№ 33-1611/2012, о включении материального стимулирования в средний заработок



Судья Маркова Г.Н. Дело № 33-1611АП/2012 г.

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Семенчиной Л.А.,

судей Архаровой Л.В., Захваткина И.В.,

при секретаре Шелеповой Н.В.,

рассмотрев в судебном заседании 03 мая 2012 года дело по апелляционной жалобе ГУ - Региональное отделение Фонда социального страхования РФ по Республике Коми на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 11 января 2012 года, которым ИФНС России по г. Сыктывкару обязана произвести перерасчет Дымовой Ю.О. пособия по беременности и родам за период с ... года по ..., пособия по уходу за ребенком за период с ... года по ... года, включив в расчет среднего заработка для исчисления пособия выплаты материального стимулирования, предусмотренные постановлением Правительства РФ от 25 сентября 2007 года № 611, приказом Министерства финансов РФ от 17 октября 2007 года № 90н, единовременные премии и единовременные поощрения, предусмотренные Положением о премировании, суммы материальной помощи, предусмотренные Положением об оказании материальной помощи, единовременные выплаты и материальную помощь при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска; в иске Дымовой Ю.О. к ГУ - Региональное отделение Фонда социального страхования РФ по Республике Коми о возмещении расходов ИФНС России по г. Сыктывкару при осуществлении перерасчета отказано,

заслушав доклад судьи Захваткина И.В., объяснения представителя ответчика ГУ - Региональное отделение Фонда социального страхования РФ по Республике Коми Смирновой Н.Г., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Дымова Ю.О. обратилась в суд с исковыми требованиями об обязании инспекции ФНС России по г. Сыктывкару произвести перерасчет сумм пособия по временной нетрудоспособности по беременности и родам за период с ... года по ..., пособия по уходу за ребенком за период с ... года по ..., включив в расчет среднего заработка суммы материального стимулирования, единовременных премий и поощрений, материальной помощи, в том числе выплаченных при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска; об обязании ГУ региональное отделение Фонда социального страхования РФ по Республике Коми возместить расходы инспекции ФНС России по г. Сыктывкару на осуществление перерасчета.

В судебном заседании истица подержала заявленные требования.

Представитель ответчика ГУ - Региональное отделение Фонда социального страхования РФ по Республике Коми иск не признал, указав, что Фонд не является надлежащим ответчиком.

Представитель инспекции ФНС России по г. Сыктывкару в судебном заседании не участвовал, возражений по иску не представил.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие данного ответчика и принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Фонд социального страхования РФ по Республике Коми просит решение суда отменить, указав о неверном применении судом норм материального права.

Проверив законность и обоснованность решения суда, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Из материалов дела следует, что инспекцией ФНС России по г. Сыктывкару не были включены в средний заработок истицы для расчета пособий по беременности и родам и по уходу за ребенком суммы материального стимулирования, единовременных премий и поощрений, материальной помощи, в том числе выплачиваемых также при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.

Согласно статьи 14 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» (в редакции, действующей в оспариваемый период) пособие по беременности и родам исчисляется исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступлению отпуска по беременности и родам. При этом в заработок, исходя из которого исчисляется пособие по беременности и родам, включаются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, учитываемые при определении налоговой базы по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования Российской Федерации, в соответствии с главой 24 части второй Налогового кодекса РФ.

В таком же порядке с 01 января 2007 года производилось исчисление среднего заработка при назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком (Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2006 года № 870 «Об исчислении среднего заработка (дохода) при назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию»).

В силу пункта 2 «Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию», утвержденного постановлением Правительства РФ от 15 июня 2007 года № 375 (в редакции, действовавшей до 01 января 2010 года), в заработок, исходя из которого исчисляются пособия, включаются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, учитываемые при определении налоговой базы по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с главой 24 части второй Налогового кодекса РФ.

Подпункты «д», «к», «л» пункта 2 указанного Положения к данным выплатам относят денежное содержание (вознаграждение), начисленное за отработанное время лицам, замещающим должности государственной гражданской службы и государственные должности Российской Федерации; премии и вознаграждения, включая вознаграждение по итогам работы за год и единовременное вознаграждение за выслугу лет; другие предусмотренные системой оплаты труда виды выплат.

Спорные суммы входят в систему оплаты труда истицы, что подтверждается нормами статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и постановлением Правительства РФ от 25 сентября 2007 года № 611 «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти», указывающим, что материальное стимулирование выплачивается в виде премий в зависимости от качества работы.

Нормы главы 24 Налогового кодекса РФ, на которые указывается в статье 14 Закона «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию», не предусматривали исключений спорных выплат из состава сумм, подлежащих налогообложению.

Ответчиком в жалобе указано, что спорные выплаты не подлежат включению в средний заработок для начисления указанных пособий, так как в соответствии с пунктом 4 «Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию», утвержденного постановлением Правительства РФ от 15 июня 2007 года № 375, в заработок, исходя из которого исчисляются пособия, не включаются выплаты социального характера и иные выплаты, не относящиеся к оплате труда (материальная помощь, оплата стоимости питания, проезда, обучения, коммунальных услуг, отдыха и др.), а в соответствии с «Порядком осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов федеральной налоговой службы», утвержденным приказом Минфина России от 17 октября 2007 года № 90н, суммы материального стимулирования не входят в состав денежного содержания.

Указанные доводы основаны на неверном толковании норм права и не могут быть приняты во внимание.

Положение от 15 июня 2007 года № 375, на которое ссылается ответчик, указывает о выплатах социального характера, которые не относятся к оплате труда.

Как указано выше, спорные выплаты входят в систему оплаты труда и подлежат включению в расчет заработка для исчисления пособий.

Специальным нормативным актом, предусматривающим исчисление среднего заработка истице для выплаты пособий, является норма статьи 14 Закона № 255-ФЗ, указывающей обо всех выплатах, предусмотренных системой оплаты труда.

Состав денежного содержания и система оплаты труда не являются тождественными понятиями, что подтверждается пунктом 10 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», согласно которому в систему оплаты труда гражданского служащего кроме денежного содержания входят и иные выплаты, предусмотренные соответствующими законами и иными нормативными правовыми актами.

Таким нормативным актом является постановление Правительства РФ от 25 сентября 2007 года № 611 «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти».

В связи с изложенным, разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил правильное по существу решение, отвечающее нормам материального права.

Решение является законным и обоснованным, оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 11 января 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ГУ - Региональное отделение Фонда социального страхования РФ по Республике Коми - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи