Судья Бородулина М.В. Дело № 33-1165 АП/2012 г. СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ в составе председательствующего Ивановой Н.Г., судей Нагорновой О.Н. и Ушаковой Л.В., при секретаре Вахниной Е.А., рассмотрела в судебном заседании 29 марта 2012 года дело по апелляционной жалобе администрации муниципального района «Печора» на решение Печорского городского суда Республики Коми от 10 января 2012 года, по которому признано незаконным распоряжение администрации муниципального района «Печора» № от ДД.ММ.ГГ. в части отказа Киселевой О.С. во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма; на администрацию муниципального района «Печора» возложены обязанности: включить Киселеву О.С. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, предоставить Киселевой О.С. вне очереди на состав семьи один человек благоустроенное жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее ... квадратных метров. Заслушав доклад судьи Нагорновой О.Н., пояснения Киселевой О.С., судебная коллегия У С Т А Н О В И Л А : Киселева О.С. обратилась в суд с иском к администрации МР «Печора» о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору социального найма на состав семьи один человек, указав, что она относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих жилья для постоянного проживания. В ходе судебного разбирательства Киселева О.С. уточнила и дополнила свои исковые требования, в окончательном их варианте просила признать незаконным распоряжение администрации МР «Печора» от ДД.ММ.ГГ. № об отказе во включении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма; обязать ответчика включить ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма; обязать ответчика предоставить ей вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма. Судом принято вышеуказанное решение. В апелляционной жалобе администрация муниципального района «Печора» просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное. Проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для его отмены. Судом установлено, что Киселева О.С., ДД.ММ.ГГ. г.р., оставшаяся без попечения родителей, в период с ДД.ММ.ГГ. по ДД.ММ.ГГ. находилась под опекой К., обучалась в ... на очном отделении по профессии «...» в период с ДД.ММ.ГГ. по ДД.ММ.ГГ., с ДД.ММ.ГГ. по настоящее время проходит обучение по профессии «...». Постановлением главы МО «Город Печора и подчиненная ему территория» № от ДД.ММ.ГГ. за Киселевой О.С. было закреплено жилое помещение по адресу: ..., которое межведомственной комиссией ДД.ММ.ГГ. было признано непригодным для проживания, не подлежащим восстановлению и ремонту. Актом межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГ. было установлено, что дом ... является аварийным и подлежит сносу. Какого-либо жилого помещения, пригодного для проживания, Киселева О.С. не имеет. Вместе с тем по сведениям администрации МО МР «Печора» истец на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не состояла и не состоит. Распоряжением администрации МР «Печора» № от ДД.ММ.ГГ. Киселевой О.С. было отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма. Основанием указанного решения ответчика послужило наличие у Киселевой О.С. закрепленного жилого помещения муниципального жилищного фонда по адресу: .... Удовлетворяя иск Киселевой О.С., суд исходил из того, что Постановление главы МО «Город Печора и подчиненная ему территория» № от ДД.ММ.ГГ. о закреплении за истцом признанного ранее непригодным жилого помещения не свидетельствует о возможности реализации истцом своего права на жилище и отсутствием в связи с этим в силу закона у нее права претендовать на получение дополнительных мер государственной поддержки в виде обеспечения жилья по установленным нормам во внеочередном порядке. Судебная коллегия соглашается с выводами суда. Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 ст.26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусматривает обязанность обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм после окончания их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, органами исполнительной власти по месту жительства ( абзац второй пункта 1 статьи 8). При этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством ( статья 4) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. В соответствии с этим был принят Закон Республики Коми от 22 ноября 2010 года N 139-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и порядке предоставления им жилых помещений по договорам социального найма», предусматривающий, что жилыми помещениями обеспечиваются граждане, не имеющие закрепленного жилого помещения или имеющие закрепленное жилое помещение, признанные нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по основаниям, предусмотренным Жилищным кодексом Российской Федерации. Обеспечение граждан жилыми помещениями осуществляется органами местного самоуправления путем предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма ( статья 2). Согласно ст.3 приведенного закона включение граждан в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется органом местного самоуправления: 1) по месту выявления и первичного учета органами опеки и попечительства в качестве ребенка-сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей, на территории Республики Коми - для граждан, не имеющих закрепленного жилого помещения; 2) по месту нахождения закрепленного жилого помещения, находящегося в собственности граждан, признанного в установленном порядке непригодным для постоянного проживания, или по последнему месту проживания в семье опекуна (попечителя) - для граждан, имеющих закрепленное жилое помещение, находящееся в собственности граждан, признанное в установленном порядке непригодным для постоянного проживания; 3) по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья, иное) - для граждан, местом выявления и первичного учета которых не является территория Республики Коми, а также граждан, местом выявления и первичного учета которых являются населенные пункты, признанные в установленном порядке закрывающимися. Указанные нормы в целом корреспондируют пункту 1 части второй статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающему внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания, и ремонту или реконструкции не подлежат. Такое регулирование предполагает наличие у лица, оставшегося без попечения родителей, самостоятельного права на внеочередное получение жилья по договору социального найма по месту нахождения жилого помещения, признанного в установленном порядке непригодным для проживания. Установив, что за истцом было закреплено жилое помещение, признанное в установленном порядке непригодным для проживания, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в обстоятельствах дела имеются все правовые основания для суждения об отсутствии у Киселевой О.С. помещения для проживания и правомерности заявленных ею исковых требований. Довод апелляционной жалобы о том, что судом при вынесении решения не был принят во внимание вид жилищного фонда, в котором расположено закрепленное за Киселевой О.С. жилое помещение, не может служить основанием для отмены решения. Из установленных по делу обстоятельств следует, что как на момент закрепления жилого помещения, так и на момент принятия оспариваемого решения ответчика Киселева О.С. реально жилья, пригодного для постоянного проживания, не имела. Возражения администрации муниципального района «Печора» об отсутствии у Киселевой О.С. субъективного права требовать реализации предусмотренных гарантий по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей противоречат положениям ст.18 Конституции Российской Федерации, согласно которой права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Поскольку сам по себе факт нахождения у лица, обладающего статусом, обеспечивающим особую заботу и защиту государства, в пользовании какого-либо объекта недвижимости, не отвечающего требованиям положений ст.15 ЖК РФ, не может служить основанием для лишения указанного лица гарантий, предоставленных ему в связи с указанным статусом, и не дает основания к отказу в признании нуждающимся в предоставлении жилого помещениями по договору социального найма, Киселева О.С. не могла и не может быть признана судом обеспеченной жильем в связи с изданием Постановления главы МО «Город Печора и подчиненная ему территория» № от ДД.ММ.ГГ.. Решение суда является законным и обоснованным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Руководствуясь п.1 ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия О П Р Е Д Е Л И Л А: Решение Печорского городского суда Республики Коми от 10 января 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального района «Печора» - без удовлетворения. Председательствующий- Судьи-