Судья Колесникова Д.А. Дело № 33-1045 АП/2012 г. О П Р Е Д Е Л Е Н И Е СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ в составе председательствующего Юдина А.В., судей Костенко Е.Л., Машкиной И.М., при секретаре Старцевой Е.В., рассмотрела в открытом судебном заседании 19 марта 2012 года дело по кассационной жалобе Пайц К.Д. и его представителя Аралиной В.З. на решение Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 28 декабря 2011 года, по которому В удовлетворении исковых требований Пайц К.Д. к администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке с составом семьи один человек отказано. Заслушав доклад судьи Костенко Е.Л., судебная коллегия У С Т А Н О В И Л А: Пайц К.Д. обратился в суд с исковым заявлением к администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение в размере не менее 33 кв.м. В обоснование иска указал, что является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, так как его мать ФИО1 была лишена родительских прав в отношении него, отец в последующем умер. С ДД.ММ.ГГГГ он воспитывался в ... и находился на полном государственном обеспечении. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в Российской Армии, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ учился в .... До настоящего времени он зарегистрирован в .... На основании решения Митрофановского совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № за ним, его братом и сестрой закреплено жилье в ..., но в настоящий момент данное жилье непригодно для проживания. В настоящее время проживает с матерью своего ребенка по адресу: .... В октябре 2011 года он обратился в администрацию МО МР «Сыктывдинский» с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилья по договору социального найма, в чем ему было отказано. Дело рассмотрено в отсутствие истца, извещенного о времени и месте судебного разбирательства. В судебном заседании представитель истца Пайц К.Д., Аралина В.З. заявленные требования поддержала в полном объеме, уточнив их требованием о предоставлении благоустроенного жилого помещения вне очереди, согласно ст. 57 Жилищного кодекса РФ. Представитель ответчика в судебном заседании иск не признал, пояснив, что Пайц К.Д. с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий не обращался. В настоящее время истец не может быть поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий как лицо, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с достижением последним 23 лет. Судом принято приведенное выше решение. В кассационной жалобе Пайц К.Д. и его представитель просят решение отменить, как постановленное с нарушением норм материального права. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит. При разрешении кассационной жалобы судебная коллегия основывалась на доказательствах, представленных сторонами в суд первой инстанции. Так, из материалов дела следует, что Пайц К.Д. имеет статус лица, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку мать последнего ФИО1 решением Троицко-Печорского районного суда Республики Коми от 14.11.1985г. была лишена родительских прав. Истец воспитывался в ... и находился на полном государственном обеспечении. До настоящего времени он зарегистрирован в .... На основании решения исполкома Митрофановского сельского совета народных депутатов двадцатого созыва № от ДД.ММ.ГГГГ за несовершеннолетними детьми, в том числе Пайц К.Д. сохранено право пользования жилым помещением по адресу прежнего проживания: ... или обеспечение равноценной жилой площадью по окончании срока пребывания в государственных детских учреждениях. Из ответа администрации муниципального образования муниципального района «Троицко-Печорский» от 26.12.2011г. следует, что Пайц К.Д. на учете нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилого фонда как лицо, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в администрации не состоит. Закрепленное за Пайц К.Д. жилое помещение в ... в муниципальную собственность от прежнего собственника, деятельность которого в настоящее время прекращена, не передавалось, обследований в отношении жилого помещения на предмет его пригодности (непригодности) не проводилось. Из пояснений представителей истца и ответчика суд установил, что с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий истец обратился к ответчику 26 октября 2011 года. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Республики Коми (пункт "ж" части первой статьи 64) и Конституция Российской Федерации (пункт "ж" части первой статьи 72) относят к предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Коми, что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусматривает обязанность обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм после окончания их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, органами исполнительной власти по месту жительства (абзац второй пункта 1 статьи 8). При этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (статья 4) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Дополнительная гарантия в получении жилого помещения лицам, имеющим закрепленные жилые помещения, установлена Законом Республики Коми от 22 ноября 2010 года № 139-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и порядке предоставления им жилых помещений по договорам социального найма». Согласно статье 2 Закона № 139-РЗ (в редакции от 28.09.2011г.) жилыми помещениями обеспечиваются граждане, не имеющие закрепленного жилого помещения или имеющие закрепленное жилое помещение, признанные нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по основаниям, предусмотренным Жилищным кодексом Российской Федерации (часть 1). Обеспечение граждан жилыми помещениями осуществляется органами местного самоуправления путем предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма (часть 2). Обеспечение граждан жилыми помещениями осуществляется по окончании пребывания в образовательном учреждении или в учреждении социального обслуживания, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (часть 3). В случае если на дату окончания пребывания в образовательном учреждении или в учреждении социального обслуживания, либо на дату окончания службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, гражданин достиг возраста 23 лет, право на обращение по вопросу обеспечения жилыми помещениями в соответствии с настоящим Законом сохраняется в течение двух месяцев со дня наступления указанных обстоятельств (часть 4). В пунктах 1 и 2 части 1 статьи 3 Закона № 139-РЗ указано, что включение граждан в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений граждан, поданных ими по форме согласно приложению 1 к настоящему Закону в соответствующий орган местного самоуправления: по месту выявления и первичного учета на территории Республики Коми или по последнему месту проживания в семье опекуна (попечителя) - для граждан, не имеющих закрепленного жилого помещения; по месту нахождения закрепленного жилого помещения, находящегося в собственности граждан, признанного в установленном порядке непригодным для постоянного проживания, или по последнему месту проживания в семье опекуна (попечителя) - для граждан, имеющих закрепленное жилое помещение, находящееся в собственности граждан, признанное в установленном порядке непригодным для постоянного проживания. Постановлением Конституционного Суда Республики Коми от 20 мая 2011 года "По делу о проверке конституционности пунктов 1 и 2 части первой статьи 3 Закона Республики Коми от 22 ноября 2010 года № 139-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и порядке предоставления им жилых помещений по договорам социального найма" по жалобам граждан Купцовой Олеси Олеговны и Шебыревой Татьяны Вячеславовны» пункт 2 части первой статьи 3 Закона Республики Коми от 22 ноября 2010 года N 139-РЗ признан соответствующим Конституции Республики Коми. Судом первой инстанции сделан правомерный вывод, что право на внеочередное обеспечение жилым помещением принадлежит лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, которые не имеют закрепленного за ними жилого помещения и признаны нуждающимися в предоставлении жилья. Установив, что Пайц К.Д. до достижения им возраста 23 лет и до настоящего времени не был поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, обстоятельств позволяющих в силу Закона сохранить за ним право на обеспечение жилым помещением не имеется, суд обоснованно пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца, который на дату обращения к ответчику достиг 29-летнего возраста. Доводы жалобы, что истец должен был быть обеспечен жильем после окончания пребывания в соответствующем учреждении без заявительного характера обращения, основаны на неверном толковании норм материального права. При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о том, что доводы кассационной жалобы своего подтверждения в ходе апелляционного рассмотрения дела не нашли. Выводы суда основаны на правильном применении норм материального права, обжалуемое судебное решение отвечает требованиям законности и обоснованности и отмене не подлежит. Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия О П Р Е Д Е Л И Л А: Решение Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 28 декабря 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Пайц К.Д. и его представителя Аралиной В.З. - без удовлетворения. Председательствующий Судьи