СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ в составе председательствующего Тепляковой Е.Л., судей Алексеевой С.Ф., Жуковской С.В., при секретаре Каневой Н.В., рассмотрела в судебном заседании 3 мая 2012 года дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Ухте Республики Коми на решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 21 февраля 2012 года, по которому признано незаконным решение Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда РФ в городе Ухта Республики Коми от ... года об отказе Белохину М.Б, перерасчете страховой части пенсии; Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в городе Ухта Республики Коми обязано произвести перерасчет страховой части пенсии Белохина М.Б. с применением повышенного отношения заработков в размере ... с ... года. Заслушав доклад судьи Тепляковой Е.Л., судебная коллегия УСТАНОВИЛА: Белохин М.Б. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Ухте Республики Коми о признании незаконным отказа в перерасчете пенсии с повышенным отношением заработков, обязании произвести перерасчёт пенсии с применением повышенного отношения заработков в размере ..., указав в обоснование требований, что в период работы в ... выезжал на строительство ... ... в город Новый Уренгой, где к заработной плате начислялся повышенный районный коэффициент по сравнению с районным коэффициентом в городе Ухте. В судебном заседании истец на иске настаивал. Ответчик в суд не явился, и дело рассмотрено в его отсутствие согласно заявлению об этом. Суд принял приведенное выше решение. В апелляционной жалобе Государственное учреждение -Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Ухте Республики Коми не согласно с решением суда и просит его отменить в связи с неправильным применением норм материального права. Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям. Судом установлено и подтверждается материалами дела, что с ... года Белохин М.Б., ... года рождения, является получателем трудовой пенсии по старости на основании подп.6 п.1 ст.28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ. Расчетный размер пенсии истца определен ответчиком из заработка за период работы с ... ... года по ... года, при этом отношение среднемесячного заработка истца к среднемесячной заработной плате в стране учтено в размере ... как лицу, проживающему на ... года в местности, приравненной к районам Крайнего Севера (город Ухта, Республики Коми) с централизованно установленным районным коэффициентом для непроизводственных отраслей -... В ... года Белохин М.Б. обратился к ответчику с заявлением о перерасчете пенсии с применением повышенного отношения заработков в связи с работой в районе Крайнего Севера городе Новый Уренгой, где к его заработной плате был применен повышенный районный коэффициент. Письмом Государственного учреждения -Управление Пенсионного фонда Российской федерации по городу Ухте Республики Коми от ... года №... в перерасчёте страховой части пенсии истцу отказано в связи с отсутствием документального подтверждения факта работы в районе Крайнего Севера (л.д.20). Разрешая спор, суд со ссылкой на п.2 ст.30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и п.4 разъяснения Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 22 апреля 2003 года №3 «О порядке применения пункта 2 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в части определения повышенного отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также за пределами этих районов и местностей», утвержденного постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 22 апреля 2003 года №22, пришел к выводу о незаконности отказа пенсионного органа произвести перерасчет пенсии истца с применением повышенного отношения заработков ..., так как в период с ... года по ... года согласно представленным лицевым счетам Белохин М.Б. работал в районе Крайнего Севера, где к заработной плате применялся повышенный по сравнению с Ухтой районный коэффициент. Однако, с выводом суда согласиться нельзя, так как он сделан с нарушением норм материального права. Статьей 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) установлено, что в связи с введением в действие настоящего Федерального закона осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал по определенной формуле, одним из показателей которой является расчетный размер трудовой пенсии, определяемый для застрахованных лиц в соответствии с пунктом 2 статьи 30 указанного Закона. В соответствии с п.2 ст.30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» для определения расчетного размера трудовой пенсии учитывается, среди прочего, среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами; отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации учитывается в размере не свыше 1,2. Для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (пункт 2 статьи 28 настоящего Федерального закона), в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации учитывается в следующих размерах: не свыше 1,4 - для лиц, проживающих в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере до 1,5; не свыше 1,7 - для лиц, проживающих в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,5 до 1,8; не свыше 1,9 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,8 и выше. Во всех случаях учета отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) в повышенном размере применяется районный коэффициент, установленный органами государственной власти СССР или федеральными органами государственной власти. При этом, если установлены разные районные коэффициенты к заработной плате, учитывается коэффициент к заработной плате, установленный в данных районе или местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей. Лицам, указанным в абзаце первом подпункта 6 пункта 1 статьи 28 настоящего Федерального закона, отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации учитывается в указанных выше размерах независимо от места жительства этих лиц за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 22 апреля 2003 года № 22 утверждено по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации разъяснение «О порядке применения пункта 2 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в части определения повышенного отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также за пределами этих районов и местностей» от 22 апреля 2003 года №3. В соответствии с пунктом 3 указанного разъяснения лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях по состоянию на 1 января 2002 г., повышенное отношение заработков определяется в зависимости от размера районного коэффициента, установленного к заработной плате работников в том районе или местности, где проживают соответствующие лица. В силу пункта 4 разъяснения №3 от 22 апреля 2003 года лицам, по состоянию на 1 января 2002 г. проживающим за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также за пределами территории Российской Федерации, повышенное отношение заработков определяется на основании сведений о заработке за периоды, предусмотренные пунктом 2 статьи 30 Закона от 17 декабря 2001 г., т.е. за 2000 - 2001 гг. либо за любые 60 месяцев подряд до 1 января 2002 г., включающие периоды работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. При этом в состав заработка, приходящегося на эти периоды, должны входить выплаты по районному коэффициенту за периоды работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях продолжительностью не менее одного полного месяца. В случаях, когда представлен заработок с различными по размеру районными коэффициентами, для определения размера повышенного отношения заработков учитывается последний по времени получения районный коэффициент, начисленный к представленной заработной плате в период работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. В случаях, когда в справке о заработке отсутствуют сведения о размере начисленного районного коэффициента, по желанию лица, подтвержденного письменным заявлением, повышенное отношение заработков устанавливается на основании сведений о размере непроизводственного районного коэффициента, установленного в том районе Крайнего Севера и приравненной к нему местности, где протекала трудовая деятельность лица, продолжительностью не менее одного полного месяца. При этом, если трудовая деятельность не менее указанной продолжительности имела место в нескольких районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, то в учитываемом периоде принимается во внимание размер непроизводственного районного коэффициента по району или местности последней работы, приходящийся на этот период. Таким образом, из анализа пункта 4 разъяснения №3 следует, что его положения распространяются на лиц, по состоянию на 1 января 2002 года проживающих за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также за пределами территории Российской Федерации, и для определения повышенного отношения заработков таким лицам их работа в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях продолжительностью не менее одного полного месяца с выплатой районного коэффициента должна иметь место в течение периода, предусмотренного пунктом 2 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ, подтвержденного справками о работе. Пунктом 5 разъяснения предусмотрено, что по желанию лиц, указанных в пункте 3 данного разъяснения, повышенное отношение заработков может определяться в порядке, указанном в пункте 4 разъяснения, если они достигли необходимого возраста (мужчины - 55 лет, женщины - 50 лет), проработали по состоянию на 1 января 2002 г. не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют на указанную дату страховой стаж, соответственно, не менее 25 и 20 лет. Истец на ... года и по настоящее время проживает в городе Ухте – местности, приравненной к районам Крайнего Севера; по сведениям, имеющимся в пенсионном деле Белохина М.Б., на ... года его стаж работы в районах Крайнего Севера составлял ... лет ... месяцев ... день, а в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - ... лет ... месяца ... дней, общий трудовой стаж – ... года ... месяцев ... дней, то есть истец на ... года не имел предусмотренного пунктом 5 разъяснения №3 стажа для определения повышенного отношения заработков в порядке, предусмотренном пунктом 4 разъяснения. Кроме того, расчетный размер пенсии истца определен из заработка за период с ... года по ... года; в этот период согласно выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица истец работал в ОАО «...» и в ООО «...» в городе Ухте. Согласно информационному письму Департамента по вопросам пенсионного обеспечения Минтруда России от 9 июня 2003 года № 1199-16, Департамента доходов населения и уровня жизни Минтруда России от 19 мая 2003 года № 670-9, Пенсионного фонда Российской Федерации от 9 июня 2003 года № 25-23/5995 Ухта и подчиненные его администрации населенные пункты, Усинск и подчиненные его администрации населенные пункты отнесены к районам, где к заработной плате работников непроизводственных отраслей применяется районный коэффициент в размере .... Указанный истцом период ....г., когда истец, по его утверждению, работал в городе Новый Уренгой, где к заработной плате работников непроизводственных отраслей применяется районный коэффициент ..., не входит в период, за который учитывался заработок истца для определения размера пенсии. Данных, свидетельствующих о том, что истец желает произвести корректировку сведений о заработке с применением заработка за ... месяцев подряд до ... года так, чтобы в этот период в заработок входили выплаты по районному коэффициенту за периоды работы в районах, где применялся повышенный районный коэффициент, в материалах дела не имеется. С учетом изложенного у суда отсутствовали основания для вывода о возможности определения повышенного отношения заработков по месту работы истца в ... г.г. При таких обстоятельствах, размер пенсии истца обоснованно был установлен пенсионным органом с применением отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) ... установленного для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере до .... С учетом изложенного решение суда как принятое с нарушением норм материального права не может быть признано законным и подлежит отмене. Учитывая, что по делу не требуется выяснения новых обстоятельств, имеющих значение, и их доказывания, судебная коллегия на основании п.2 ст.328 ГПК РФ считает возможным принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ судебная коллегия О П Р Е Д Е Л И ЛА : Решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 21 февраля 2012 года отменить. Принять по делу новое решение об отказе Белохину М.Б, в удовлетворении исковых требований к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Ухте Республики Коми о признании незаконным отказа в перерасчете пенсии с повышенным отношением заработков и обязании произвести перерасчёт пенсии с применением повышенного отношения заработков в размере .... Председательствующий: Судьи: