федерального закона от 20.06.1996 г. № 81-ФЗ работникам, высвобождаемым при ликвидации расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев), имеющим стаж подземной работы не менее чем десять лет и достигшим пенсионного возраста, предоставляется жилье по новому месту жительства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Федеральным законом от 27.09.2005 г. № 123-ФЗ статья 154 Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" дополнена частью 15 следующего содержания: "Установить, что работникам, высвобожденным до 1 января 2005 года при ликвидации расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях организаций угольной промышленности и имеющим стаж работы не менее чем десять лет в организациях угольной промышленности, предоставляются жилищные субсидии на приобретение (строительство) жилья по новому месту жительства в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке и на условиях, которые определяются Правительством Российской Федерации".

Согласно п. 10.5 Положения о формировании и реализации программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, финансируемых за счет средств государственной поддержки угольной отрасли, утвержденного Приказом Минэнерго РФ от 19.06.2002 г. № 185, реализация программ местного развития осуществляется в том числе по направлению: содействие переселению граждан из неперспективных шахтерских городов и поселков с предоставлением помощи непосредственно переселяемым гражданам.

Предоставление финансовой помощи (безвозмездная субсидия) из средств господдержки угольной промышленности непосредственно переселяемым гражданам осуществляется при их переселении из неперспективных шахтерских городов и поселков, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, Кизеловском угольном бассейне (Пермская область), а также из других угольных регионов, по которым Правительством Российской Федерации по предложениям Минэнерго России приняты соответствующие решения и в которых при реструктуризации отрасли осуществляется ликвидация шахт, разрезов и других организаций угольной отрасли с массовым высвобождением их работников.

Безвозмездная субсидия предоставляется на основе действующего законодательства Российской Федерации высвобожденным работникам шахт и разрезов, подразделений ВГСЧ, геологических и других организаций угольной промышленности в связи с ликвидацией или сокращением численности и штата, работникам ликвидируемых угледобывающих компаний, шахтостроительных и вспомогательных организаций (по решениям МВК), а также социально не защищенным категориям граждан из числа бывших работников угольной промышленности.

Численность и списочный состав переселяемых граждан определяются ежегодно организациями угольной промышленности и профсоюзными органами в соответствии с доведенными на эти цели лимитами бюджетных обязательств, утверждаются органами местного самоуправления шахтерского города (поселка) и согласовываются Минэнерго России.

Безвозмездная жилищная субсидия предоставляется органом местного самоуправления шахтерского города (поселка) гражданину, внесенному в утвержденные и согласованные списки.

Во исполнение Федерального закона от 20.06.1996 г. №81-ФЗ "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности" Постановлением Правительства РФ от 24.12.2004 г. №840 утвержден Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности.

Пунктом 8 "е" Перечня предусмотрена реализация программ местного развития и обеспечение занятости населения шахтерских городов и поселков: содействие в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства работникам, высвобожденным до 1 января 2005 г. при ликвидации расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях организаций угольной промышленности и имеющим стаж работы не менее 10 лет в организациях угольной промышленности.

Порядок и условия предоставления из федерального бюджета межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков определены Правилами предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 г. № 428.

Согласно Правил предоставление межбюджетных трансфертов осуществляется Министерством энергетики Российской Федерации на основании сводной бюджетной росписи в пределах утвержденных в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств. Размер межбюджетных трансфертов, направляемых на реализацию мероприятий по содействию в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства работникам, высвобожденным до 1 января 2005 г. при ликвидации расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях организаций угольной промышленности и имеющим стаж работы не менее 10 лет в организациях угольной промышленности определяется Министерством энергетики Российской Федерации по каждому шахтерскому городу и поселку на основании утвержденных в установленном порядке проектов ликвидации угольных (сланцевых) шахт и разрезов, списков граждан, подлежащих переселению.

Во исполнение Постановления Правительства РФ от 24.12.2004 г. №840 "О перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования" Приказом Минпромэнерго РФ от 04.04.2005 г. № 76 был утвержден Порядок финансирования мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, согласно которого Главным распорядителем средств федерального бюджета являлось Федеральное агентство по энергетике. В связи с изданием Приказа Минэнерго РФ от 30.09.2008 г. № 99 данный документ утратил силу и утвержден новый Порядок финансирования мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, согласно которого Главным распорядителем средств федерального бюджета является Министерство энергетики Российской Федерации. Распределение средств на мероприятия по реструктуризации угольной промышленности утверждается Министерством энергетики Российской Федерации в пределах ассигнований, утвержденных ему сводной бюджетной росписью федерального бюджета на соответствующий год. Финансирование мероприятий осуществляется в пределах утвержденных объемов бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств.

Пункт 4 Порядка предусматривает, что средства для покрытия непредвиденных затрат по социальной поддержке работников, уволенных при ликвидации организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев), и погашение задолженности по возмещению вреда пострадавшим работникам угольной промышленности в соответствии с законодательством Российской Федерации выделяются на основании подготавливаемых Государственным учреждением по координации программ местного развития и решению социальных проблем, вызванных реструктуризацией угольной промышленности (ГУ "Соцуголь"), заключений, утверждаемых Министерством энергетики Российской Федерации, а также требований исполнительных листов судебных органов.

Разрешая спор исходя из оснований иска, суд правильно признал, что содействие в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства предоставляется работникам, высвобожденным до 1 января 2005г. при ликвидации расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях организаций угольной промышленности и имеющим стаж работы не менее 10 лет в организациях угольной промышленности.

Как усматривается из трудовой книжки истца и архивной справки № 9163-11/11 от 23.08.2011г., на момент увольнения истца с шахты "Южная" производственного объединения "Воркутауголь" 11.10.1996г. (в связи с ликвидацией предприятия) он не имел необходимого 10 летнего стажа работы в угольной промышленности.

Так, стаж Исакова А.Н. составил:

- ...

...

...

...

...

...

...

...

Соответственно, на дату увольнения в связи с ликвидацией шахты "Южная" продолжительность стажа Исакова А.Н. в угольной отрасли составила ... что менее требуемых 10 лет работы на предприятиях по добыче угля.

Судебная коллегия считает, что при исчислении продолжительности стажа работы истца в угольной отрасли суд правильно применил нормы материального права.

Постановление Правительства РФ от 24.12.2004г. № 840, которым утверждён Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядок финансирования, и предусмотрены социальные гарантии в виде предоставления жилищных субсидий указанной выше категории работников организаций угольной промышленности, принято во исполнение Федерального закона от 20.06.1996г. № 81-ФЗ "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности".

Указанный Федеральный закон определяет основы государственной политики в области добычи (переработки) и использования угля (горючих сланцев), а также регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности в этой области.

В соответствии со ст.3 названного Федерального закона, его действие распространяется на организации по добыче (переработке) угля (горючих сланцев), шахтного строительства, аварийно-спасательного обслуживания организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев), на деятельность по ликвидации последствий ведения горных работ, обеспечению социальных гарантий работникам указанных организаций и другим категориям лиц, а также на деятельность по государственному контролю и надзору за безопасным ведением работ по добыче (переработке) угля (горючих сланцев).

С учетом приведенных положений суд правильно отнес к стажу работы на предприятиях угольной промышленности, дающему право на получение жилищной субсидии, стаж работы Исакова А.Н. на шахте "Юнь-Яга" ... и на шахте "Южная" (... и не включил в указанный стаж период работы истца в качестве слесаря аварийно-восстановительных работ Управления "Тепловодоканал" производственного объединения "Воркутауголь" с ДД.ММ.ГГ. по ДД.ММ.ГГ. , поскольку в соответствии с Положением об Управлении тепловыми сетями и водопроводно-канализационным хозяйством задачей данного управления являлось обеспечение правильной технической эксплуатации, имеющихся на его балансе инженерных сетей и сооружений, обеспечение бесперебойного снабжения производственных объектов и жилищно-бытового сектора, присоединённых к его инженерным сетям и сооружениям, видами услуг, оказываемых УТВК населению, предприятиям объединения "Воркутауголь" и сторонним предприятиям (поставка тепловой энергии в виде горячей воды и пара; поставка питьевой воды и отвод сточных вод).

Из трудовой книжки истца следует, что в Управлении "Тепловодоканал" он работал на очистных сооружениях города и в Усинском цехе. Из пояснений истца следует, что деятельность очистных сооружений города была направлена на очистку сточных вод, поступающих от предприятий, населения и с улиц г.Воркута, а деятельность Усинского цеха связана со снабжением населения и предприятий города водой с реки Уса.

Исходя из изложенного, судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что хотя Управление "Тепловодоканал" и являлось производственной единицей объединения "Воркутауголь", его нельзя отнести к организации по добыче (переработке) угля, шахтного строительства, аварийно-спасательного обслуживания организаций по добыче угля.

При таких обстоятельствах доводы жалобы о необоснованности вывода суда в указанной части не могут быть приняты во внимание.

Также при исчислении стажа судом правильно не учтён период работы истца с ДД.ММ.ГГ. по ДД.ММ.ГГ. в качестве ... поскольку данное предприятие не относится к предприятиям угольной промышленности, работа на которых даёт право на получение жилищной субсидии.

Соответственно, на дату увольнения Исакова А.Н. с шахты "Южная" производственного объединения "Воркутауголь" в связи с ликвидацией предприятия он не имел необходимого 10 летнего стажа в угольной отрасли.

При таких обстоятельствах судебная коллегия считает вывод суда об отказе Исакову А.Н. в удовлетворении требований о признании права на получение жилищной субсидии, возложении обязанности включить в очередь на получение жилищной субсидии и выделить жилищную субсидию для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера, в связи с ликвидацией шахты "Южная" производственного объединения "Воркутауголь", законным и обоснованным.

Оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с нормами материального и процессуального права, судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь ст. 361Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 15 декабря 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Исакова А.Н. - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи