Судья Ланшаков С.В. Дело № 33-882/2012 г. О П Р Е Д Е Л Е Н И Е СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ в составе председательствующего Сажина А.В., судей Пристром И.Г., Слободянюк Т.А., при секретаре Чебыкиной Е.М., рассмотрев в судебном заседании 27 февраля 2012 года дело по кассационной жалобе Агентства Республики Коми по социальному развитию на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 09 ноября 2011 года, по которому признан незаконным приказ Агентства Республики Коми по социальному развитию от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении Капацун И.В. в предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения и Агентство Республики Коми по социальному развитию Республики Коми обязано предоставить Капацун И.В. единовременную денежную выплату на приобретение жилого помещения. Заслушав доклад судьи Пристром И.Г., объяснения представителя Капацун И.В. – Маркеловой Т.В., судебная коллегия У С Т А Н О В И Л А: Капацун И.В. обратилась в суд с иском к Агентству Республики Коми по социальному развитию об обязании предоставить единовременную денежную выплату на приобретение жилого помещения как инвалиду ... группы в соответствии со ст. 17 Федерального Закона «О социальной защите инвалидов в РФ». В обоснование иска указала, что Агентством Республики Коми по социальному развитию незаконно отказано в предоставлении указанной выплаты, несмотря на наличие у истца определенного статуса и признания ее нуждающейся в улучшении жилищных условий. В судебном заседании истец поддержала заявленные требования. Представитель Агентства Республики Коми по социальному развитию в судебном заседании с иском не согласился. Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: администрация МР «Троицко-Печорский» и ГУ РК « Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Троицко-Печорского района», представители которых участия в судебном заседании не принимали. Суд постановил указанное выше решение. В кассационной жалобе Агентство Республики Коми по социальному развитию не согласно с решением суда и просит его отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда. Как следует из материалов дела и установлено судом, Капацун И.В. относится к категории лиц, имеющих право на получение льгот (мер социальной поддержки), гарантированных ст.17 Федерального Закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Истец является инвалидом ... группы, проживает в квартире .... Вместе с ней в жилом помещении зарегистрированы 4 человека, жилая площадь квартиры составляет ... кв.м. С ДД.ММ.ГГГГ Капацун И.В. состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрации МО ГО «Сыктывкар» на основании Постановления главы администрации МО «Троицко-Печорский район» от ДД.ММ.ГГГГ за № с составом семьи 4 человека в связи с недостаточной обеспеченностью жилой площадью. Приказом Агентства Республики Коми по социальному развитию от ДД.ММ.ГГГГ Капацун И.В. отказано в предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения, так как занимаемая истцом жилая площадь на каждого члена семьи составляет ... кв.м, что превышает норму ... кв.м, установленную на момент постановки на учет Правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Республике Коми, утвержденных Указом Главы РК от 27 мая 1999 года за № 190. В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона. Согласно ст. 28.2 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации. Во исполнение федерального законодательства принят Закон Республики Коми от 06.10.2006 № 69-РЗ «О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки», которым предусмотрено, что формой обеспечения жильем граждан, относящихся к категориям, установленным ст. 14, 16 и 21 Федерального закона «О ветеранах» и ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», является предоставление им в порядке, определенном Правительством Республики Коми, единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения. Соответствующие социальные выплаты предоставляются за счет и в пределах средств, предусмотренных бюджетам субъектов Российской Федерации в федеральном бюджете. Предоставление выплат отнесено к полномочиям Агентства Республики Коми по социальному развитию в порядке, утвержденном Постановлением Правительства Республики Коми от 22.03.2010 № 58. Согласно закрепленным положениям в Порядке предоставления гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 года, относящимся к категориям, установленным статьями 14, 16 и 21 Федерального закона «О ветеранах» и статьей 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения, утвержденном Постановлением Правительства Республики Коми от 22.03.2010 №58, единовременные денежные выплаты предоставляются и инвалидам. При этом, как закреплено в Порядке, список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, формируется Агентством Республики Коми по социальному развитию по дате постановки граждан на учет в органах местного самоуправления на основании списков, предоставляемых органами местного самоуправления как в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, так и в качестве имеющих право на получение субсидий (социальных выплат) на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий. В соответствии ч.2 ст.6 Федерального Закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части. В соответствии с пунктом 2 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 приведенной статьи. Правовое основание исключения истца из республиканского списка граждан, нуждающихся улучшении жилищных условий, относящихся к категориям установленным статьями 14.16 и 21 ФЗ «О ветеранах» и ст.17 ФЗ «О социальной защите населения» ответчиком в оспариваемом приказе не приведено. Основанием к отказу в предоставлении единовременной денежной выплаты послужило то, что документы приложенные к заявлению от ДД.ММ.ГГГГ № не подтверждают право Капацун И.В. на получение ЕДВ. Вместе с тем, доказательств того, что истец представил не соответствующие действительности сведения о нуждаемости в улучшении жилищных условий, послужившие основанием для принятия на учет, а также доказательства неправомерности действий должностных лиц при решении вопроса о принятии истца на учет материалы дела не содержат. Не установлено в ходе рассмотрения дела и других оснований снятия истца с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, перечисленных в статье 56 Жилищного кодекса Российской Федерации. Исходя из анализа вышеуказанных норм закона и установленных обстоятельств по делу, свидетельствующих о том, что истец, обладает определенным статусом, поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 января 2005года, по основаниям, которые до настоящего времени не изменились и не отпали, вывод суда первой инстанции о наличии у истца права на улучшение жилищных условий посредством получения единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилья является правильным. Приведенный вывод суда соответствует неоднократно выраженной в решениях Конституционного Суда Российской Федерации правовой позиции о том, что реализация установленных льгот и социальных гарантий должна осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства. Данный принцип предполагает правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, предсказуемость политики в социальной сфере. Противное по существу, будет означать произвольную отмену прав, приобретенных гражданами в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемых в конкретных правоотношениях. Содержащиеся в кассационной жалобе доводы не опровергают приведенных в решении выводов суда и не влияют на существо и законность данного судебного акта. Судебная коллегия не усматривает оснований, влекущих отмену решения суда по доводам кассационной жалобы. Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия О П Р Е Д Е Л И Л А : Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 09 ноября 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Агентства Республики Коми по социальному развитию - без удовлетворения. Председательствующий - Судьи-