Судья Огнева С.Б. Дело № 33-1440/2012 О П Р Е Д Е Л Е Н И Е СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ в составе председательствующего Ивановой Е.А. судей Головкова В.Л. и Костенко Е.Л. при секретаре Ваховской И.В. рассмотрела в судебном заседании 23 апреля 2012 года дело по апелляционной жалобе Агентства Республики Коми по социальному развитию на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 19 января 2012 года, которым Признан незаконным отказ Агентства Республики Коми по социальному развитию в предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения Кузьминой И.Н. (члену семьи погибшего (умершего) участника ВОВ). Агентство Республики Коми по социальному развитию обязано предоставить Кузьминой И.Н. (члену семьи погибшего (умершего) участника ВОВ) единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилого помещения. Заслушав доклад судьи Ивановой Е.А., объяснения представителя истца Янчук И.Н., заключение прокурора Шевелевой М.Г., судебная коллегия У С Т А Н О В И Л А: Прокурор Койгородского района в интересах Кузьминой И.Н. обратился в суд с иском к Агентству Республики Коми по социальному развитию о признании незаконным отказа в предоставлении единовременной денежной выплаты, возложении обязанности по предоставлению единовременной денежной выплаты на приобретение жилья. В обоснование заявленных требований указал, что Кузьмина И.Н. проживает в непригодном для проживания жилом помещении, как член семьи погибшего участника Великой Отечественной войны имеет право на соответствующую социальную поддержку. Судом к участию в деле в качестве третьего лица привлечена администрация сельского поселения «Кажым». В судебном заседании помощник прокурора г. Сыктывкара и представитель Кузьминой И.Н. – Янчук И.Н. на удовлетворении заявления настаивали. Представитель ответчика иск не признала, ссылаясь на то, что истец намеренно ухудшила свои жилищные условия, а также на то, что жилой дом истца признан непригодным администрацией МО МР «Койгородский» с превышением полномочий. Суд принял приведенное выше решение. В апелляционной жалобе Агентство Республики Коми по социальному развитию не согласно с решением суда и просит его отменить в связи с нарушением норм материального и процессуального права. Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на апелляционную жалобу, представленных Кузьминой И.Н. и прокуратурой Койгородского района, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения, постановленного в соответствии с установленными в суде обстоятельствами, имеющими юридическое значение, и требованиями закона. Согласно ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. В том числе п. 4 указанной статьи предусмотрено обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения. На основании ст. 23.2 указанного Федерального закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14,16 и 21 Федерального закона «О ветеранах» категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст. 14,15,17-19,21 Закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» нуждающиеся в улучшении жилищных условий Ветераны Великой Отечественной войны, члены семей умерших инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющие право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» должны быть обеспечены жильем. В силу ст. 1 Закона Республики Коми от 06.10.2006 № 69-РЗ «О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан» формой обеспечения жильем граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляемой на основании письменных заявлений граждан относящихся к категориям, установленным ст. 14,15,17-19,21 Федерального закона «О ветеранах», является предоставление в порядке, определенном Правительством Республики Коми, единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения. Постановлением Правительства Республики Коми от 22.03.2010 № 58 «О мерах по реализации Закона Республики Коми «О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан» предусмотрено, что уполномоченным органом по предоставлению указанных мер является Агентство Республики Коми по социальному развитию. Согласно пункту 3 указанного Постановления Агентство Республики Коми по социальному развитию на основании списков, предоставляемых органами местного самоуправления, обеспечивает формирование и ведение республиканского списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий категорий вышеназванных лиц по Закону «О ветеранах». В ходе производства по делу установлено, что Кузьмина И.Н. имеет право на льготы, установленные для членов семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны. Истица с ДД.ММ.ГГГГ проживает и зарегистрирована в ... и с ДД.ММ.ГГГГ состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрации сельского поселения «Кажым». 19.08.2011 Кузьмина И.Н. обратилась в Агентство Республики Коми по социальному развитию с заявлением о предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилья. Приказом Агентства Республики Коми по социальному развитию от 21.09.2011 г. № 2698 Кузьминой И.Н. отказано в предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилья согласно ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации (намеренное ухудшение жилищных условий). Удовлетворяя исковые требования, суд исходил из наличия оснований для признания истицы нуждающейся в улучшении жилищных условий. При этом указал, что факт намеренного ухудшения истицей своих жилищных условий с целью получения единовременной выплаты не нашел своего подтверждения и опровергается совокупностью исследованных судом доказательств. Указанные выводы суда подтверждаются совокупностью исследованных судом доказательств. В силу ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1, действующей по доверенности в интересах Кузьминой И.Н., и ФИО2 заключен договор дарения дома и земельного участка, расположенных по адресу: .... Кузьмина И.Н. после отчуждения данного жилого дома продолжает проживать в нем, ее право пользования домом никем не оспаривается. Достоверных доказательств того, что отчуждение жилого дома произведено истицей в целях приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, ответчиком не представлено. При таких условиях оснований для признания факта намеренного ухудшения истицей жилищных условий и отказа ей в связи с этим в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий не имеется. На основании положений ч. 3 п. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются лица, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. Заключением межведомственной комиссии, назначенной распоряжением Главы администрации МР «Койгородский» от 06.06.2011 № 236, ... признан ветхим, непригодным для проживания. Согласно заключению дальнейшая эксплуатация жилого дома невозможна. Требования, которым должно отвечать жилое помещение, установлены Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47. Пункт 12 Положения предусматривает, что жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных. Актом обследования жилого помещения ... Республики Коми от 06.06.2011 установлено отсутствие в доме хозяйственно-питьевого водоснабжения и канализации. Учитывая, что в с. Кажым имеются централизованные инженерные системы, суд правильно посчитал, что занимаемое истцом жилое помещение не отвечает установленным для жилых помещений требованиям и применительно к условиям данного населенного пункта не является благоустроенным жилым помещением, в связи с чем обоснованно признал, что Кузьмина И.Н. нуждается в улучшении жилищных условий и удовлетворил требования прокурора о предоставлении ей единовременной социальной выплаты на приобретение жилья. Доводы жалобы о том, что обследование ... произведено не управомоченным органом, а также по заявлению ненадлежащего лица, ранее являлись предметом рассмотрения суда, давшего им должную правовую оценку, отраженную в решении. При этом суд пришел к правильному выводу о том, что несоответствие порядка обследования дома межведомственной комиссией установленным требованиям, при том, что факты, изложенные в заключении, равно, как и само заключение, никем не оспорены, само по себе не является основанием для отказа Кузьминой И.Н., имеющей статус вдовы умершего участника Великой Отечественной войны, в предоставлении единовременной социальной выплаты на приобретение жилья. Решение является законным и обоснованным, постановленным в соответствии с нормами процессуального и материального права, регулирующих спорные правоотношения, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, основаны на доказательствах, проверенных и оцененных судом по правилам статьи 67 ГПК РФ, материальный закон, подлежащий применению по данному делу, истолкован верно. Руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия О П Р Е Д Е Л И Л А: Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 19 января 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Агентства Республики Коми по социальному развитию – без удовлетворения. Председательствующий: Судьи: