33-1650/2012 служба в армии включена в спецстаж



Судья Екимова Н.И. Дело № 33-1650АП/2012

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Семенчиной Л.А.,

судей Алексеевой С.Ф., Захваткина И.В.,

при секретаре Шелеповой Н.В.

рассмотрела в судебном заседании 10 мая 2012 года

дело по апелляционной жалобе ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Воркута Республики Коми на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 20 февраля 2012 года, по которому

возложена обязанность на Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в городе Воркуте Республики Коми зачесть период прохождения службы в Вооруженных силах СССР Ивахненко В.Н. с 14 ноября 1978 года по 18 октября 1980 года в стаж работы, дающий право на назначение пенсии в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

возложена обязанность на Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в городе Воркуте Республики Коми произвести перерасчет пенсии Ивахненко В.Н. с 21 июля 2005 года с учетом включения в специальный стаж работы, дающей право на назначение пенсии в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», службы в Вооруженных Силах СССР и выплатить недоплату пенсии с 21 июля 2005 года с учетом индексации на индексы роста потребительских цен по Республике Коми;

взысканы с Государственного Учреждения – Управление Пенсионного фонда РФ в городе Воркуте Республики Коми в пользу Ивахненко В.Н. судебные расходы в размере ... рублей;

взыскана с Государственного Учреждения – Управление Пенсионного фонда РФ в городе Воркуте Республики Коми государственная пошлина в бюджет муниципального образования городского округа «Воркута» в размере 200 рублей.

Заслушав доклад судьи Алексеевой С.Ф., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Ивахненко В.Н. обратился в суд с иском к ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в городе Воркуте Республики Коми о возложении обязанности зачесть периоды военной службы в Вооруженных Силах с 14 ноября 1978 года по 18 октября 1980 года в специальный стаж работы, обязать произвести перерасчет пенсии с 21 июля 2005 года с установлением стажевого коэффициента 0,63 и выплатить недоплату пенсии с 21 июля 2005 года по день принятия решения суда с учетом индексации.

Стороны участия в судебном заседании не принимали. Представитель истца в судебном заседании требования иска уточнила, просила возложить обязанность на ответчика произвести перерасчет размера пенсии и выплатить недоплату пенсии с учетом стажевого коэффициента 0,63 с 21 июля 2005 года по день рассмотрения иска в суде с учетом индексации.

Суд постановил указанное выше решение.

В апелляционной жалобе ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Воркута РК просит отменить решение суда в связи с нарушением норм материального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для её удовлетворения и отмены решения суда.

Как следует из материалов дела, Ивахненко В.Н. является получателем пенсии с 27 февраля 2002 года в соответствии с пп.1 п.1 ст.27 и ст.28.1 Закона 173-ФЗ от 17.12.2001 «О трудовых пенсиях в РФ».

Из пенсионного дела следует, что на дату назначения пенсии стаж истца для определения пенсионного капитала составил: общий – 26 лет 02 мес. 00 дня, стаж работы по Списку № 1 – 16 лет 01 мес. 05 дней, стаж работы в РКС – 11 лет 07 мес. 23 дня.

При этом, период прохождения военной службы по призыву с 14 ноября 1978 года по 18 октября 1980 года зачтен ответчиком в общий трудовой стаж.

На основании решения Воркутинского городского суда от 02 апреля 2007 года, вступившего в законную силу, расчет пенсии произведен исходя из стажевого коэффициента 0,61, рассчитанного по специальному стажу. Требования о включении в специальный стаж службы в армии не были предметом иска, в связи с чем не рассмотрены судом.

Из материалов пенсионного дела следует, что период работы истца, следовавший после окончания военной службы, учтен ответчиком в специальный стаж по Списку №1.

Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 г. N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 г. N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 г. N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

В соответствии с подпунктом «к» пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590, служба в составе Вооруженных Сил СССР также засчитывается в стаж работы, при этом, при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда периоды, указанные в подпунктах "к" и "л", приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

Таким образом, на период прохождения истцом военной службы (с 14 ноября 1978 года по 18 октября 1980 года) действующее правовое регулирование предусматривало возможность зачета такой деятельности в специальный стаж работы, а дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления его прав в области пенсионного обеспечения.

Следовательно, спорный период подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права.

С учетом службы в рядах Советской Армии стаж истца на соответствующих видах работ составил 18 лет 00 месяцев 10 дней. Стажевой коэффициент, рассчитанный от продолжительности специального стажа истца, составит 0,63.

При таких обстоятельствах, суд обосновано удовлетворил исковые требования о перерасчете пенсии истца с учетом стажевого коэффициента 0,63, рассчитанного из специального стажа, и взыскании недоплаты с учетом индексации с 21 июля 2005 года.

В соответствии со ст. 98, 100 ГПК РФ суд с учетом объема и характера проделанной представителем работы, обосновано взыскал в счет возмещения расходов на оплату юридических услуг представителя ... рублей.

Довод апелляционной жалобы о том, что судом неправомерно учтен период военной службы истца в специальный стаж, является несостоятельным, поскольку основан на неверном толковании норм материального права.

Решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 20 февраля 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Воркута Республики Коми – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: