Судья Бош Н.А. Дело № 33-1477АП/2012 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ в составе председательствующего Юдина А.В., судей Голикова А.А., Тебеньковой Л.Г., при секретаре Старцевой Е.В., рассмотрела в судебном заседании 23 апреля 2012 года дело по апелляционной жалобе Агентства Республики Коми по социальному развитию на решение Печорского городского суда Республики Коми от 14 февраля 2012 года, по которому признан незаконным приказ Агентства Республики Коми по социальному развитию от ДД.ММ.ГГГГ № ... «Об отказе в предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения Денисовой В.А.». Обязано Агентство Республики Коми по социальному развитию восстановить Денисову Веру Александровну в республиканском списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, относящихся к категориям, установленным статьями 14,16 и 21 Федерального закона «О ветеранах» и статьей 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», с датой постановки на учет ДД.ММ.ГГГГ года. Заслушав доклад судьи Голикова А.А., заключение прокурора Чершкуте Я.В., полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия УСТАНОВИЛА: Печорский межрайонный прокурор обратился в интересах Денисовой В.А. в суд с иском к Государственному бюджетному учреждению Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Печоры», Агентству Республики Коми по социальному развитию о признании незаконным приказа об отказе в предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения, возложении обязанности восстановить в республиканском списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, относящихся к категориям, установленным статьями 14,16 и 21 Федерального закона «О ветеранах» и статьей 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». В судебном заседании истец заявленные требования поддержал. Представитель ответчика ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Печоры» иск не признала. Агентство Республики Коми по социальному развитию в судебное заседание своего представителя не направило, заявив о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. В письменном отзыве иск не признало. Администрация муниципального района "Печора", привлеченная к участию в деле в качестве ответчика, своего представителя в судебное заседание не направила. Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся ответчиков и постановил приведенное выше решение. В апелляционной жалобе Агентство Республики Коми по социальному развитию не согласно с решением суда и просит его отменить в связи с нарушением норм материального и процессуального права. Изучив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему. Из материалов дела следует и установлено судом, что Денисова В.А. является инвалидом ... группы бессрочно. Постановлением главы МО «Город Печора и подчиненная ему территория» от ДД.ММ.ГГГГ № ... Денисова В.А. принята на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в льготную очередь «Инвалиды 2,3 групп, семьи, имеющие детей-инвалидов» с датой постановки на учет ДД.ММ.ГГГГ. Основание постановки на учет: подпункт «б» пункта 8 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Республике Коми, утвержденных Указом Главы Республики Коми от 27.05.1999 № 190, - проживание в жилом помещении, не отвечающем установленным санитарным нормам и техническим требованиям. В период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года истец проживала в неблагоустроенной квартире, расположенной на первом этаже одноэтажного деревянного дома с печным отоплением по адресу: п. ..., ул. ..., д...., кв..... Дом, 1956 года постройки, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ имел износ 49 %. Постановлением главы МР «Печора» № ... от ДД.ММ.ГГГГ года Денисовой В.А. предоставлено жилое помещение в общежитии по адресу: г.Печора, ..., д...., комн...., площадью 18,20 кв.м на состав семьи 1 человек. С ДД.ММ.ГГГГ года Денисова В.А. проживает в общежитии, расположенном по адресу: г.Печора, ..., д...., комн..... ДД.ММ.ГГГГ года между МАУ «УЖКХ и С» муниципального района «Печора» и Денисовой В.А. был заключен договор № ... найма жилого помещения в общежитии, в соответствии с которым жилое помещение предоставлено для временного проживания в нем. ДД.ММ.ГГГГ Денисова В.А. обратилась в Агентство Республики Коми по социальному развитию с заявлением о предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения. Приказом Агентства Республики Коми от № ... от ДД.ММ.ГГГГ инвалиду ... группы Денисовой В.А. отказано в предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения. Основанием к отказу явилось предоставление с заявлением документов, которые не подтверждают право истца на получение единовременной денежной выплаты. Из приказа следует, что основанием постановки на учет Денисовой В.А. является подпункт «б» пункта 8 «Проживающие в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным нормам и техническим требованиям» Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений в Республике Коми, утвержденных Указом Главы Республики Коми № 190 от 27.05.1999. Документы, подтверждающие основание нуждаемости на момент постановки Денисовой В.А. на учет, не предоставлены. В настоящее время согласно представленным документам, нуждаемость Денисовой В.А. определяется по статье 51 Жилищного кодекса РФ. Указанным приказом Денисова В.А. исключена из Республиканского списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, относящихся к категориям, установленным статьями 14,16 и 21 Федерального закона "О ветеранах" и статьёй 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Полагая, что право Денисовой В.А. на получение единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения нарушено, Печорский межрайонный прокурор обратился в суд с настоящим заявлением в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Удовлетворяя требования, суд исходил из того, что истец является инвалидом, признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, поэтому незаконно исключена из республиканского списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, относящихся к категориям, установленным статьями 14,16 и 21 Федерального закона "О ветеранах" и статьёй 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Данный вывод суда соответствует требованиям закона и основан на исследованных в судебном заседании доказательствах. В соответствии со статьёй 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона. Статьей 28.2 указанного Закона установлено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации. Согласно статье 1 Закона Республики Коми от 06.10.2006 N 69-РФ "О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, относящихся к категориям, установленным статьями 14, 16 и 21 Федерального закона "О ветеранах" и статьёй 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", а также граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, относящихся к категориям, установленным статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 Федерального закона "О ветеранах" одной из форм обеспечения жильем граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляемой на основании письменных заявлений граждан, вставших на учет до 1 января 2005 года и относящихся к категориям, установленным статьями 14, 16 и 21 Федерального закона "О ветеранах" и статьей 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", является предоставление в порядке, определенном Правительством Республики Коми, единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения. В целях реализации указанного Закона Республики Коми постановлением Правительства Республики Коми от 22.03.2010 N 58 утвержден Порядок предоставления гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 года, относящимся к категориям, установленным статьями 14, 16 и 21 Федерального закона "О ветеранах" и статьей 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения согласно приложению N 1. В соответствии с Порядком единовременные денежные выплаты предоставляются инвалидам. Предоставление гражданам единовременных денежных выплат осуществляется в порядке очередности в соответствии с республиканским списком. Республиканский список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, относящихся к категориям, установленным статьями 1,16 и 21 Федерального закона «О ветеранах» и статьей 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», формировался Агентством Республики Коми по социальному развитию по дате постановки граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах местного самоуправления на основании списков, представляемых органами местного самоуправления. Уполномоченным органом исполнительной власти Республики Коми по предоставлению в порядке, определенном федеральным законодательством, отдельным категориям граждан, нуждающимся в улучшении жилищных условий, социальных выплат в спорный период являлось Агентство Республики Коми по социальному развитию. Законом Республики Коми от 7декабря2011года N147-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан» с 1 января 2012 года органы местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов (городских округов) в Республике Коми наделены государственными полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем следующих категорий граждан, установленных федеральными законами от 12 января 1995 года № 5-ФЗ "О ветеранах" и от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005, в том числе, инвалидов. В соответствии с частью 2 статьи 1 Закона Республики Коми от 07.12.2011 № 147-РЗ предоставление гражданам, указанным в части 1 настоящей статьи, мер социальной поддержки по обеспечению жильём осуществляется органами местного самоуправления путем предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения. Ссылки в жалобе на отсутствие у Агентства Республики Коми по социальному развитию государственных полномочий по ведению Республиканского списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, и возложение на Агентство Республики Коми по социальному развитию обязанности восстановить Денисову В.А. в республиканском списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, относящихся к категориям, установленным статьями 14,16 и 21 Федерального закона «О ветеранах» и статьей 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», с датой постановки на учет ДД.ММ.ГГГГ года, являются несостоятельными, поскольку Агентство Республики Коми по социальному развитию является органом исполнительной власти Республики Коми, осуществляющим контроль за исполнением переданных органам местного самоуправления государственных полномочий, спорные правоотношения возникли до введения в действие Закона Республики Коми от 7декабря2011года N147-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан». Доводы апелляционной жалобы сводятся к отсутствию у истца права на предоставление выплаты, поскольку жильем она обеспечена в установленном законом порядке, площадь предоставленного жилого помещение превышает учетную норму по городу Печоре. Кроме того, заявитель ссылается на постановление главы муниципального района "Печора" - руководителя администрации от ДД.ММ.ГГГГ года № ..., которым жилой дом по адресу: г.Печора, ..., дом ..., где проживает истец исключен из числа общежитий. Данные доводы жалобы судебная коллегия признает несостоятельными. В соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на учете до предоставления им жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным подпунктами 1, 3-6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Жилые помещения по договорам социального найма таким лицам предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части. Согласно пункту 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. В соответствии с частью 3 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Раздел II Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47, содержит требования, которым должно отвечать жилое помещение, предоставляемое по договору социального найма. Установлено, что истец проживает в одной комнате в доме, который имел статус общежития, являлся общежитием коридорного типа. Реконструкция дома не производилась. Жилое помещение предоставлено истцу для временного проживания, что непосредственно отражено в п. 1.2. договора найма жилого помещений № ... от ДД.ММ.ГГГГ. Исходя из анализа вышеуказанных норм закона и установленных обстоятельств по делу, суд первой инстанции при разрешении спора пришел к правильному выводу о том, что истец, обладающая определенным статусом (является инвалидом), поставлена на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005, жильем в установленном законом порядке не обеспечена, следовательно, имеет право на улучшение жилищных условий посредством получения единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения. Доказательств того, что ответчиком истцу предоставлено жилое помещение, отвечающее установленным законом требованиям, не представлено. Факт исключения жилого дома, в котором проживает Денисова В.А., из числа общежитий не свидетельствует об обеспечении истца жилым помещением в установленном законом порядке. Доводы апелляционной жалобы фактически повторяют доводы, изложенные ответчиком в ходе судебного разбирательства, которые нашли свою оценку в решении суда, с которой судебная коллегия соглашается. Каких-либо иных доказательств и доводов, опровергающих постановленное решение, не представлено. Обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом полно и правильно. Нормы материального права применены верно. Нарушений норм процессуального права, которые влекут отмену решения, не допущено. Выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела. Судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы. Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: Решение Печорского городского суда Республики Коми от 14 февраля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Агентства Республики Коми по социальному развитию - без удовлетворения. Председательствующий - Судьи -