33-1886/2012 земельный спор



Судья Сухопаров В.И. № 33-1886АП/2012 г.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА

РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Белова Н.Е.

судей Головкова В.Л. и Смирновой Н.И.,

при секретаре Вахниной Е.А.

рассмотрев в судебном заседании 21 мая 2012 года

дело по апелляционной жалобе Трофимовой Л.Л. на решение Сыктывдинского районного суда от 14 марта 2012 года, по которому признано за Трофимовой Л.Л. право на получение в собственность бесплатно в первоочередном порядке, без проведения торгов земельного участка в месте, максимально приближенном к месту жительства родных, близких и к лечебно-профилактическим учреждениям, с хорошими подъездными путями.

Возложена обязанность на администрацию в первоочередном порядке предоставить Трофимовой Л.Л. в собственность бесплатно без проведения торгов земельный участок для индивидуального жилищного строительства в месте, максимально приближенном к месту жительства родных, близких и к лечебно-профилактическим учреждениям, с хорошими подъездными путями.

В удовлетворении остальной части заявленных исковых требований отказано.

Заслушав доклад судьи Белова Н.Е., пояснения представителя истца Вирячевой С.Ю., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Трофимова Л.Л. обратилась в суд с исковым заявлением к администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» о признании права на получение земельного участка в первоочередном порядке в месте, максимально приближенном к месту жительства родных, близких и к лечебно-профилактическим учреждениям, с хорошими подъездными путями, возложении обязанности в первоочередном порядке предоставить в собственность земельный участок для индивидуального жилищного строительства бесплатно, без проведения торгов, признании незаконным отказа предоставления в собственность земельного участка, расположенного по адресу: ..., признании права на получение вышеназванного земельного участка и предоставлении его в собственность в первоочередном порядке. В обоснование заявленных требований истец указала, что относится к лицам, имеющим статус инвалида, и в соответствии со ст. 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24ноября1995года N181-ФЗ имеет право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства. На основании опубликованной на официальном сайте администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» и в от ... года газеты «Наша жизнь» информации о планируемом предоставлении земельных участков на праве аренды в соответствии с ч. 1 ст. 34 Земельного кодекса РФ, истица 06 сентября 2011 года обратилась с заявлением к ответчику о предоставлении ей земельного участка ..., площадью ... кв. м. По результатам рассмотрения заявления администрацией муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» был дан ответ, содержащий разъяснения порядка предоставления земельных участков на общих основаниях по результатам проведения торгов. Кроме того, в ответе указано, что после утверждения положения комиссии по предоставлению земельных участков в первоочередном порядке будет сформирована очередь льготной категории граждан. Истец указывает на свое несогласие с действиями администрации, в связи с чем, просит признать за ней право на первоочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства, признать незаконным отказ администрации, признать право на получение земельного участка ..., возложить обязанность на ответчика предоставить испрашиваемый ею земельный участок без проведения торгов.

Определением Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 13 декабря 2011 года в порядке ст.43 ГПК РФ в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены к участию в деле Кузнецов Д.В., Малыгин И.Н., Мишарин С.А.

Представители истца по доверенности Трофимова (Вирячева) С.Ю. и Сердитов А.Н. в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме по доводам, изложенным в иске.

Представитель ответчика администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» Абрасева Н.С., действующая на основании доверенности, в судебном заседании с требованиями истца не согласилась.

Третьи лица, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Кузнецов Д.В., Малыгин И.Н., Мишарин С.А., извещенные надлежащим образом о дате и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суд не известили, не просили о рассмотрении дела в их отсутствие. Суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке.

Суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Трофимова Л.Л. с решением суда в той части в которой в иске отказано несогласна и просит решение суда в указанной части отменить, указывая, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение по делу и неверно применены нормы материального права.

О дне, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы стороны апелляционным судом извещены. Стороны: истец и представитель ответчика, третьи лица в судебное заседание не явились. Апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон и третьих лиц.

В судебном заседании представитель истца Трофимовой Л.Л. по доверенности Вирячева С.Ю. на доводах апелляционной жалобы настаивала.

По делу установлено, что на основании публикации в газете «Наша жизнь» от ... информации администрации МО МР «Сыктывдинский» о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного в с..., Трофимова Л.Л. 06.09.2011 и 28.10.2011 обратилась с заявлениями в администрацию МО МР «Сыктывдинский» о предоставлении указанного земельного участка в первоочередном порядке на основании ч.14 ст.17 Федерального Закона № 181-ФЗ от 24.11.1995 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», указав, что является инвалидом ..., и приложив к заявлению справку от 26.05.2010, подтверждающую инвалидность.

Администрацией МО МР «Сыктывдинский» на обращение Трофимовой Л.Л. дан ответ, что её право на первоочередное предоставление испрашиваемого земельного участка, расположенного в с..., не может быть реализовано, поскольку о предоставлении в аренду указанного участка поступили заявления также и от других граждан. Поэтому, в соответствии со ст.30.1 Земельного кодекса РФ будет проведен аукцион по продаже права на заключение договора аренды данного земельного участка. Кроме того, истице сообщено, что администрацией муниципального образования района будет сформирована очередь из льготной категории граждан, имеющих право на получение земельных участков без торгов для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства.

Постановлением администрации МО МР «Сыктывдинский» от 09.11.2011 № 11/2492 утверждена постоянно действующая комиссия по предоставлению земельных участков для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства с возможностью возведения жилого дома в собственность льготной категории граждан на территории муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» и положение о Комиссии (Приложение к Постановлению от 09.11.2011 № 11/2492).

На заседании Комиссии от 10.11.2011 принято решение сформировать очередь льготной категории граждан с даты подачи заявления, при наличии полного пакета документов, не учитывая общую очередь, переданную с сельских поселений.

Истица Трофимова Л.Л. включена в льготную очередь на предоставление земельного участка в собственность без проведения торгов под с датой подачи заявления от 03.10.2011.

Проверив законность решения суда в порядке ст. 327.1 ГПК РФ по доводам апелляционной жалобы, обсудив их, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда в части отказа истице о предоставлении в собственность без проведения торгов земельного участка, расположенного в ..., и считает возможным вынести в этой части новое решение об удовлетворении требований истицы.

Разрешая спор и принимая решение, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что поскольку истица является инвалидом ..., нуждается в улучшении жилищных условий, она имеет право на получение в собственность бесплатно в первоочередном порядке без проведения торгов земельного участка, в месте максимально приближенном к месту жительства родных, близких и к лечебно-профилактическим учреждениям, с хорошими подъездными путями и, что администрация муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» обязана в первоочередном порядке предоставить ей в собственность бесплатно без проведения торгов земельный участок для индивидуального жилищного строительства в месте, максимально приближенном к месту жительства родных, близких и к лечебно-профилактическим учреждениям, с хорошими подъездными путями.

В то же время, судебная коллегия признает ошибочным вывод суда первой инстанции, что поскольку ответчиком начата процедура по передаче земельного участка в аренду в порядке, предусмотренном статье 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации, поэтому испрашиваемый земельный участок, расположенный в ..., не может быть предоставлен истице в первоочередном порядке в собственность бесплатно без проведения торгов.

Принимая решение в указанной части, суд не учел, что ответчиком, кроме публикации в газете информации о предоставлении земельных участков на условиях аренды, никаких мероприятий на день поступления заявлений граждан в администрацию муниципального образования муниципального района о предоставлении земельных участков в аренду согласно информации в газете не проводилось, для проведения торгов предварительно не были реализованы необходимые мероприятия по подготовке к проведению аукциона по предоставлению земельного участка, решение о проведении аукциона не принято, земельный участок на аукцион не выставлен.

Согласно части 14 статьи 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.

В соответствии с Правилами предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.07.1996 за N 901, инвалиды и семьи, имеющие детей - инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, установленных Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с установленным порядком и положениями настоящих Правил.

Согласно части 1 статьи 5 Закона Республики Коми от 28.06.2005 № 59-РЗ «О регулировании некоторых вопросов в области земельных отношений» (далее Закон Республики Коми 59-РЗ) предоставление земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Коми или муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в собственность граждан бесплатно осуществляется в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами и законами Республики Коми, а также в случаях, определенных в частях 2 и 2-1 настоящей статьи.(в ред. Закона РК от 01.07.2010 N 87-РЗ.)

Часть 2 статьи 5 Закона Республики Коми от 28.06.2005 № 59-РЗ определяет категорию граждан, которым земельные участки для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства с возможностью возведения жилого дома предоставляются в собственность без проведения торгов.

В пункте ... части 2 статьи 5 Закона Республики Коми от 28.06.2005 № 59-РЗ указаны инвалиды ....

В соответствии с частью 3 статьи 5 Закона Республики Коми от 28.06.2005 № 59-РЗ ( в редакции Закона РК от 01.07.2010 № 87-РЗ) земельные участки предоставляются по месту жительства граждан из числа категорий, указанных в части 2 настоящей статьи, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий и не имеющих земельных участков в постоянном (бессрочном) пользовании либо пожизненно наследуемом владении, либо переданных им по договору аренды, предоставленных для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства, или не имеющих земельных участков, ранее предоставленных в собственность гражданам бесплатно для указанных целей.

Согласно части 4 статьи 5 указанного Закона Республики Коми ( в редакции 01.07.2010 № 87-РЗ) предоставление земельных участков в собственность граждан бесплатно для индивидуального жилищного строительства в установленных настоящей статьей случаях осуществляется без проведения торгов.

Предоставление земельных участков гражданам, имеющим право на бесплатное предоставление в собственность земельных участков, осуществляется в порядке очередности поступления заявлений указанных граждан о предоставлении земельных участков.

В соответствии с частью 9 статьи 5.1 Закона Республики Коми № 59-РЗ уполномоченный орган исполнительной власти Республики Коми или орган местного самоуправления, предусмотренные в части 1 настоящей статьи, в течение 14 дней со дня получения документов и информации, указанных в части 7 настоящей статьи, принимают в отношении гражданина, имеющего право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка, одно из следующих решений:

1) о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно;

2) об отказе в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно при наличии оснований, установленных частью 12 настоящей статьи;

3) о включении в список граждан, имеющих право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка (далее - список), - при отсутствии сформированных земельных участков для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства с возможностью возведения жилого дома в соответствии с законодательством для указанных граждан.

Основания, по которым гражданам может быть отказано в предоставлении земельного участка бесплатно без проведения торгов, предусмотрены частью 12 статьи 5.1 Закона Республики Коми от 28.06.2005 № 59-РЗ. Перечень оснований является исчерпывающим.

При этом, Закон Республики Коми № 59-РЗ не предусматривает основания отказа в предоставлении земельных участков гражданам, перечень которых определен частью 2 статьи 5, по тому основанию, что земельный участок, который просит предоставить гражданин, не сформирован, так как в соответствии с абзацем вторым части 10 статьи 5.1 Закона Республики Коми № 59-РЗ граждане, имеющие право на бесплатное предоставление в собственность земельных участков, имеют право обеспечить за свой счет выполнение кадастровых работ в отношении испрашиваемого земельного участка и осуществить его государственный кадастровый учет.

Из апелляционной жалобы истицы следует, что она согласна за свой счет обеспечить выполнение кадастровых работ в отношении испрашиваемого земельного участка и осуществить его государственный кадастровый учет.

Согласно части 1 статьи 30 Земельного кодекса РФ земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду, а в случаях, установленных подпунктами 5 и 5.1 пункта 1 статьи 24, - в безвозмездное срочное пользование без предварительного согласования места размещения объекта.(в ред. Федеральных законов от 18.12.2006 N 232-ФЗ, от 30.11.2011 N 349-ФЗ)

Согласно части 3 статьи 30.1 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка.

В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".

В случае, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину, указанному в абзаце первом настоящего пункта. Договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанными гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка.

В случае поступления заявления о предоставлении в аренду такого земельного участка проводится аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка.

Довод истицы в апелляционной жалобе, что её право на первоочередное предоставление земельного участка в собственность бесплатно без проведения торгов нарушено, судебная коллегия признает состоятельным как основание к отмене решения суда в части отказа в предоставлении ей испрашиваемого земельного участка.

Как было указано выше особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, содержатся в ст. 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 30.1 ЗК РФ продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случая, установленного п. 27 ст. 38.1 ЗК РФ (если аукцион признан не состоявшимся по причине участия в нем менее двух участников).

Аукцион представляет собой продажу, в частности имущества, с публичных торгов, при которой продаваемое имущество приобретается лицом, предложившим наивысшую цену, тогда как право на первоочередное получение чего-либо предполагает безусловное предоставление при отсутствии торгов. Действующим законодательством не предусмотрены какие-либо льготы для лиц, участвующих в аукционе. Таким образом, в рамках аукциона, проведение которого предполагает соблюдение определенных условий (внесение задатка, "шаг аукциона" и т.д.), а также обязательное участие нескольких лиц, невозможна реализация принципа первоочередности предоставления гражданам земельных участков.

Поэтому при предоставлении инвалиду земельного участка для жилищного строительства в соответствии со ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" по договору купли-продажи торги не проводятся.

Земельным кодексом Российской Федерации и Законом Республики Коми от 28.06.2005 № 59-РЗ, иными законами Республики Коми не определена категория граждан, имеющих право в первоочередном порядке на предоставление земельного участка в аренду или в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства либо ведения подсобного личного хозяйства с возможностью строительства жилого дома.

Так, в части 2 статьи 5 Закона Республики Коми от 28.06.2005 № 59-РЗ определена только категория граждан, которым земельные участки для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства с возможностью возведения жилого дома предоставляются в собственность без проведения торгов. Право первоочередного предоставления земельного участка той или иной категории граждан, указанных в части 2 статьи 5, Закон Республики Коми № 59-РЗ, не определяет.

Для инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, право на первоочередное предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства определено статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Судебная коллегия находит, что право истца администрацией МО МР «Сыктывдинский» на первоочередное предоставление испрашиваемого земельного участка в первоочередном порядке без проведения торгов нарушено. Следует признать, что действия ответчика при разрешении поступившего к нему заявления истца от 6 сентября 2011 года не соответствовали требованиям статьи 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и статьи 5 Закона Республики Коми № 59-РЗ «О регулировании некоторых вопросов в области земельных отношений» и ответчиком истцу необоснованно отказано в реализации его права на бесплатное предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства в первоочередном порядке как лицу, нуждающемуся в улучшении жилищных условий.

Из дела следует, что на основании публикации в газете «Наша жизнь» от ... информации о предоставлении земельных участков в аренду с заявлениями в администрацию МО МР «Сыктывдинский» о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного в ..., кроме Трофимовой Л.Л. обратились также трое граждан, проживающих в г.Сыктывкаре, то есть за пределами Сыктывдинского района, и только Трофимовой Л.Л. ответчику были представлены документы, подтверждающие её право на первоочередное предоставление земельного участка, как лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий.

По состоянию на 16 ноября 2011 года, на дату ответа администрации МО МР «Сыктывдинский» по заявлениям истца от 6 сентября 2011 года и от 28 октября 2011 года, что в отношении испрашиваемого земельного участка в соответствии с положениями Земельного кодекса РФ будет проведен аукцион, поскольку поступили заявления других граждан, претендующих на этот земельный участок, у администрации МО МР «Сыктывдинский» имелись основания для прекращения начатой процедуры и предоставления испрашиваемого земельного участка истцу либо предоставления ей иного сформированного земельного участка, пригодного для целей индивидуального жилищного строительства, в месте максимально приближенном к месту жительства родных, близких истицы и к лечебно-профилактическим учреждениям, с хорошими подъездными путями, в силу того, что с 24 марта 1994 года Трофимова Л.Л. состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, а с 16 декабря 1999 года в очереди, сформированной в администрации сельского поселения «Выльгорт» на предоставление земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства и, в соответствии со ст.17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», статьи 5 Закона Республики Коми от 28.06.2005 № 59-РЗ ( в редакции Закона РК от 01.07.2010 № 87-РЗ) как инвалид ... нуждающаяся в улучшении жилищных условий, имеет право на первоочередное предоставление земельного участка без проведения торгов.

Однако, в нарушение названных требований закона ответчик не предложил истице в целях реализации её права на первоочередное предоставление земельного участка взамен участка, расположенного в ..., другой сформированный земельный участок, пригодный для целей индивидуального жилищного строительства, в месте, максимально приближенном к месту жительства родных, близких истицы и к лечебно-профилактическим учреждениям, с хорошими подъездными путями.

Как следует из объяснения представителя ответчика в судебном заседании на день разрешения спора в суде, испрашиваемый земельный участок не сформирован и на кадастровый учет не поставлен, торги не проведены. Других сформированных земельных участков для предоставления льготной категории граждан, поименованных в статье 5 Закона Республики Коми № 59-РЗ, в собственность бесплатно без проведения торгов в настоящее время у ответчика не имеется.

Ответчиком не представлены суду доказательства, что, кроме публикации в газете информации о предоставлении земельного участка в аренду, в отношении испрашиваемого истцом земельного участка до обращения гражданина-инвалида с заявлением о предоставлении конкретного земельного участка ответчиком были реализованы необходимые мероприятия по подготовке к проведению аукциона по предоставлению земельного участка.

Истица согласна за свой счет обеспечить выполнение кадастровых работ в отношении испрашиваемого земельного участка и осуществить его государственный кадастровый учет, поэтому то обстоятельство, что испрашиваемый истицей земельный участок не сформирован и не поставлен на кадастровый учет, не может служить основанием для отказа в предоставлении ей указанного земельного участка в собственность бесплатно и без проведения торгов.

Других лиц, имеющих право на первоочередное предоставление земельного участка и претендующих на земельный участок, расположенный в ..., право которых может быть при удовлетворении заявления истицы нарушено, по делу не установлено.

При этом следует также учесть, что, не соглашаясь с заявленными истицей требованиями, спорный земельный участок ответчик намерен реализовать именно на торгах, а не направить для предоставления гражданам, состоящим на учете в администрации муниципального образования муниципального района и имеющим право на предоставление земельных участков в собственность без проведения торгов.

С учетом изложенного, судебная коллегия находит, что требования истицы о предоставлении ей земельного участка, расположенного в ..., как о том ставится вопрос в апелляционной жалобе, являются обоснованными.

Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Сыктывдинского районного суда от 14 марта 2012 года в части отказа Трофимовой Л.Л. в иске к администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» о предоставлении в собственность бесплатно без проведения торгов земельного участка, расположенного по адресу: ..., отменить.

Вынести в этой части по делу новое решение.

Обязать администрацию муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» предоставить Трофимовой Л.Л. в собственность бесплатно без проведения торгов земельный участок, расположенный по адресу: ....

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Председательствующий

Судьи