Судья Огнева С.Б.. Дело № 33-1287 АП/2012 ОПРЕДЕЛЕНИЕ СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ в составе председательствующего Юдина А.В., судей Костенко Е.Л., Машкиной И.М., при секретаре Старцевой Е.В., рассмотрела в судебном заседании 09 апреля 2012 г. дело по апелляционной жалобе Женгилевич М. В. в интересах Медведева А. А. на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 16 января 2012 г., которым Женгилевич М. В. в интересах Медведева А. А. отказано в удовлетворении исковых требований к Агентству Республики Коми по социальному развитию о признании незаконным отказа в предоставлении единовременной денежной выплаты для приобретения жилья, восстановлении в республиканском списке, предоставлении единовременной денежной выплаты для приобретения жилья. Заслушав доклад судьи Машкиной И.М., объяснения истца Женгилевич М.В. и ее представителя Кондратовой И.В. судебная коллегия УСТАНОВИЛА: Женгилевич М.В. обратилась в суд с иском в интересах Медведева А.А. к Агентству Республики Коми по социальному развитию о признании незаконным отказа в предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилья, восстановлении в республиканском списке, предоставлении единовременной денежной выплаты для приобретения жилья. В обоснование требований указала, что приказом Агентства РК по социальному развитию ей было отказано в предоставлении социальной выплаты, Медведев А.А. исключен из Республиканского списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий по данной категории лиц. Данный отказ Женгилевич М.В. считает незаконным. Судом к участию в деле в качестве третьего лица привлечена Администрация МО ГО «Сыктывкар». В судебном заседании истец исковые требования поддержала в полном объеме. Представитель ответчика Агентства Республики Коми по социальному развитию в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась. Представитель третьего лица Администрации МО ГО «Сыктывкар» оставила рассмотрение требований на усмотрение суда. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено при имеющейся явке лиц и судом постановлено приведенное выше решение. В апелляционной жалобе Женгилевич М.В. просит об отмене решения суда как незаконного и необоснованного. Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в жалобе, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в связи с нарушением норм материального права. Отказывая истцу в удовлетворении исковых требований, суд сделал вывод о том, что Медведев А.А. не является, нуждающимся в улучшении жилищных условий, в связи с обеспеченностью жилым помещением с учетом суммы жилых площадей, приходящихся на его долю, в размере ... кв.м. При решении данного вопроса суд руководствовался Правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений в РК, утвержденными Постановлением Совета Министров РК и Совета Коми Республиканской Федерации профсоюзных организаций от 12.03.1993г. № 132, которые предусматривали в качестве основания признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи, независимо от принадлежности жилищного фонда, 7 и менее кв. метров (подп. «а» п.7 Правил), и возможность снятия граждан с учета в случае улучшения жилищных условий, если жилая площадь на каждого члена семьи составляла 9 и более квадратных метров и отпали другие основания для признания нуждающимися в улучшении жилищных условий (п. 22 Правил). С данным выводом судебная коллегия не может согласиться. Судом установлено, что 27 октября 1987 года Женгилевич М.В. поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма на общих основаниях с составом семьи четыре человека. Семья проживала по адресу:Республика Коми, ..., занимая одну комнату №. Затем согласно ордеру № от 27 октября 1995 года, Женгилевич М.В. с семьей, состоящей их четырех человек, предоставлено право на занятие двух комнат № и №, жилой площадью ... кв.м. в ..., .... В ордер включены сама Женгилевич М.В. и трое ее детей: дочь ..., сын ..., сын .... Дочь ... умерла ДД.ММ.ГГГГ. Медведев А.А. является инвалидом с детства, страдает ... заболеванием, нуждается в постоянной посторонней помощи. Решением Эжвинского районного суда Республики Коми от ... года он признан недееспособным. На основании распоряжения Агентства Республики Коми по социальному развитию от 25.01.2010 года № его опекуном назначена Женгилевич М.В. 23.07.1992 года после рождения ребенка-инвалида семья Женгилевич М.В. в составе 4 человека (сама Женгилевич М.В., ее дети ... и ...., а также внук ... дополнительно поставлена в льготную очередь на улучшение жилищных условий по списку инвалидов 1 группы. Основанием постановки семьи на учет является п. 8 «а» Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РК (имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи 7 и менее квадратных метров). 24.02.2011 года Женгилевич М.В. в интересах Медведева А.А. обратилась с заявлением в Агентство РК по социальному развитию о предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения по категории инвалид 1 группы. Приказом Агентства Республики Коми по социальному развитию от 24.03.2011 года № Медведеву А.А. было отказано в предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения, исходя из обеспеченности жилой площадью с учетом суммы площадей в размере 12,9 кв.м. (при норме 9 и более квадратных метров). В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 24.07.2009) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Обеспечение жилыми помещениями инвалидов, вставших на учет до 1 января 2005 г., как следует из части второй названной статьи, финансируется за счет средств федерального бюджета и осуществляется в соответствии с положениями ст. 28.2 Федерального закона N 181-ФЗ, которая в свою очередь предусматривает возможность определения формы реализации данного права нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Согласно ст. 1 Закона Республики Коми от 06.06.2006 № 69-РЗ «О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, относящихся к категориям, установленным статьями 14, 16 и 21 Федерального закона «О ветеранах» и ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», а также граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, относящихся к категориям, установленным статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 Федерального закона «О ветеранах» одной из форм обеспечения жильем граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляемой на основании письменных заявлений граждан, вставших на учет до 1 января 2005 года и относящихся к категориям, установленным статьями 14, 16 и 21 Федерального закона «О ветеранах» и статьей 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», является предоставление в порядке, определенном Правительством Республики Коми, единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения. Пункт 2 Порядка предоставления гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 года, относящимся к категориям, установленным статьями 14, 16 и 21 Федерального закона «О ветеранах» и ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения, утвержденного Постановлением Правительства Республики Коми от 22.03.2010 года № 58, предусмотрено, что единовременные денежные выплаты предоставляются, в том числе инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов. Исходя из вышеприведенных норм следует, что условиями возникновения права на обеспечение единовременной денежной выплатой на приобретение жилого помещения являются: отнесение гражданина к категориям граждан, установленным статьями 14, 16 и 21 Федерального закона "О ветеранах" и статьей 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", постановка в органах местного самоуправления в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года и нуждаемость в улучшении жилищных условий. Предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения является одной из форм обеспечения жильем. Судом установлено, что Медведев А.А. является инвалидом с детства, принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до 1 января 2005 года, до настоящего времени право на получение жилой площади не реализовал. При таком положении заявитель относится к категории граждан, указанных в статье 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", следовательно, на него распространяется правовое регулирование, предусмотренное для данной категории граждан. Граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до предоставления им жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным пп. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 ЖК, а также в случае утраты ими оснований, которые давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Жилые помещения по договорам социального найма таким лицам предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом приведенных в данном абзаце положений ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации". Таким образом, за гражданами, не реализовавшими до 1 марта 2005 г. право на обеспечение жилыми помещениями по договорам социального найма, независимо от времени их принятия на учет после указанной даты это право сохраняется, и жилые помещения по договорам социального найма таким лицам предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации. Исчерпывающий перечень оснований для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий установлен нормами ст. 51 Жилищного кодекса РФ. Согласно п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений (ч. 2 ст. 51 Жилищного кодекса РФ). К членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке (ч. 1 ст. 69 Жилищного кодекса РФ). В силу ч. 4 и 5 ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом. Согласно Решению Совета МО ГО «Сыктывкар» от 28.11.2005 № 20/11-282 учетная норма площади жилого помещения по г. Сыктывкару составляет 10,5 квадратных метров общей площади жилого помещения. Из материалов дела следует, что на момент обращения за получением ЕДВ Медведев А.А. проживал вместе с матерью и братом .... в жилом помещении по ... Кроме того, в данном жилом помещении с момента рождения в качестве члена семьи нанимателя Женгилевич М.В. зарегистрирован ее несовершеннолетний внук ... года рождения, который включен наряду со всеми выше перечисленными лицами в состав одной семьи при постановке последней в очередь на получение жилья. Таким образом, по смыслу жилищного законодательства, перечисленные выше лица, являются членами одной семьи. Медведеву А.А. принадлежит 1/2 доля в праве собственности ..., общей площадью ... кв.м., жилой – 12,6 кв.м. Данное имущество получено Медведевым А.А. на основании свидетельства о праве на наследство. Поскольку Женгилевич М.В., ...., Медведев А.А., .... являются членами семьи, на учете состоит семья из четырех человек, и до настоящего времени не снята, то определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех жилых помещений или их частей, в отношении которых кто-либо из членов семьи обладает самостоятельным правом пользования либо правом собственности, и делиться на количество членов семьи по правилам ч. 2 ст. 51 Жилищного Кодекса РФ. Суммарная площадь всех жилых помещений семьи Медведева А.А. составляет ... кв.м. (общая площадь жилого помещения, расположенного по адресу: ... составляет ... кв.м. и общая площадь 1/2 доли ... составляет ... кв.м.). Следовательно, на каждого из четырех членов семьи приходится по 10,2 кв.м. общей площади жилого помещения, что ниже установленной учетной нормы. В связи с этим основания, которые давали заявителю право на получение жилых помещений по договорам социального найма до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (обеспеченность жилым помещением на одного члена семьи менее учетной нормы), не отпали. Медведев А.А., относится к категории лиц, перечисленных в ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», не реализовал до 1 марта 2005 г. право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма, ранее был законно поставлен на учет в соответствии с действующим жилищным законодательством РСФСР, при выделении семье второй комнаты продолжал быть нуждающимся в улучшении жилищных условий (на каждого члена семьи приходилось 6,2 кв.м. жилой площади), органами местного самоуправления не снимался с данного учета в связи с изменением жилищных условий. Кроме того, самостоятельное проживание Медведева А.А. в жилом помещении по состоянию его здоровья исключается. На момент обращения стороны с заявлением о предоставлении ЕДВ действовали нормы ЖК РФ и иные учетные нормы площади жилого помещения. Исходя из изложенного, суд необоснованно отказал в удовлетворении исковых требований, делая вывод об обеспеченности только Медведева А.А. жилым помещением без учета членов его семьи и руководствуясь приведенными выше Правилами, которые утратили силу. Постановление Совета Министров РК и Совета Коми Республиканской Федерации профсоюзных организаций от 12.03.1993г. № 132 утратило силу в связи с изданием Указа Главы РК от 27.05.1999 № 190, которым утверждены новые Правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений в РК. Данные Правила также не действуют в связи с изданием Указа Главы РК от 10.06.2005 года № 76. При таких обстоятельствах, состоявшееся по делу решение нельзя признать законным и оно подлежит отмене, с принятием по делу нового решения об удовлетворении исковых требований о признании незаконным Приказа Агентства Республики Коми по социальному развитию от 24.03.2011 «Об отказе в предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения Медведеву А.А.», восстановлении Медведева А.А. в Республиканском списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, относящихся к категориям, установленным статьями 14,16 и 21 Федерального закона «О ветеранах» и ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия О П Р Е Д Е Л И Л А: Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 16 января 2012 года отменить, апелляционную жалобу Женгилевич М. В. в интересах Медведева А. А. – удовлетворить. Принять по делу новое решение. Признать Приказ Агентства Республики Коми по социальному развитию от 24.03.2011 № незаконным. Восстановить Медведева А. А. в Республиканском Списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, относящихся к категориям, установленным статьями 14,16 и 21 Федерального закона «О ветеранах» и ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Признать право Медведева А. А. на получение единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения. Председательствующий- Судьи-