Судья Диатроптов Д.Б. Дело № 33-1480АП/2012 ОПРЕДЕЛЕНИЕ СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ в составе председательствующего Юдина А.В., судей Голикова А.А., Тебеньковой Л.Г., при секретаре Старцевой Е.В., рассмотрев в судебном заседании 23 апреля 2012 года дело по апелляционной жалобе Государственного бюджетного учреждения Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Троицко-Печорского района» на решение Троицко-Печорского районного суда от 23 декабря 2012 года, по которому иск удовлетворен. ГБУ РК «ЦСЗН Троицко-Печорского района» обязано предоставить Михайловой М.И. меры социальной поддержки, предусмотренные частью 1(1) статьи 18 Закона Республики Коми «О социальной поддержке населения в Республике Коми» с 01.01.2011. Заслушав доклад судьи Юдина А.В., судебная коллегия УСТАНОВИЛА: Михайлова М.И. обратилась в суд с иском к Государственному бюджетному учреждению Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Троицко-Печорского района» о присуждении к обязанности предоставить меры социальной поддержки в виде оплаты за счет средств республиканского бюджета жилищно-коммунальных услуг, предусмотренных для педагогических работников образовательных учреждений, прекративших педагогическую деятельность после назначения им пенсии. В обоснование иска Михайлова М.И. указала, что работала воспитателем в дошкольных воспитательных учреждениях, является получателем пенсии и имеет необходимый педагогический стаж для получения мер социальной поддержки. До 01.01.2011 меры социальной поддержки ей предоставлялись, однако после указанной даты ввиду отсутствия необходимого стажа педагогической деятельности их предоставления прекращено. Полагает, что содержащиеся в трудовой книжке сведения о ее работе в должности медсестры детского сада не соответствуют характеру ее работы, поскольку она выполняла функции воспитателя, поэтому право на меры социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг у нее имеется. В судебном заседании истец на удовлетворении иска настаивала. Представитель ответчика с требованиями иска не согласилась, пояснив, что для предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг необходим стаж работы в должности педагогического работника не менее 10 лет, однако у истца при рассмотрении ее личного дела было установлено отсутствие необходимого стажа, поскольку период ее работы в должности медицинской сестры не подлежит зачету. Суд постановил приведенное выше решение. В апелляционной жалобе Государственного бюджетного учреждения Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Троицко-Печорпского района» ставится вопрос об отмене судебного решения как постановленного с нарушением норм материального и процессуального права при неправильным определении юридически значимых обстоятельств. Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда по доводам жалобы. Как установлено судом и следует из трудовой книжки истца, с ...1977 по ...1992 Михайлова М.И. работала медсестрой деткомбината ... леспромхоза; с ...1993 по ....1993 – воспитателем деткомбината ... леспромхоза; с ....1993 по ....1993 – воспитателем ... ясли-сада № ...; с ...1995 по ....1995 – воспитателем ясли-сада № ... п. .... Стаж работы в должности воспитателя согласно записям в трудовой книжке составляет менее одного года. В силу пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании» пенсионеры и педагогические работники образовательных учреждений имеют право на компенсации расходов на оплату жилых помещений. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Таким образом, Закон Российской Федерации «Об образовании» ограничений в отношении педагогических работников образовательных учреждений не содержит и не наделяет органы власти субъектов Российской Федерации правом устанавливать категории учреждений и должностей, работа в которых дает право на меры социальной поддержки. По характеру выполняемых функций и специфике работы детские комбинаты относятся к детским дошкольным образовательным учреждениям, что соответствует требованиям Закона РФ «Об образовании», которым не определено различие в условиях и характере профессиональной деятельности образовательного учреждения. На региональном уровне правовые гарантии социальной защиты отдельных категорий населения, проживающих в Республике Коми, в том числе дополнительные к установленным законодательством Российской Федерации, установлены Законом Республики Коми от 12.11.2004 № 55-РЗ «О социальной поддержке населения в Республике Коми». Частью 1(1) статьей 18 данного Закона меры социальной поддержки в виде оплаты в размере 100 процентов за пользование жилым помещением, содержание и ремонт жилого помещения, коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению, газоснабжению, электроснабжению и отоплению (теплоснабжению) в домах независимо от вида жилищного фонда предусмотрены педагогическим работникам государственных образовательных учреждений Республики Коми и муниципальных образовательных учреждений в Республике Коми, работающим и проживающим в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, прекратившим педагогическую деятельность после назначения им пенсии (независимо от вида пенсии), имеющим стаж работы не менее 10 лет в образовательных учреждениях, расположенных в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, и имеющим на день назначения пенсии право на указанные меры социальной поддержки. Решением Совета муниципального района «Троицко-Печорский» от 09.03.2007 № ... педагогическим работникам муниципальных образовательных учреждений, проживающим в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, вышедшим на пенсию и имеющим стаж работы не менее 10 лет в соответствующих учреждениях, предусмотрены меры социальной поддержки в виде бесплатной жилой площади с отоплением и освещением. Удовлетворяя требования иска, суд, руководствуясь вышеуказанными положениями закона, пришел к выводу о том, что истец имеет право на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг. Приходя к такому выводу, суд правильно установил юридически значимые обстоятельства по делу, касающиеся наличия у истца необходимого стажа в качестве воспитателя детского дошкольного учреждения, при этом исследовал и дал надлежащую оценку представленным доказательствам, в том числе показаниям допрошенных свидетелей Г. и М., работавших в деткомбинате ... леспромхоза одновременно с истцом, а также архивным данным, представленным администрацией МР «Троицко-Печорский» по расчетным ведомостям начисления заработной платы личному составу ... леспромхоза за 1977-1986 г. и с 1986 по 1993 г., штатным расписаниям деткомбината п. ... Суд апелляционной инстанции в целом соглашается с выводом суда, находит его обоснованным, постановленным с соблюдением норм действующего законодательства, на основании надлежащей оценки представленных доказательств, соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. В апелляционной жалобе ответчик приводит доводы об отсутствии в Перечне должностей, утвержденных приказом Министерство образования РФ от 07.12.2000 № 3570 должности медицинской сестры, что, по его мнению, влечет отсутствие у истца права на меры соцподдержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг как педагогическому работнику муниципального образования. Между тем, действующее законодательство, а именно ст. 55 Закона РФ «Об образовании» предусматривает право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам, общеобразовательных учреждений всех типов в сельской местности, а также этой же категории граждан, перешедших на пенсию. Законодателем Республики Коми ограничения в предоставлении мер социальной поддержки, вышедшим на пенсию педагогическим работникам по оплате жилого помещения в зависимости от наименования должности и вида образовательного учреждения также не установлены. Таким образом, как на федеральном, так и на региональном уровне норма, дифференцированно устанавливающая меры социальной поддержки, вышедшим на пенсию педагогам, в зависимости от вида общеобразовательного учреждения и занимаемой должности, отсутствует. Педагогические работники, вышедшие на пенсию и проживающие в сельской местности, имеющие стаж работы в дошкольных учреждениях всех типов, в полной мере пользуются правом на указанную льготу. Иное означало бы нарушение установленного законом принципа равенства прав и верховенства закона. Кроме того, судом на основании совокупности собранных по делу доказательств установлено наличие необходимого педагогического стажа истца с учетом сведений о периодах ее работы в должности медицинской сестры, медсестры-воспитателя и воспитателя, при этом, для определения стажа судом в расчет принимался только тот период ее работы в должности медицинской сестрой, который по характеру выполняемых истцом функций свидетельствовал о выполнении ею функций воспитателя, с учетом того, что в впоследствии указанная должность была переименована на должность «медсестра-воспитатель». Доводы жалобы о том, что истец в настоящее время уже получает меры социальной поддержки по категории «инвалиды», также не влечет отмену судебного решения. В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам предоставляется скидка не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению. В случаях, если другими правовыми актами для инвалидов предусмотрены нормы, повышающие по сравнению с настоящим Федеральным законом уровень социальной защиты инвалидов, применяются положения этих правовых актов. Если инвалид имеет право на одну и ту же меру социальной защиты по настоящему Федеральному закону и одновременно по другому правовому акту, мера социальной защиты предоставляется либо по настоящему Федеральному закону, либо по другому правовому акту (ст. 31 Федерального закона № 181-ФЗ). Положениями ч. 2 ст. 1 Закона № 55-РЗ также оговорено, что при наличии у лиц, перечисленных в настоящем Законе, права на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям, установленным законами Российской Федерации, федеральными законами и настоящим Законом, социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору указанных лиц, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом. Таким образом, истец вправе выбрать меру социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг как педагогический работник, установленную Законом РФ «Об образовании», обеспечивающую по сравнению со ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» более высокий уровень социальной поддержки. Доводы ответчика в жалобе об отсутствии документов, подтверждающих педагогическую деятельность Михайловой М.И. и необоснованность установления судом педагогического стажа истца на основании свидетельских показаний, несостоятелен. Запрет на подтверждение характера работы свидетельскими показаниями при решении вопроса о праве на меры социальной поддержки федеральное и региональное законодательство Республики Коми не содержат. С учетом изложенного, постановленное по делу решение является законным и обоснованным. Обстоятельства, имеющие значение для дела судом установлены полно и правильно. Нарушений норм процессуального права при рассмотрении дела судом не допущено. Оснований, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения суда не установлено. Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: Решение Троицко-Печорского городского суда от 23 декабря 2011 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного бюджетного учреждения Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Троицко-Печорского района» - без удовлетворения. Председательствующий Судьи