33-1288/2012 назначение льготной пенсии медработнику



Судья Ошманкевич Р.А. Дело № 33-1288 АП/2012

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Юдина А.В.

судей Костенко Е.Л., Машкиной И.М.

при секретаре Старцевой Е.В.,

рассмотрела в судебном заседании 09 апреля 2012 г. дело по апелляционной жалобе Галь Л. И. на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 09 ноября 2011 г., которым исковые требования Галь Л. И. удовлетворены частично, Государственное учреждение – Управление Пенсионного Фонда РФ в г.Сыктывкаре обязано засчитать Галь Л. И. периоды с 15.11.1984г. по 06.04.1987г., курсов повышения квалификации, учебного отпуска, в стаж работы; в удовлетворении иска о включении периода работы с 01.11.1999г. по 21.12.1999г. и 23.12.1999г. по 16.01.2001г., дополнительных выходных дней, предоставленные для ухода за ребенком инвалидом, отмене Решения УПФ РФ в г. Сыктывкаре и назначении досрочной трудовой пенсии по старости отказано.

Заслушав доклад судьи Машкиной И.М., объяснения истца Галь Л.И., представителя истца Соколова А.Г. судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Галь Л.И. обратилась в суд с иском к ГУ УПФ РФ в г.Сыктывкаре РК об отмене решения об отказе в назначении пенсии, включении ряда периодов в стаж работы, связанной с лечебной деятельностью, и назначении досрочной пенсии по старости с даты обращения в пенсионный орган с соответствующим заявлением.

Истец Галь Л.И. в судебном заседании на иске настаивала.

Представитель ответчика Государственного учреждения – Управление Пенсионного Фонда РФ в г.Сыктывкаре просила в удовлетворении исковых требований отказать.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено при имеющейся явке лиц и судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе истец Галь Л.И. просит об отмене решения суда в части не включения в стаж ее работы, связанной с лечебной деятельностью, периода работы в должности ...» и ... с 01.11.1999 г. по 21.12.1999 г. и с 23.12.1999 г. по 16.01.2001 г., считая его незаконным и необоснованным.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Судом установлено, что с 07.07.1987 г. Галь Л.И. работала в ...» в различных должностях, с 01.11.1987г. – в должности .... С 17.01.2001г. она переведена на должность .... По настоящее время истица работает ... ...

18.04.2011 г. Галь Л.И. обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии в связи с лечебной деятельностью в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

08.07.2011г. ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Сыктывкаре РК вынесло решение об отказе в назначении пенсии ввиду отсутствия требуемого стажа работы в связи с медицинской деятельностью. По расчету ответчика стаж работы истца в связи с лечебной деятельностью составил ..., при требуемом –не менее 30 лет. В стаж работы в связи с лечебной деятельностью не включены ряд периодов, в том числе периоды работы в должности ...» и ... с 01.11.1999 г. по 21.12.1999 г. и с 23.12.1999 г. по 16.01.2001 г.

В силу п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 указанного Федерального закона, следующим лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Согласно п. 2 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации Постановлением от 29 октября 2002 года N 781 утвердило Список и Правила, которые определили наименование должностей и учреждений здравоохранения.

В соответствии с п. 1 Списка занимаемая истицей должность не поименована в перечне должностей, работа в которой дает право на назначение пенсии в связи с осуществлением медицинской деятельности по охране здоровья населения.

По волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона N173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.

По состоянию на 31 декабря 2001 года пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось, в частности, Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" (далее - Постановление N 1066).

Пунктом 1 Постановления N 1066, вступившим в силу с 1 ноября 1999 года, был утвержден Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения.

В данном Списке, действовавшем в спорный период времени работы истицы, также отсутствовало указание на должность медсестры по диетпитанию (диетсестры).

На основании пункта 3 Постановления N 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464, а периоды работы после указанной даты – в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными пунктом 1 настоящего Постановления.

Согласно Списку, утвержденному Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", право на пенсию за выслугу лет имели врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

В Номенклатуре должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения РФ от 15.10.1999 года N 377, должность медицинской сестры ... отнесена к среднему медицинскому персоналу.

Исходя из системного толкования выше перечисленных нормативных актов, истица, работая в период с 01.11.1987 года 17.01.2001 года в должности ... и ... приобрела право на зачет в специальный медицинский стаж в льготном исчислении в связи с осуществлением деятельности по охране здоровья населения только время трудовой деятельности до 01.11.1999 года как лицо, относящееся к среднему медицинскому персоналу независимо от наименования должности лечебно-профилактического учреждения. Указанный период времени включен пенсионным органом в специальный стаж истицы и спора в этой части не имеется.

Отказывая во включении в специальный стаж истицы спорного периода работы в должности ... с 01.11.1999 года суд первой инстанции правильно исходил из того, что, период трудовой деятельности истицы в должности ...) не подлежит включению в специальный стаж для назначения льготной пенсии, так как указанная должность в Списке, утвержденном Постановлением Правительства , не поименована.

Доводы апелляционной жалобы о том, что истица, работая в должности ..., осуществляла именно лечебную деятельность, поэтому весь спорный период времени подлежит включению в специальный стаж, является необоснованным, и основан на ошибочном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.

В целях обеспечения конституционного права каждого на получение пенсии законодатель вправе, как это вытекает из статьи 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, установление их размеров и порядка исчисления, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.

Установление для лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости в действующей системе пенсионного обеспечения направлено на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общего пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности; при этом учитываются также и различия в характере труда, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности учреждениях.

Выделение в особую категорию лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, отдельных работников, осуществляющих такую деятельность, фактически основанное на учете специфики выполняемой ими работы и профиля учреждения, само по себе не может расцениваться как нарушение принципа равенства всех перед законом либо как ограничение права граждан на пенсионное обеспечение. Указанная правовая позиция высказана Конституционным Судом Российской Федерации в Определении N 197-О от 18.06.2004 года.

Анализ Единых квалификационных справочников должностей руководителей, специалистов и служащих в разделах "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения", утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 N 541н и Приказом Минздравсоцразвития РФ от 06.11.2009 N 869, Приказа Минздравсоцразвития РФ от 06.08.2007 N 526 "Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей медицинских и фармацевтических работников", Номенклатуры должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утв. Приказом Минздрава РФ от 15.10.1999 N 377, Общесоюзного классификатора. Профессии рабочих, должности служащих и тарифные разряды. 1 86016, утв. Постановлением Госстандарта СССР от 27.08.1986 N 016, Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утв. Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 27.03.1986 N 102/6-142 свидетельствует о том, что должности "..." и "..." являются самостоятельными должностями с индивидуально-определенными трудовыми функциями.

Таким образом, законодатель четко разделяет должности "..." и "..." (которая поименована как в Списке, утвержденном Постановлением № 1066, так и в Списке, утвержденном Постановлением № 781), определяя в результате такого разграничения особенности в пенсионном обеспечении лиц, занимающих указанные должности.

Содержание должностных обязанностей истицы в должности ... определено должностной инструкцией (л.д. 50-51), анализ которой позволяет сделать вывод, что данные обязанности напрямую не связаны с осуществлением лечебной деятельности. В обязанности ... входит осуществление контроля за работой пищеблока госпиталя и соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил работников пищеблока.

С учетом характера выполняемой истицей работы, положений указанных нормативных актов, судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что у Галь Л.И. отсутствует право на зачет в стаж работы в связи с лечебной деятельностью периода работы с 01.11.1999 по 21.12.1999 и 23.12.1999 по 16.01.2001 в должности ....

При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения суда, предусмотренных ст.330 ГПК РФ, как о том ставится вопрос в кассационной жалобе, судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 09 ноября 2011 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Галь Л. И. - без удовлетворения.

Председательствующий-

Судьи-