33-788/2012 организация установки пандуса



Судья Гусарова М.В. Дело № 33-788АП/2012

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Белова Н.Е.,

судей Голикова А.А., Харманюк Н.В.,

при секретаре Димовой Н.В.,

рассмотрев в судебном заседании 05 марта 2012 года дело по апелляционной жалобе администрации муниципального района «Печора» на решение Печорского городского суда Республики Коми от 21 декабря 2011 года, по которому

Администрация МО МР «Печора» обязана организовать проведение работ по оборудованию пандусом крыльца центрального входа в ..., расположенное по адресу: ..., в срок до 01 июня 2012 года.

Заслушав доклад судьи Голикова А.А., заключение прокурора Ковригиной О.Н., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Печорский межрайонный прокурор обратился в суд с иском к Администрации муниципального образования муниципального района «Печора» в интересах неопределенного круга лиц с требованием обязать ответчика оборудовать пандусом крыльцо центрального входа в ....

Судом в качестве соответчика по делу было привлечено Управление культуры, спорта, физкультуры и туризма муниципального района «Печора».

В судебном заседании представитель ответчика Администрации муниципального образования муниципального района «Печора» в судебном заседании не участвовал, представил письменный отзыв, в котором с иском не согласился.

Представитель соответчика Управления культуры, спорта, физкультуры и туризма муниципального района «Печора» Береснева Т.Н. исковые требования признала.

Судом принято приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Администрация муниципального образования муниципального района «Печора» просит об отмене решения суда, как принятое с нарушением норм материального права.

Проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.

Местное самоуправление, согласно Конституции Российской Федерации, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (часть 1 статьи 130). Его органы самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, решают иные вопросы местного значения, а также могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств (статья 132).

Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры является одной из важнейших целевых задач Федеральной целевой программы «Социальная поддержка инвалидов на 2006-2010 годы», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 29.12.2005 г. № 832 и «О государственной программе РФ «Доступная среда» на 2011-2015 годы», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17.03.2011 № 175.

Реабилитация инвалидов является одним из приоритетных направлений социальной политики Российской Федерации. Государство должно обеспечивать инвалидам технические средства реабилитации, создавать необходимые условия для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инфраструктуры, условия пользования средствами транспорта, связи и информации.

Конституцией Российской Федерации предусмотрено, что социальная защита инвалидов относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления в силу конституционного предназначения местного самоуправления как наиболее приближенного к населению уровня власти в пределах своих полномочий участвуют в деятельности по обеспечению инвалидам, проживающим на территории соответствующих муниципальных образований, равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации (статьи 2, 7, 18 и 19).

Финансирование деятельности органов местного самоуправления, иных уполномоченных субъектов, реализующих указанную публичную обязанность, осуществляется за счет средств местных бюджетов, однако в случае недостаточности собственных средств для покрытия соответствующих расходов муниципальные образования вправе рассчитывать на оказание им Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации финансовой помощи целевого характера, а также привлекать средства из иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьёй 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно – правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.

В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

Согласно указанным нормам действующего законодательства, к объектам социальной инфраструктуры отнесены общественные и производственные здания, строения и сооружения, к которым относится и помещение ..., поскольку является общедоступным культурно-досуговым учреждением и призвано способствовать удовлетворению духовных и интеллектуальных потребностей несовершеннолетних.

В соответствии с Уставом ... целью деятельности учреждения является реализация прав граждан на свободный доступ к документарному фонду, информацию о его составе; сохранение и развитие культурного и духовного потенциала населения; обеспечение библиотечного обслуживания населения с учетом потребностей и интересов различных социально-возрастных групп на территории Муниципального образования муниципального района «Печора» (пункт 2.1. Устава).

Требования к зданиям, сооружениям, которыми могут пользоваться инвалиды, содержатся в СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденным Постановлением Госстроя Российской Федерации от 16.07.2001 № 73, который Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 № 1047 включен в Перечень национальных стандартов и сводов правил.

Санитарные нормы и правила 35-01-2001 «Доступность здания и сооружений для маломобильных групп населения» в части общих требований к зданиям, сооружениям и их участкам также предусматривают, что лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема.

Вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений. Применительно к зданиям и сооружениям, находящимся в муниципальной собственности, данная обязанность возлагается, если нормативно не установлено иное, на муниципальные образования в лице органов местного самоуправления.

Изложенное свидетельствует о том, что выводы суда относительно необходимости обеспечивать доступ инвалидов в ... являются верными, основанными на правильном толковании норм материального права, подлежащих применению.

Из материалов дела следует, что постановлением и.о. Главы администрации Муниципального образования муниципального района «Печора» № 2020/1 от 03.11.2011 утверждена долгосрочная муниципальная целевая программа «Доступная среда на территории муниципального района «Печора» (2012-2015 годы)». Задачами данной программы является обеспечение беспрепятственного доступа для инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры; содействие деятельности общественных организаций инвалидов. На формирование доступной среды направлены мероприятия, в том числе и на установку пандусных съездов в муниципальных учреждениях образования и культуры.

Судом установлено, что помещение ..., расположенное по адресу: ..., числится в реестре имущества муниципального образования муниципального района «Печора».

Постановлением Главы администрации Муниципального образования муниципального района «Печора» № 672 от 27.05.2008 движимое и недвижимое имущество согласно приложениям 1, 2 к настоящему постановлению, в том числе встроенное помещение ..., было изъято из оперативного управления муниципального учреждения Отдела культуры, физкультуры, спорта и туризма муниципального района «Печора» и закреплено на праве оперативного управления за Муниципальным учреждением «...». Это подтверждается свидетельством о государственной регистрации права ....

В силу статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Согласно пункту 1.1. Устава Муниципальное учреждение «...» (Учреждение) является некоммерческой организацией, созданной для удовлетворения информационных, культурных, образовательных потребностей населения.

В соответствии с частью 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Абзацем 6 пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных собственником имущества бюджетного учреждения средств, а также недвижимого имущества. Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения.

Из пункта 1.7. Устава Муниципального учреждения «...» следует, что учредителем учреждения от имени муниципального образования муниципального района «Печора» выступает Управление культуры, физкультуры, спорта и туризма муниципального района «Печора».

Финансирование деятельности Муниципального учреждения «...» осуществляется из бюджета муниципального образования муниципального района «Печора» (пункт 1.8 Устава).

В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Учитывая указанные положения закона, суд обоснованно пришёл к выводу, что надлежащим ответчиком по данному делу является Администрация муниципального образования муниципального района «Печора». Возложение на Администрацию муниципального образования муниципального района «Печора» обязанности по организации работ по оборудованию пандусом крыльца центрального входа в ... является правильным, поскольку предполагает проведение комплекса мер, направленных на планирование и определение функций и действий, необходимых для выполнения указанных работ.

Ссылка в жалобе на проект бюджетной сметы на 2012 год, которым предусмотрены средства на выполнение работ по оборудованию пандусом центрального входа здания Центральной детской библиотеки муниципального учреждения «...», не может служить основанием к отмене решения, поскольку не влияет на правильность выводов суда и не освобождает ответчика от выполнения возложенных на него обязанностей.

Содержащиеся в жалобе иные доводы основаны на неверном толковании норм материального права и оценке обстоятельств, установленных и исследованных судом в полном соответствии с правилами статей 12, 56 и 67 Гражданского процессуального кодекса в Российской Федерации, изложены в решении и в настоящем определении, в связи с чем, поводом к отмене судебного решения служить не могут. Нарушений судом норм процессуального права, которые влекут отмену решения, не допущено.

Оснований для удовлетворения доводов жалобы и отмены решения суда первой инстанции не имеется.

Руководствуясь статьёй 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Печорского городского суда Республики Коми от 21 декабря 2011 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации муниципального образования муниципального района «Печора» - без удовлетворения.

Председательствующий –

Судьи –

-32300: transport error - HTTP status code was not 200