33-915/2012 назначение страховой части пенсии со снижением возраста, ЧАЭС+военнослужащий



Судья Аулова Т.С. Дело № 33-915/2012 г.

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Сусловой Н.А.,

судей Жуковской С.В. и Нагорновой О.Н.,

при секретаре Глобу Н.В.,

рассмотрела в судебном заседании 27 февраля 2012 года дело по кассационной жалобе ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Воркуте на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 28 сентября 2011 года, по которому

на Государственное Учреждение - Управление Пенсионного Фонда РФ по г. Воркуте Республики Коми возложена обязанность назначить Жеронкину В.А. страховую часть пенсии в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 22.07.2008 №156-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения») с ДД.ММ.ГГ.

Заслушав доклад судьи Нагорновой О.Н., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Жеронкин В.А. обратился в суд с иском к ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Воркуте о возложении обязанности назначить ему страховую часть пенсии, указав, что являясь получателем пенсии за выслугу лет, ДД.ММ.ГГ. по достижении возраста 50 лет он обратился к ответчику с заявлением о назначении страховой части трудовой пенсии по старости согласно Закона № 156-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения» от 22.07.2008, однако своим решением от ДД.ММ.ГГ. ответчик неправомерно отказал истцу в удовлетворении заявления от ДД.ММ.ГГ., указав на недостижение им возраста 60 лет.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В кассационной жалобе ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Воркуте просит об отмене решения суда. Доводы жалобы сводятся к неправильному применению судом норм материального права.

Проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что Жеронкин В.А. с ДД.ММ.ГГ. по ДД.ММ.ГГ. выполнял функциональные обязанности в составе оперативной группы Министерства Обороны СССР по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, что подтверждено справкой от ДД.ММ.ГГ., выданной войсковой частью .

С ДД.ММ.ГГ. Жеронкин В.А. является получателем пенсии за выслугу лет, назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно- исполнительной системы, и их семей».

С ДД.ММ.ГГ. согласно справки МСЭ-2001 Жеронкину В.А. установлена инвалидность ... группы бессрочно в связи с заболеванием, полученным при исполнении обязанностей военной службы по ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС.

ДД.ММ.ГГ. Жеронкину В.А. было выдано удостоверение перенесшего лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным воздействием, ставшего инвалидом, подтверждающее, что истец имеет право на компенсации и льготы, установленные Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

ДД.ММ.ГГ. Жеронкин В.А. достиг возраста 50 лет.

ДД.ММ.ГГ. истец обратился в ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Воркуте за назначением страховой части трудовой пенсии в соответствии с пунктом 6 статьи 3 Федерального закона от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации.

ДД.ММ.ГГ. своим решением ответчик отказал Жеронкину В.А. в назначении страховой части трудовой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГ. в связи с отсутствием требуемого возраста, указав, что право на назначение страховой части трудовой пенсии по старости по представленным документам у истца наступит с ДД.ММ.ГГ. – по достижении 60 лет.

При разрешении спора суд исходил из того, что поскольку на дату обращения за назначением пенсии Жеронкину В.А. достиг возраста 51 год и имел необходимый страховой стаж, в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» оснований для отказа ему в назначении страховой части трудовой пенсии у ответчика не имелось, Жеронкин В.А. приобрел право на получение страховой части пенсии с ДД.ММ.ГГ..

Определяя указанное право Жеронкина В.А., суд ошибочно применил положения подпункта 2 пункта 2 ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», регламентирующие условия назначения пенсий гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф и членам их семей. Вместе с тем указанное не влечет отмены решения по существу спора.

Согласно п.6 ст.3 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» военнослужащие (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) при наличии условий для назначения им трудовой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», и страховой части трудовой пенсии по старости (за исключением фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости), устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Общими условиями назначения страховой части трудовой пенсии по старости для военнослужащих являются достижение пенсионного возраста, указанного в п.1 ст.7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» N 173-ФЗ (для мужчин - 60 лет, для женщин - 55 лет), и наличие не менее пяти лет страхового стажа ( п.2 ст.7 Федерального «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» N 173-ФЗ).

Аналогичные положения предусмотрены абз.4 ст.7 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

Нормами статьи 28.1 Закона Российской Федерации от 05.05.1991 N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» для граждан, пострадавших вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, пенсионный возраст для получения пенсии по старости снижен на 10 лет и составляет 50 лет для мужчин и 45 лет для женщин.

Таким образом, приведенные нормы действующего законодательства в их совокупности позволяют сделать вывод о том, что военнослужащие, которые по долгу службы пострадали вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, имеют право на получение страховой части пенсии по старости до достижения общеустановленного возраста, если они относятся к категориям, перечисленным в ст.30-37 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15.05.1991 N 1244-1.

Жеронкин В.А. относится к категориям граждан, перечисленных в п.1 ч.1 ст.30 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15.05.1991 N 1244-1, имеет необходимый страховой стаж, достиг возраста 50 лет. При таких обстоятельствах Жеронкин В.А. обладает правом на назначение страховой части трудовой пенсии по старости.

Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены правильного по своему существу решения суда по делу.

Руководствуясь статьей 361 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 28 сентября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного Учреждения - Управления Пенсионного Фонда РФ по г. Воркуте Республики Коми – без удовлетворения.

Председательствующий -

Судьи -