33-466/2012 взыскание морального вреда за смерть брата



Судья Буян Э.Ф. Дело № 33-466/2012 г.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Тепляковой Е.Л.,

судей Алексеевой С.Ф., Орловой И.А.,

при секретаре Воронцовой Н.Н.

рассмотрела в судебном заседании 06 февраля 2012 года

дело по кассационной жалобе Габовой З.А. на решение Корткеросского районного суда Республики Коми от 13 декабря 2011 года, по которому

в исковых требованиях Габовой З.А. о лишении права заниматься врачебной деятельностью Макарова Б.В., Микушевой Е.В., Дерновой Г.С., взыскании с Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Корткеросская центральная районная больница» материального вреда в виде оплаченной госпошлины и оплаты услуг адвоката и морального вреда, связанного с физическими и нравственными страданиями в связи со смертью брата Габова Н.А. в размере ..., отказано.

Заслушав доклад судьи Алексеевой С.Ф., объяснение истца Габовой З.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Габова З.А. обратилась в суд с требованием лишить права заниматься врачебной деятельностью Макарова Б.В., Микушеву Е.В. и о взыскании с МУЗ «Корткеросская центральная районная больница» материального вреда причиненного халатными действиями его работников в размере ... рублей (услуги адвоката), морального вреда связанного с ее физическими и нравственными страданиями в размере ... рублей и судебных издержек (оплата госпошлины).

В обоснование требований указала, что ее брат Габов Н.А. вначале ноября 2011 года обратился в Нившерскую амбулаторию по поводу плохого самочувствия, где ему назначили уколы без дополнительного обследования. Затем его состояние ухудшилось, о чем врач Макаров был поставлен в известность, но мер к экстренной госпитализации больного не предпринял. 16 ноября, после резкого ухудшения состояния, брат истца был госпитализирован в Корткеросскую ЦРБ. Дежурный врач Микушева не дооценила тяжесть состояния брата и поместила его в обычную палату терапевтического отделения, а не в отделение реанимации и интенсивной терапии.

18 ноября брат истца Габов Н.А. скончался.

Истец считает, что в результате халатного отношения со стороны врачей Макарова и Микушевой ей причинен непоправимый моральный и нравственный вред, который она оценивает в ... рублей, материальный вред в размере ... рублей (консультация и оказание адвокатом услуг по написанию искового заявления).

В судебном заседании Габова З.А. поддержала требования, дополнив иск требованием о лишении прав заниматься врачебной деятельностью врача Корткеросской ЦРБ Дерновой Г.С.

Определением Корткеросского районного суда от 31.08.2011г. в качестве соответчика по делу привлечена врач невролог Дернова Г.С.

Представитель МБУЗ «Корткеросская ЦРБ» (ранее до реорганизации МУЗ «Корткеросская ЦРБ) Айдашева Л.Н. не согласилась с исковыми требованиями.

Ответчики Макаров Б.В., Микушева Е.В. с исковыми требованиями не согласились.

Ответчик Дернова Г.С. в судебном заседании не присутствовала, в предыдущих судебных заседаниях с иском не согласилась.

Суд постановил приведенное выше решение.

В кассационной жалобе Габова З.А. не согласна с решением суда и просит его отменить как незаконное и необоснованное.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для её удовлетворения и отмены решения суда.

Отказывая в удовлетворении требований истца в части лишения врачей Макарова Б.В., Микушевой Е.В., Дерновой Г.С. права заниматься врачебной деятельностью, суд исходил из вывода об отсутствии на то правовых оснований.

Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью предусмотрено в качестве наказания при привлечении лица к уголовной ответственности.

Как установлено, по результатам проведенных проверок ОВД по Корткеросскому району по факту ненадлежащего оказания медицинской помощи Габову Н.А. участковым терапевтом Нившерской врачебной амбулатории Макаровым Б.В. и Следственным отделом по Корткеросскому району СУСК при прокуратуре РФ по РК по факту смерти Габова Н.А. отказано в возбуждении уголовного дела.

Трудовым кодексом РФ дисциплинарное взыскание в виде лишения права заниматься определенной деятельностью не предусмотрено, перечень дисциплинарных взысканий, закрепленный в статье 192 Трудового кодекса РФ, является исчерпывающим.

В силу ч. 4 ст. 192 ТК РФ, не допускается применение дисциплинарных взысканий, не предусмотренных федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине.

Разрешая спор, суд первой инстанции верно установил имеющие значение для дела фактические обстоятельства и дал им надлежащую юридическую оценку в соответствии с нормами материального права, правильный анализ которых изложен в решении суда.

Согласно ст. 68 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (утв. ВС РФ 22.07.1993 № 5487-1) в случае нарушения прав граждан в области охраны здоровья вследствие недобросовестного выполнения медицинскими и фармацевтическими работниками своих профессиональных обязанностей, повлекшего причинение вреда здоровью граждан или их смерть, ущерб возмещается в соответствии с частью первой статьи 66 настоящих Основ.

В силу ч. 1 ст. 66 Основ в случаях причинения вреда здоровью граждан виновные обязаны возместить потерпевшим ущерб в объеме и порядке, установленных законодательством Российской Федерации.

Судом проверялись и не нашли подтверждения доводы истицы о вине медицинских работников МБУЗ «Корткеросская ЦРБ» и Нившерской врачебной амбулатории, не установлено наличие причинной связи между действиями медицинских работников ответчика и наступившей смертью Габова.

Проведенной по делу с 24 октября 2011 года по 18 ноября 2011 года ГБУЗ РК «Бюро судебно-медицинской экспертизы» экспертизой установлено, что на этапе Нившерской врачебной амбулатории диагностические мероприятия соответствовали предъявляемым жалобам пациентом Габовым Н.А. Проводимое лечение на данном этапе основывалось на заключении врачей «Республиканского диагностического центра» в марте 2010 года по диагнозу «полинейропатии нижних конечностей» и соответствовало этому заболеванию. Согласно положения об уровне организации медицинской помощи участковые врачи, врачи врачебных амбулаторий руководствуются в лечении пациентов диагнозами, установленными вышестоящими специализированными учреждениями. Лечение, проводимое в Нившерской врачебной амбулатории с 29 октября 2010 года соответствовало поставленному диагнозу, а диагноз основывался на жалобах пациента и выявляемой симптоматики. В Корткеросской ЦРБ проводимые лечебные мероприятия соответствовали поставленному диагнозу, а проводимые инструментальные исследования (рентгенография позвоночника и легких, УЗИ, ЭКГ) были направлены на установление причины ухудшения состояния пациента. Состояние больного на период до 16 ноября 2010 года не сопровождалось угрожающими жизни симптомами, поэтому показаний для экстренной госпитализации не было.

При патологоанатомическом исследовании внутренних органов умершего Габова Н.А. выявлено увеличение размеров и массы сердца (590 гр.) с расширением его камер (при нормальном весе менее 300,0 гр. для веса данного пациента (70 кг). Такой вес сердца в сочетании с морфологическими изменениями мышцы сердца, выявленными при гистологическом исследовании, свидетельствует о наличии у пациента такого заболевания как «дилятационная кардиомиопатия» (ДКМП). Развитие данного заболевания происходит медленно, многие годы без каких-либо клинических проявлений и не отражается на самочувствии пациента. В то же время процесс декомпенсации происходит очень быстро и провоцируется различными факторами (употребление алкоголя даже в незначительных количествах, избыточная физическая нагрузка, эмоциональное напряжение, респираторные заболевания). Наблюдаемые у пациента Габова Н.А. симптомы (мышечная слабость, похудание, боли в эпигастрии) явились проявлением декомпенсации сердечной деятельности. Внезапная сердечная смерть у пациента с «дилятационной КМП» (тем более, с подобным большим сердцем) встречается часто (в 25%) и наступает от нарушения ритма сердца, что и отличает это заболевание (поражение сердца) от других заболеваний сердца. Объективные данные (жалобы пациента, отсутствие одышки, стабильное АД и частота пульса) при поступлении в КЦРБ исключали необходимость госпитализации пациента в реанимационное отделение, но состояние больного вызывало необходимость наблюдения за больным дежурного персонала больницы и проведение инструментальных методов исследования. По показателям функции сердечной и дыхательной систем при поступлении в стационар состояние пациента Габова Н.А. в КЦРБ расценивалось как удовлетворительное. Но в последующем нарастание клиники сердечной недостаточности утяжеляло его состояние в динамике от удовлетворительного до тяжелого, что явилось основанием для помещения его в палату интенсивной терапии. Диагноз «дилятационный КМП» устанавливается только при ЭХО-кардиографии сердца, которое является специализированным исследованием, проводимым в городских и республиканских медицинских учреждениях. Данная аппаратура не входит в перечень оснащения участковых больниц, врачебных амбулаторий и ЦРБ. Поэтому, в условиях Корткеросской ЦРБ не было возможности установить этот диагноз. Имевшиеся у пациента Габова Н.А. заболевания: «стенозирующий» (до 70%) атеросклероз коронарных артерий, вызывающий ИБС, могли усугубить течение заболевания ДКМП и вызвать внезапную сердечную смерть. Согласно заключению судебно-медицинской экспертизы внезапная сердечная смерть у пациента с «ДКМП» не связана с какими-либо упущениями медицинского персонала Нившерской врачебной амбулатории и Корткеросской ЦРБ. Неблагоприятный исход заболевания пациента Габова Н.А. не стоит в причинно-следственной связи с какими-либо упущениями в лечебно-диагностическом процессе, проводимом пациенту.

Оценив заключение экспертизы в совокупности с другими доказательствами, суд не нашел оснований сомневаться в его правильности и обоснованности.

Указанные в ответе Министерства здравоохранения РК от 20 января 2011 года дефекты при оказании медицинской помощи Габову Н.А. не противоречат заключению Бюро СМЭ об отсутствии вины работников МБУЗ «Корткеросская ЦРБ» в смерти Габова Н.А. и не отразились на исходе заболевания.

Поскольку суду не были представлены достаточные и допустимые доказательства недобросовестности выполнения медицинскими работниками МБУЗ «Корткеросская ЦРБ» и Нившерской врачебной амбулатории своих профессиональных обязанностей при лечении Габова Н.А. и наличия их вины в его смерти, суд пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.

Ссылка в жалобе истца на то, что судом не исследованы результаты проверки, согласно письма Минздрава РК от 20.01.2011, и протокол заседания ЛКК Корткеросской больницы от 03 февраля 2011 года, являются несостоятельными и не основанными на материалах дела.

Судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены решения суда.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Корткеросского районного суда Республики Коми от 13 декабря 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Габовой З.А. - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи