33-1428/2012 о выдаче удостоверения как вдове чернобыльца



Судья Тюрина Л.В. Дело № 33-1428АП/2012 г.

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Семенчиной Л.А.,

судей Ус Е.А., Захваткина И.В.,

при секретаре Шелеповой Н.В.,

рассмотрев в судебном заседании 26 апреля 2012 года дело по апелляционной жалобе Агентства Республики Коми по социальному развитию на решение Усть-Цилемского районного суда Республики Коми от 20 февраля 2012 года, которым исковые требования прокурора Усть-Цилемского района удовлетворены: Кириллова ФИО11 признана членом семьи инвалида вследствие чернобыльской катастрофы; Агентство Республики Коми по социальному развитию обязано выдать Кирилловой А.Г. удостоверение с отметкой «Посмертно» на имя умершего К.И.И., являющегося инвалидом вследствие чернобыльской катастрофы

заслушав доклад судьи Захваткина И.В., заключение прокурора Чершкуте Я.В., полагавшего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор Усть-Цилемского района Республики Коми обратился в суд в интересах Кирилловой А.Г. с иском к Агентству Республики по социальному развитию, ГУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Усть-Цилемского района» о признании Кирилловой А.Г. членом семьи инвалида вследствие чернобыльской катастрофы и обязании Агентство Республики Коми по социальному развитию выдать Кирилловой А.Г. удостоверение с отметкой «Посмертно» на имя умершего Кириллова И.И., являющегося инвалидом вследствие чернобыльской катастрофы.

В судебном заседании прокурор и истица поддержали заявленные требования.

Представитель Агентства Республики Коми по социальному развитию иск не признал.

Представитель ГУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Усть-Цилемского района» указал, что истица имеет право на получение мер социальной поддержки как член семьи инвалида вследствие чернобыльской катастрофы.

В апелляционной жалобе ответчик Агентство Республики Коми по социальному развитию просит об отмене решения суда, указав о нарушении судом норм материального права.

Проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Из материалов дела следует, что истица являлась супругой К.И.И.., который в ... году принимал участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы. ... года признан инвалидом .... ... К.И.И.. умер. Экспертным заключением Центрального межведомственного экспертного совета от ... года установлено, что имевшиеся у К.И.И. заболевания связаны с работами по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

Согласно части 4 статьи 15 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, выдаются специальные удостоверения инвалидов, а гражданам, указанным в пунктах 3 и 4 части первой статьи 13 настоящего Закона, выдаются удостоверения участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и нагрудные знаки. Эти документы дают право на меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, с момента их предъявления.

Приказом МЧС РФ № 728, Минздравсоцразвития РФ № 832, Минфина РФ № 166н от 08 декабря 2006 года (редакция от 24 июня 2009 года) утвержден «Порядок и условия оформления и выдачи удостоверения гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы», в котором указано, что членам семьи, указанным в подпункте «г» пункта 2 Порядка (потерявшим кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС или умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, указанным в части четвертой статьи 14 Закона № 1244-1), уполномоченным органом выдается удостоверение, которое оформляется на имя умершего (погибшего) гражданина, из числа граждан, указанных в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 Закона, фотография в удостоверение не вклеивается, а на ее месте делается надпись черными чернилами "Посмертно" и заверяется гербовой печатью уполномоченного органа.

Для оформления и получения удостоверения члены семьи, потерявшие кормильца, обращаются в уполномоченные органы и прилагают одним из документов удостоверение умершего гражданина, выданное ранее или в соответствии с настоящим Порядком.

Часть 7 статьи 24 Закона № 1244-1 содержит указание, что установление причинной связи развившихся заболеваний и инвалидности с последствиями чернобыльской катастрофы осуществляется межведомственными экспертными советами и военно-врачебными комиссиями.

Доводы жалобы, что истице не может быть выдано удостоверение инвалида вследствие чернобыльской катастрофы на имя умершего, так как экспертное заключение вынесено после смерти, судебная коллегия находит неосновательными.

Указанные доводы ответчик основывает на определении Конституционного Суда Российской Федерации от 16 декабря 2008 года № 1085-О-П «По жалобе Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации на нарушение конституционных прав гражданки Колковой Валентины Евгеньевны частью четвертой статьи 14 и частью четвертой статьи 15 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в котором разъяснено, что положения части четвертой статьи 14 и части четвертой статьи 15 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» - в системе действующего правового регулирования и с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации - не могут рассматриваться как препятствующие признанию права на получение мер социальной поддержки членов семьи инвалида, процедура оформления специального удостоверения которому не была завершена, при условии, что причинная связь вызвавшего инвалидность заболевания с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы подтверждается вынесенным при его жизни заключением межведомственного экспертного совета или военно-врачебной комиссии.

Указание Конституционным Судом Российской Федерации в определении о недопустимости отказа в выдаче удостоверения, если гражданин получил экспертное заключение при жизни, относилось к обстоятельствам рассмотренного дела. Вместе с тем, законодательство и разъяснения Конституционного Суда Российской Федерации в указанном определении не предусматривают отказа в оформлении экспертного заключения и последующего получения удостоверения, если экспертное заключение не могло быть получено по не зависящим обстоятельствам.

О данной правовой позиции также следует из указанного определения Конституционного Суда Российской Федерации, где разъясняется, что выдача удостоверения, подтверждающего право на возмещение вреда и получение мер социальной поддержки, является завершающим этапом правоприменительной процедуры и представляет собой формальное подтверждение специального правового статуса инвалида вследствие чернобыльской катастрофы, установленного на основании документов, подтверждающих наличие юридических фактов, которые обусловливают возмещение вреда и предоставление предусмотренных законом мер социальной поддержки. Если названные юридические факты были подтверждены необходимыми документами, гражданину не может быть отказано в выдаче удостоверения. Соответственно, членам семьи умершего кормильца при наличии заключения межведомственного экспертного совета об установлении причинной связи заболевания, обусловившего возникновение у него инвалидности, с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы должно быть выдано удостоверение, дающее право на меры социальной поддержки, в том случае, когда кормилец при жизни не успел его оформить, при отсутствии иных установленных законом препятствий.

В противном случае процедура оформления удостоверения в порядке, предусмотренном подзаконным нормативным правовым актом, блокировала бы признание права членов семьи на возмещение вреда, причиненного смертью кормильца, в случаях, когда его специальный правовой статус не получил окончательного формального подтверждения по не зависящей от него причине, однако была установлена причинная связь приведшего к инвалидности заболевания с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, что вступало бы в противоречие со статьями 19 (части 1 и 2), 39 (часть 1) и 42 Конституции Российской Федерации.

Экспертным заключением подтверждается, что оно было выдано на основании ходатайства К.И.И.

Учитывая, что экспертное заключение не было получено в связи со смертью К.И.И.., истица имеет право на выдачу ей удостоверения инвалида вследствие ....

В связи с изложенным экспертное заключение от ... года выдано обоснованно и является основанием для выдачи Кирилловой А.Г. удостоверения с отметкой «Посмертно» на имя умершего К.И.И. являющегося инвалидом вследствие чернобыльской катастрофы.

Доводы жалобы, что Агентство не является ответчиком, так как бланки удостоверений выдаются Министерством здравоохранения и социального развития РФ не основаны на нормах права.

В силу пункта 9 «Порядка и условий оформления и выдачи удостоверения…» Министерством здравоохранения и социального развития РФ бланки удостоверений выдаются представителю уполномоченного органа на основании заявки и доверенности, оформленных в установленном порядке, что свидетельствует о том, что только от деятельности Агентства зависит процедура истребования бланков удостоверений и их последующая выдача гражданам.

Таким образом, разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил правильное по существу решение, оснований для отмены которого по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Усть-Цилемского районного суда Республики Коми от 20 февраля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Агентства Республики Коми по социальному развитию - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи