об обязании представить благоустроенное жилое помещение на условиях договора социального найма



Судья Берникова Е.Г. Дело № 33-1138/2012

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

составе председательствующего Тепляковой Е.Л.,

судей Ауловой Т.С. и Орловой И.А.,

при секретаре Воронцовой Н.Н.,

рассмотрев в судебном заседании 15 марта 2012 года дело по кассационной жалобе администрации муниципального образования городского округа «Ухта» на решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 12 декабря 2011 года, по которому

исковые требования прокурора города Ухты в интересах Первишиной Л.В. удовлетворены;

на администрацию МОГО «Ухта» возложена обязанность предоставить Первишиной Л.В. вне очереди благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, в г.... на условиях договора социального найма на состав семьи 1 человек размером не менее 33 кв. метров общей площади;

Заслушав доклад судьи Тепляковой Н.Л., объяснения Первишиной Л.В. и прокурора Чершкуте Я.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор города Ухты обратился в суд с иском в интересах Первишиной Л.В. к администрации МО ГО «Ухта» об обязании предоставить жилое помещение во внеочередном порядке, указав в обоснование требований, что Первишина Л.В. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не обеспечена жильем и в соответствии с законом имеет право на внеочередное получение жилого помещения; с ... года она состоит на учете в качестве нуждающейся в получении жилого помещения, однако до сих пор жилье ей не предоставлено.

К участию в деле в качестве третьих лиц судом привлечены Агентство Республики Коми по социальному развитию и Министерство финансов Республики Коми.

В судебном заседании прокурор уточнил требования и просил обязать ответчика предоставить Первишиной Л.В. благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, на состав семьи 1 человек, размером не менее 33 кв.метров в г. ... вне очереди.

Истица Первишина Л.В. поддержала заявленные требования.

Представитель ответчика администрации МО ГО «Ухта» с иском не согласился; признав право истицы на предоставление жилого помещения во внеочередном порядке, указал, что предоставление жилого помещения должно быть произведено за счет средств республиканского бюджета.

Представители третьих лиц Агентства Республики Коми по социальному развитию и Министерства финансов Республики Коми в суд не явились, и дело рассмотрено в их отсутствие согласно заявлениям об этом.

Суд принял приведенные выше решение. Дополнительным решением то же суда от 19 января 2012 года с администрации МОГО «Ухта» в пользу Первишиной Л.В. взысканы судебные расходы в размере ....

В кассационной жалобе администрация МО ГО «Ухта» не согласна с решением суда и просит его отменить в связи с отсутствием законных оснований для удовлетворения иска.

В соответствии со ст.2 Федерального закона от 9 декабря 2010 года №353-ФЗ кассационная жалоба администрации МО ГО «Ухта», поданная 29 декабря 2011 года и не рассмотренная на день вступления в силу указанного Федерального закона, рассматривается по правилам главы 40 ГПК РФ, действовавшей на день подачи жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для её удовлетворения и отмены решения суда. Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Первишина Л.В., ... года рождения, является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, .... С ... по ... годы Первишина Л.В. воспитывалась в школе-интернате № ......, с ... года по ... года обучалась в ..., где находилась на полном государственном обеспечении.

В связи с отсутствием закрепленного жилья на основании приказа Агентства Республики Коми по социальному развитию № ... ... года истица принята на учет в качестве нуждающейся в получении жилого помещения государственного жилищного фонда Республики Коми и включена в список под номером ...

На основании постановления главы администрации МОГО «Ухта» № ... от ... года Первишина Л.В. принята на учёт на внеочередное предоставление жилья и включена в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда.

До настоящего времени Первишиной Л.В. благоустроенное жилье не предоставлено.

В настоящее время истица обучается в ..., находится на полном государственном обеспечении, временно проживает в общежитии образовательного учреждения по адресу: ..., имея временную регистрацию; какого-либо другого жилого помещения в пользовании либо в собственности не имеет.

Разрешая спорные правоотношения, суд правильно исходил из вывода о том, что истица имеет право на внеочередное получение жилья как лицо, оставшееся без попечения родителей, однако данное право ею не реализовано.

Указанный вывод суда соответствует требованиям закона и основан на исследованных в судебном заседании доказательствах.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации (ст. 5 ФЗ от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ).

Согласно ст. 1 Закона Республики Коми «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и порядке предоставления им жилых помещений по договорам социального найма» от 22 ноября 2010 года № 139-РЗ (в действующей редакции) органы местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов (городских округов) в Республике Коми с 1 января 2011 года наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями в порядке, предусмотренном настоящим Законом, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения либо имеющих закрепленное жилое помещение частного жилищного фонда, находящееся в собственности граждан, признанное в установленном порядке непригодным для постоянного проживания, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Статьей 2 Закона Республики Коми от 22 ноября 2010 года № 139-РЗ установлено, что в соответствии с настоящим Законом жилыми помещениями обеспечиваются граждане, не имеющие закрепленного жилого помещения или имеющие закрепленное жилое помещение, признанные нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по основаниям, предусмотренным Жилищным кодексом Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Частью 2 статьи 6 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ предусмотрено, что граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма; указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.

Установив, что Первишина Л.В. имеет право на предоставление жилого помещения государственного жилищного фонда Республики Коми как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в установленном порядке жилым помещением, отвечающим санитарным и техническим требованиям, не обеспечена, суд правомерно удовлетворил заявленные требования, возложив обязанность по предоставлению во внеочередном порядке благоустроенного жилого помещения по договору социального найма на администрацию МО ГО «Ухта».

При определении площади жилого помещения, подлежащего предоставлению Первишиной Л.В., суд обоснованно применил норму, установленную ст. 10 Закона Республики Коми «О категориях граждан, имеющих право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Коми по договорам социального найма и порядке предоставления им указанных жилых помещений по договорам социального найма» от 4 июля 2006 года № 54-РЗ, так как истица была правомерно поставлена на учет как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающееся в получении жилого помещения, и имела на момент постановки в очередь право на получение жилья по норме, установленной указанным Законом Республики Коми, однако данное право не было ею реализовано по не зависящим от нее причинам.

Доводы кассационной жалобы о том, что осуществление органами местного самоуправления государственных полномочий по обеспечению жильем детей-сирот и лиц из их числа должно быть обеспечено средствами республиканского бюджета, не являются основанием для отмены решения, поскольку вопросы финансирования относятся к вопросам межбюджетных отношений, не должны ущемлять права граждан на получение жилья и подлежат разрешению уполномоченными на то органами в процессе исполнения решения суда.

Решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 12 декабря 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального образования городского округа «Ухта» – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи