ОПРЕДЕЛЕНИЕ Судья Шахтарова С.Н. Дело № 33-1407АП/2012 г. СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ В составе председательствующего Сусловой Н.А. судей Жуковской С.В., Ус Е.А. при секретаре Глобу Н.В. рассмотрела в судебном заседании 19 апреля 2012 года дело по апелляционной жалобе Агентства Республики Коми по социальному развитию на решение Печорского городского суда Республики Коми от 09 февраля 2012 года, по которому признан незаконным приказ Агентства Республики Коми по социальному развитию от ДД.ММ.ГГ. № "Об отказе в предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения Филимоновой Л.С.". Обязано Агентство Республики Коми по социальному развитию восстановить Филимонову Л.С. в республиканском списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, относящихся к категориям, установленным статьями 14,16 и 21 Федерального закона "О ветеранах" и статьей 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", с датой постановки на учет ДД.ММ.ГГ. Заслушав доклад судьи Сусловой Н.А., заключение прокурора Ковригиной О.Н., полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия УСТАНОВИЛА: Печорский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах Филимоновой Л.С. с иском к Государственному бюджетному учреждению Республики Коми "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Печоры", Агентству Республики Коми по социальному развитию о признании незаконным приказа об отказе в предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения, возложении обязанности восстановить истца в республиканском списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. В судебном заседании прокурор и истец на заявленных требованиях настаивали. Представитель ответчика ГУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Печоры" иск не признал. Агентство Республики Коми по социальному развитию и Администрация муниципального района "Печора", привлеченная к участию в деле в качестве третьего лица, в судебное заседание своих представителей не направили, заявив о рассмотрении дела в свое отсутствие. В письменном отзыве Агентство иск не признало. Администрация муниципального района "Печора" в представленном суду отзыве полагала заявленные требования подлежащими удовлетворению. Судом постановлено приведенное выше решение. В апелляционной жалобе Агентство Республики Коми по социальному развитию не согласно с решением суда и просит его отменить в связи с нарушением норм материального права. Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда по доводам жалобы. Филимонова Л.С. является инвалидом ... бессрочно. Постановлением главы МО "Город Печора и подчиненная ему территория" от ДД.ММ.ГГ. № Филимонова Л.С. принята на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в льготную очередь "Инвалиды ..." составом семьи ... с ДД.ММ.ГГ.. Основание постановки на учет: пп. "б" п.8 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Республике Коми, утвержденных Указом Главы Республики Коми от 27.05.1999 № 190, - проживание в жилом помещении, не отвечающем установленным санитарным нормам и требованиям. Филимонова Л.С. зарегистрирована по месту жительства по адресу: ... Указанное жилое помещение принадлежит на праве собственности Филимоновой Л.С. на основании свидетельства о праве на наследство по закону, выданного нотариусом Печорского нотариального округа РК ... ДД.ММ.ГГ. Согласно акту городской межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГ. № жилой дом ... является аварийным и подлежит сносу. Постановлением главы администрации муниципального района "Печора" от ДД.ММ.ГГ. № Филимоновой Л.С. разрешен снос индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: .... Судом установлено, что Филимоновой Л.С. принадлежит также на праве собственности квартира ... на основании постановления о бесхозном жилом фонде, что подтверждается регистрационным удостоверением от ДД.ММ.ГГ. Согласно акту городской межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГ. жилой дом ... является аварийным и подлежит сносу. ДД.ММ.ГГ. Филимонова Л.С. обратилась в Агентство Республики Коми по социальному развитию с заявлением о предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения. Приказом Агентства Республики Коми по социальному развитию № от ДД.ММ.ГГ. Филимоновой Л.С. отказано в предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения. Из приказа следует, что представленные истцом документы не подтверждают ее право на получение ЕДВ; в настоящее время нуждаемость Филимоновой Л.С. определяется статьей 51 Жилищного кодекса РФ. Данным приказом Филимонова Л.С. исключена из Республиканского списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, относящихся к категориям, установленным статьями 14, 16 и 21 Федерального закона "О ветеранах" и статьей 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Полагая право Филимоновой Л.С. на получение единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения нарушенным, Печорский межрайонный прокурор обратился в суд с настоящим заявлением в порядке статьи 45 ГПК РФ. Удовлетворяя заявленные прокурором требования, суд исходил из того, что истец является инвалидом, признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, сохранила право на получение жилого помещения, поэтому незаконно исключена из республиканского списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, относящихся к категориям, установленным статьями 14, 16 и 21 Федерального закона "О ветеранах" и ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Данный вывод суда соответствует требованиям закона и основан на исследованных в судебном заседании доказательствах. В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона. Статьей 28.2 указанного Закона установлено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации. Согласно ч.11 ст.28.2 указанного Федерального закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки. Законом Республики Коми от 7 декабря 2011 года N 147-РЗ "О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан" с 1 января 2012 года органы местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов (городских округов) в Республике Коми наделены государственными полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем следующих категорий граждан, установленных федеральными законами от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" и от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, в том числе, инвалидов. В соответствии с ч.2 ст.1 Закона РК от 07.12.2011 № 147-РЗ предоставление гражданам, указанным в части 1 настоящей статьи, мер социальной поддержки по обеспечению жильем осуществляется органами местного самоуправления путем предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения. Агентство Республики Коми по социальному развитию является органом исполнительной власти Республики Коми, осуществляющим контроль за исполнением переданных органам местного самоуправления государственных полномочий (ст.2 указанного Закона). 05.04.2012 Правительством Республики Коми принято Постановление № 121 "О мерах по реализации Закона Республики Коми "О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан" и о внесении изменений в постановление Правительства Республики Коми от 22 марта 2010 г. № 58 "О мерах по реализации Закона Республики Коми "О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан", которым утверждены Порядок и условия предоставления органами местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов (городских округов) в Республике Коми гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до 1 января 2005 года, относящимся к категориям, установленным статьей 1 Закона Республики Коми "О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан", единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения согласно приложению № 1. Указанное Постановление вступает в силу по истечении десяти дней после официального опубликования (опубликовано в газете "Республика" 14.04.2012) и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2012 года. Таким образом, на момент рассмотрения дела судом первой инстанции приведенные выше изменения названного нормативного акта не вступили в силу, нарушения охраняемых законом прав истца имели место при действии Закона Республики Коми от 06.10.2006 № 69-РЗ "О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан", действовавшего до вступления в силу Закона РК от 07.12.2011 № 147-РЗ, в связи с чем судебная коллегия считает правильным вывод суда о возложении обязанности на Агентство Республики Коми по социальному развитию по восстановлению Филимоновой Л. С. в республиканском списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, относящихся к категориям, установленным статьями 14,16 и 21 Федерального закона "О ветеранах" и статьей 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", с датой постановки на учет ДД.ММ.ГГ. Так, в соответствии с пунктом 1 части 1 Закона Республики Коми № 69-РЗ (ред. от 12.02.2010) формой обеспечения жильем граждан, вставших на учет до 1 января 2005 года и относящихся к категориям, установленным статьями 14,16 и 21 Федерального закона "О ветеранах" и статьей 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" являлось предоставление в порядке, определенном Правительством Республики Коми, единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения. Постановлением Правительства Республики Коми от 22 марта 2010 г. № 58 утвержден Порядок предоставления гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 года, относящимся к категориям, установленным статьями 14,16 и 21 Федерального закона "О ветеранах" и статьей 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения. Уполномоченным органом исполнительной власти Республики Коми по предоставлению в порядке, определенном федеральным законодательством, отдельным категориям граждан, нуждающимся в улучшении жилищных условий, социальных выплат являлось Агентство Республики Коми по социальному развитию. В соответствии с Порядком единовременные денежные выплаты предоставляются инвалидам. Предоставление гражданам единовременных денежных выплат осуществляется в порядке очередности в соответствии с республиканским списком. Республиканский список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, относящихся к категориям, установленным статьями 1, 16 и 21 Федерального закона "О ветеранах" и статьей 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", формировался Агентством Республики Коми по социальному развитию по дате постановки граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах местного самоуправления на основании списков, представляемых органами местного самоуправления. Судом установлено, что на момент постановки на учет нуждающейся в жилом помещении Филимонова Л.С. проживала в ветхом доме, списанном, неблагоустроенном, с печным отоплением, что подтверждается актом обследования жилищно-бытовых условий заявителя от ДД.ММ.ГГ., справками администрации ... сельсовета от ДД.ММ.ГГ., от ДД.ММ.ГГ.. Согласно договорам краткосрочного коммерческого найма жилого помещения, заключенным ООО "..." и Филимоновой Л.С., ей передано за плату во временное владение и пользование жилое помещение по адресу: ... С учетом указанных обстоятельств, применительно к положениям статей пункта 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации и части 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" суд пришел к правильному выводу, что за истцом сохранилось право состоять на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, правовых оснований для исключения Филимоновой Л.С. из очереди на получение жилья не имелось. Исходя из анализа вышеуказанных норм закона и установленных обстоятельств по делу, суд первой инстанции при разрешении спора пришел к правильному выводу о том, что истец, обладающая определенным статусом (является инвалидом), поставлена на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005, жильем в установленном законом порядке не обеспечена, следовательно, имеет право на улучшение жилищных условий посредством получения единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения. Доказательств того, что ответчиком истцу предоставлено жилое помещение, отвечающее установленным законом требованиям, не представлено. В связи с этим суд обоснованно признал соответствующее решение Агентства Республики Коми по социальному развитию незаконным и обязал данного ответчика восстановить Филимонову Л.С. в республиканском списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, относящихся к категориям, установленным статьями 14,16 и 21 Федерального закона "О ветеранах" и статьей 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", с датой первоначальной постановки на учет, т.е. ДД.ММ.ГГ. Доводы апелляционной жалобы, как и позиция ответчика при рассмотрении дела судом первой инстанции, сводятся к отсутствию у Агентства Республики Коми по социальному развитию обязанности по обеспечению истца жилым помещением. Так, по мнению заявителя, вопросы нуждаемости истца в предоставлении жилого помещения и о предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения должны разрешаться в соответствии с Жилищным кодексом РФ. Данный довод судебная коллегия признает несостоятельными, основанным на неправильном определении заявителем закона, подлежащего применению к спорным правоотношениям, поскольку право выбора основания, по которому возможно предоставление жилья, принадлежит истцу. Доводы апелляционной жалобы фактически повторяют доводы, изложенные ответчиком в ходе судебного разбирательства, которые получили оценку в решении суда, с которой судебная коллегия соглашается. Каких-либо доводов, опровергающих постановленное решение, апелляционная жалоба не содержит. Обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом полно и правильно. Нормы материального права применены верно. Нарушений норм процессуального права, которые влекут отмену решения, не допущено. Выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела. Судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда по доводам кассационной жалобы. На основании ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия, ОПРЕДЕЛИЛА: Решение Печорского городского суда Республики Коми от 09 февраля 2012 года оставить без изменения, кассационную жалобу Агентства Республики Коми по социальному развитию - без удовлетворения. Председательствующий Судьи