№ 33-870/2012, о возмещении убытков, связанных с задержкой присвоения звания Ветеран труда



Судья Маркова Г.Н. Дело № 33-870/2012 г.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Семенчиной Л.А.,

судей Архаровой Л.В., Захваткина И.В.,

при секретаре Муравьевой Е.М.,

рассмотрев в судебном заседании 27 февраля 2012 года дело по кассационной жалобе Агентства Республики Коми по социальному развитию на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 01 ноября 2009 года, которым с Агентства Республики Коми по социальному развитию за счет средств казны Республики Коми в пользу Старцева ФИО10 взыскано ... руб. ... коп. компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, ... коп. республиканской ежемесячной денежной выплаты, ... руб. ... коп. индексации; отказано о взыскании убытков, связанных с проездом; отказано в иске к ГУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Сыктывкара» и Министерству финансов Республики Коми,

заслушав доклад судьи Захваткина И.В., объяснения истца Старцева И.С., его представителя Скаковской Т.В., представителя Министерства финансов Республики Коми Петрова В.Н., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Старцев И.С. обратился в суд с иском к ГУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Сыктывкара» о возмещении убытков в виде упущенной выгоды (по получению республиканской ежемесячной денежной выплаты, возмещению расходов по оплате за жилое помещение и по проезду) в результате незаконного отказа в присвоении звания «Ветеран труда» за период с ... года по ... года.

В судебном заседании истец и его представитель поддержали заявленные требования.

Ответчик ГУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Сыктывкара» иск не признал, указав, что не является надлежащим ответчиком по делу.

Судом соответчиками по делу привлечены Агентство Республики Коми по социальному развитию и Министерство финансов Республики Коми, которые иск не признали.

Суд принял приведенное выше решение.

В кассационной жалобе ответчик Агентство Республики Коми по социальному развитию просит отменить решение, указав о неверном применении судом норм материального права.

Проверив материалы дела по доводам кассационной жалобы, обсудив их, судебная коллегия находит, что решение суда подлежит отмене.

Суд кассационной инстанции находит, что судом нарушены нормы материального права, что в соответствии со ст. 363 ГПК РФ в редакции, действовавшей до 01 января 2012 года, является основанием для отмены решения.

Из материалов дела следует, что истец с ... года является пенсионером по старости.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Коми от 21 июля 2011 года на Агентство Республики Коми по социальному развитию возложена обязанность присвоить истцу звание «Ветеран труда» с ... года.

За период с ... года по ... года истец не получал меры социальной поддержки, предусмотренные для лиц, имеющих звание «Ветеран труда», согласно Закона Республики Коми от 12 ноября 2004 года № 55-РЗ «О социальной поддержке населения в Республике Коми», такие как республиканскую ежемесячную денежную выплату и компенсацию по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

Статьей 3 Закона № 55-РЗ установлено, что меры социальной поддержки и социальные выплаты, установленные настоящим Законом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Республики Коми, являются расходными обязательствами Республики Коми.

Статья 45 Конституции Российской Федерации закрепляет государственные гарантии защиты прав и свобод (часть 1) и право каждого защищать свои права всеми не запрещенными законом способами (часть 2).

К таким способам защиты гражданских прав относится возмещение убытков (статья 12 ГК Российской Федерации).

Пунктом 1 статьи 15 ГК РФ предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В статьях 16, 1069 ГК РФ указано, что убытки (вред), причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению за счет соответственно казны Российской Федерацией, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Статьей 1071 ГК РФ установлено, что в случаях, когда вред, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы.

Таким финансовым органом в данном деле является Министерство финансов Республики Коми.

Учитывая, что согласно Указа Главы Республики Коми от 11 августа 2009 года № 91 «Об Агентстве Республики Коми по социальному развитию», Агентство является органом исполнительной власти Республики Коми, осуществляющим функции по разработке и реализации государственной политики в области социального развития, следовательно, возмещение убытков в результате действий Агентства, как органа государственной власти субъекта Республики Коми, подлежит возмещению Министерством финансов Республики Коми за счет средств казны Республики Коми.

Взыскивая возмещение убытков с Агентства Республики Коми по социальному развитию, суд применил нормы бюджетного законодательства о взыскании денежных средств с главного распорядителя бюджетных средств, которым является Агентство.

В соответствии со ст. 1 Бюджетного кодекса РФ указанным Кодексом регулируются правоотношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления проектов бюджетов, их утверждения, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней.

Перечень участников бюджетного процесса приведен в ст. 152 БК РФ. Физические лица в этом перечне не указаны, следовательно, они не являются участниками бюджетного процесса и нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации к правоотношениям, в которых одной из сторон выступают граждане, неприменимы.

Кроме того, нормы статей 16, 1069 ГК РФ являются специальными для рассматриваемого правоотношения и конкретно определяют, за счет какой казны производится возмещение вреда в предусмотренных указанными нормами случаях.

Доводы жалобы, что незаконных действий Агентства Республики Коми по социальному развитию судом не было установлено, противоречат обстоятельствам, установленным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Коми от 21 июля 2011 года, которым Агентство было обязано присвоить истцу звание «Ветеран труда» с ... года.

Иные доводы жалобы, что истец не обращался с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки в органы социальной защиты населения, не влияют на права истца требовать возмещения убытков с лица, ответственного за нарушение его права.

Кроме того, отсутствие у истца документа, подтверждающего присвоение звания «Ветеран труда», являлось препятствием в получении социальной поддержки по данной категории.

Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия соглашается с доводами жалобы в части, что Агентство Республики Коми по социальному развитию не является лицом, отвечающим за причиненные убытки за счет казны Республики Коми, и находит решение суда отменить, с вынесением в этой части решения о возмещении истцу убытков путем взыскания с Министерства финансов Республики Коми за счет средств казны Республики Коми.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 01 ноября 2009 года отменить в части взыскания с Агентства Республики Коми по социальному развитию, приняв новое решение о взыскании с Министерства финансов Республики Коми за счет средств казны Республики Коми в пользу Старцева И.С. ... руб. ... коп. компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, ... руб. ... коп. республиканской ежемесячной денежной выплаты, ... руб. ... коп. индексации.

В удовлетворении исковых требованиях к Агентству Республики Коми по социальному развитию отказать.

В остальной части решение оставить без изменения.

Председательствующий

Судьи